Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:01, курсовая работа
целью курсовой работы является исследование теоретических основ мотивации и стимулирования, выработка в соответствии с этим подхода к совершенствованию мотивации.
Для реализации цели курсовой работы необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть ключевые понятия и концепцию системы мотивации труда в организации
2. Выделение основных факторов мотивации персонала
3. Рассмотреть существующие теории мотивации
Введение 3
1. Мотивация персонала как фактор повышения эффективности менеджмента 4
1.1 Роль и значение мотивации персонала 4
1.2 Методы стимулирования персонала 7
2. Концептуальные основы мотивации 11
2.1 Управление мотивационным процессом 11
2.2 Содержательные теории мотивации 17
2.3 Процессуальные теории мотивации 21
3. Разработка эффективной системы мотивации персонала 26
Заключение 29
Список литературы
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их комбинации. Для эффективного управления мотивацией необходимо использовать в управлении предприятием все три группы методов. Так, использование только властных и материальных мотиваций не позволяет мобилизовать творческую активность персонала на достижение целей организации. Для достижения максимальной эффективности необходимо применение духовной мотивации.
Приведенная
схема классификации методов
стимулирования является классической.
В современном менеджменте
1. Экономические стимулы всех типов (зарплата во всех ее разновидностях, включая контрактную, премии, льготы, страховки, беспроцентные кредиты и т.п.).
Успешность их воздействия определяется тем, насколько коллектив понимает принципы системы, признает их справедливыми, в какой мере соблюдается неотвратимость поощрения (наказания) и результатов работы, их тесная связь во времени.
2. Управление по целям. Эта система широко используется в США и предусматривает установление для личности или группы цепи целей, способствующих решению главной задачи организации (достижение определенных количественных или качественных уровней, повышение квалификации персонала и т.п.). Достижение каждой цели автоматически означает повышение уровня зарплаты или другую форму поощрения.
3. Обогащение труда - эта система в большей степени относится к неэкономическим методам и означает предоставление людям более содержательной, перспективной работы, значительной самостоятельности в определении режима труда, использовании ресурсов. Во многих случаях к этому добавляется и рост оплаты труда, не говоря уже о социальном статусе.
4. Система участия в настоящее время существует в многообразных формах: от широкого привлечения коллектива к принятию решений по важнейшим проблемам производства и управления (Япония) до соучастия в собственности путем приобретения акций собственного предприятия на льготных условиях (США, Англия).
В
рамках этих групп методов сегодня
разрабатываются отдельные
2.
Концептуальные основы
2.1
Управление мотивационным
Мотивация
человеческого поведения
Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации, основанные на различных теориях мотивации. Они позволили поставить управление мотивацией на научную основу. Благодаря им руководители различных организаций стали понимать, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать удовлетворить ему важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации. Еще не так давно руководители могли мотивировать подчиненных почти только экономически, поскольку поведение людей определялось, в основном, их потребностями низших уровней. Сегодня ситуация изменилась. Благодаря высоким заработкам и социальным благам, даже люди, находящиеся на низших ступенях иерархической лестницы организации, стоят на относительно высоких ступенях иерархии.
Каждая теория мотивации пытается найти универсальный подход, применимый к любому человеку в любой организации (не будучи предназначенной для этого), но этим лишь приоткрывает новый пласт человеческой психики, доказывая ее космическую не изученность и не классифицируемость. Так, например, в концепции Маслоу потребности расположены иерархически, и восхождение по ним идет снизу вверх. В теории Альдерфера также имеется определенная иерархия, но движение по ней может осуществляться как снизу вверх, так и обратно. Исследую выкладки Герцберга, можно увидеть, что один и тот же мотивационный фактор может вызвать удовлетворение работой у одного человека и неудовлетворение у другого, и наоборот.
Наиболее подробно мотивационные факторы (потребности) изложены А. Маслоу. Все другие подходы умещаются в рамки, заданные его теорией, и мотивационные факторы, которые выделяют авторы этих теорий, не выходят из этих рамок, лишь устанавливают новые связи между ними.
В каждой теории есть ядро, которое позволяет сделать некоторые выводы о механизме мотивации человека, но применение этих выводов будет действенным лишь для определенной категории людей, находящихся в определенном состоянии на определенном этапе развития. Эффективность знаний о мотивационной сущности человека всегда находится в зависимости от эмпирических способностей руководителей.
Применение любой теоретической разработки на практике требует изучения не только внешней среды, на базе которой она будет развертываться, но и внутренней среды, то есть самого человека.
Вот некоторые переменные, которые следует детерминировать, прежде чем выбрать конкретную теорию:
Чтобы избежать неполноценности каждой теории, руководители должны быть знакомы со всеми пятью содержательными теориями мотивации, и применять их, исходя из своего опыта и эвристических выкладок.
Как побудить людей работать хорошо, добросовестно, энергично, как повысить энергию подчиненных и направить ее на достижение целей организации, как повысить мотивацию? Эти вопросы всегда встают перед руководителем, и он должен иметь в виду две цели:
Таблица 1
Регуляторы мотивации
Рабочая среда | Вознаграждения | Безопасность |
Удобное
рабочее место;
Низкий уровень шума; Эргономика; Дизайн; Столовая; Чистота; |
Хорошая зарплата
справедливое вознаграждение по результатам
работы;
Социальные блага (жилье, медобслуживание, детсады, санатории, спорт и культурный отдых, оплаченное питание и пр.) |
Ощущение своей
принадлежности, нужности для фирмы;
Уважение, признание, одобрение со стороны коллег и руководителя; Хорошие отношения в коллективе. |
Личный рост | Чувство причастности | Интерес и вызов |
Возможности
для обучения;
Возможность карьеры; Рост ответственности и влияния; Возможность эксперимента, творчества, самовыражения |
Ощущение полезности
своей работы;
Информированность о делах, планах, перспективах фирмы; Интерес и учет руководством личных мнений работников; Совместное принятие решений. |
Интересная работа;
Усложняющаяся работа, требующая роста мастерства; Возрастающая ответственность; Соревновательный эффект (быть лучше другого) постановка трудных интересных трудовых целей. |
В
современном менеджменте
Информация о работе Мотивация и стимулирование персонала организации