Мотивация и стимулирование персонала организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

целью курсовой работы является исследование теоретических основ мотивации и стимулирования, выработка в соответствии с этим подхода к совершенствованию мотивации.
Для реализации цели курсовой работы необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть ключевые понятия и концепцию системы мотивации труда в организации
2. Выделение основных факторов мотивации персонала
3. Рассмотреть существующие теории мотивации

Содержание

Введение 3
1. Мотивация персонала как фактор повышения эффективности менеджмента 4
1.1 Роль и значение мотивации персонала 4
1.2 Методы стимулирования персонала 7
2. Концептуальные основы мотивации 11
2.1 Управление мотивационным процессом 11
2.2 Содержательные теории мотивации 17
2.3 Процессуальные теории мотивации 21
3. Разработка эффективной системы мотивации персонала 26
Заключение 29
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая. менеджмент.docx

— 65.46 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Тюменский  государственный нефтегазовый университет»

Филиал  Тобольский индустриальный институт 
 

Кафедра гуманитарных дисциплин 
 

Курсовая  работа

По дисциплине: «Основы менеджмента»

На тему: «Мотивация и стимулирование персонала  организации» 
 
 
 

Выполнил: ст.гр. ФБМ-09

Рычкова А. И.

Проверил: ассистент Росина А.Г. 
 
 
 
 

Тобольск 2011

     Содержание 

     Введение                                                                                                             3      

      1. Мотивация персонала как фактор повышения эффективности менеджмента                                                                                                            4

     1.1 Роль и значение мотивации  персонала                                                     4

     1.2 Методы стимулирования персонала                                                        7

     2. Концептуальные основы мотивации                                                        11

     2.1 Управление мотивационным процессом                                                11

     2.2 Содержательные теории мотивации                                                        17

     2.3 Процессуальные теории мотивации                                                    21

     3. Разработка эффективной системы  мотивации персонала                       26

     Заключение                                                                                                 29

     Список  литературы                                                                                     30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Актуальность  темы курсовой работы обусловлена тем, что хорошая мотивация персонала - залог успеха организации и формирования сплоченного коллектива, возможность  избежания напряженности и несправедливости. В этом во многом проявляются профессионализм  и искусство хорошего руководителя. 

     Объектом  данной курсовой работы является анализ теоретико-методологических основ  и практических приемов формирования мотивационной сферы деятельности персонала организации.

     Предметом данного исследования является процесс  формирования мотивационной сферы персонала организации, определяющий внутренние аспекты регулирования трудового поведения.

     Поэтому целью курсовой работы является исследование теоретических основ мотивации  и стимулирования, выработка в  соответствии с этим подхода к  совершенствованию мотивации.

     Для реализации цели курсовой работы необходимо решение следующих задач:

     1. Рассмотреть ключевые понятия и концепцию системы мотивации труда в организации

     2. Выделение основных факторов мотивации персонала

     3. Рассмотреть существующие теории  мотивации 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Мотивация персонала как фактор  повышения эффективности менеджмента

     1.1 Роль и значение мотивации  персонала

     Основной  особенностью управления персоналом при  переходе к рынку является возрастающая роль личности работника. Ситуация которая  сложилась в настоящее время  в нашей стране несёт как большие  возможности, так и большие угрозы для каждой личности в плане устойчивости её существования. То есть сейчас существует крайне высокая степень неопределенности в жизни каждого человека. Следовательно, необходимо разработать новый подход к управлению персоналом. Этот подход заключается в следующем:

     1. Создание философии управления  персоналом;

     2. создание совершенных служб управления  персоналом;

     3. применение новых технологий  в управлении персоналом;

     4. создание и выработка совместных  ценностей, социальных норм, установки  поведения, которая регламентирует  поведение отдельной личности.

     Философия управления персоналом - это формирование поведения отдельных работников по отношению к целям развития предприятия. В таких условиях мотивация трудовой деятельности сотрудников фирмы приобретает особенно важное значение. Для того чтобы человек выполнял порученную ему работу добросовестно и качественно, он должен быть в этом заинтересован или, иначе говоря, мотивирован.

     В управлении персоналом мотивация рассматривается  как процесс активизации мотивов  работников (внутренняя мотивация) и  создания стимулов (внешняя мотивация) для их побуждения к эффективному труду. В этой связи как синонимичные термину мотивация используются также термины стимулирование и  мотивирование. Целью мотивации  является формирование комплекса условий, побуждающих человека к осуществлению  действий, направленных на достижение цели с максимальным эффектом.

     Представления о возможностях мотивации труда  работников претерпели большие изменения  в практике управления. Долгое время  считалось, что единственным и достаточным  стимулом для побуждения работника  к эффективному труду является материальное вознаграждение. Тейлор, основатель школы  научного менеджмента, разработал свою систему организации труда работников, убедительно доказывающую связь  между производительностью труда  и его оплатой. Однако эксперименты Мэйо в Хоторне обнаружили значительное влияние на производительность труда других факторов - психологических. Со временем появились различные психологические теории мотивации, пытающиеся с разных позиций рассмотреть определяющие факторы и структуру мотивационного процесса. В результате так называемая политика «кнута и пряника» сменилась выработкой более сложных систем стимулирования мотивации работников к труду, базирующихся на результатах ее теоретического изучения.

     В основе современных теоретических  подходов к мотивации лежат представления, сформулированные психологической  наукой, исследующей причины и  механизмы целенаправленного поведения  человека. С этих позиций мотивация  определяется как движущая сила человеческого  поведения, в основе которой находится  взаимосвязь потребностей, мотивов  и целей человека.

     Общую характеристику процесса мотивации  можно представить, если определить используемые для его объяснения понятия: потребности, мотивы, цели.

     Потребности - это состояние человека, испытывающего нужду в объекте, необходимом для его существования. Потребности являются источником активности человека, причиной его целенаправленных действий.

     Мотивы - это побуждения человека к действию, направленные на результат (цель).

     Цели - это желаемый объект или его состояние, к обладанию которым стремится человек.

     Представленная  схема является довольно условной и  дает лишь самое общее представление  о взаимосвязях потребностей и мотивов. Реальный же мотивационный процесс  может быть значительно более  сложным. Мотивы, движущие человеком, чрезвычайно  сложны, подвержены частым переменам  и формируются под воздействием целого комплекса внешних и внутренних факторов - способностей, образования, социального положения, материального  благосостояния, общественного мнения и т.п. Поэтому прогнозирование  поведения членов коллектива в ответ  на разные системы мотивации весьма затруднительно.

     Мотивация как функция управления реализуется  через систему стимулов, т.е. любые  действия подчиненного должны иметь  для него положительные или отрицательные  последствия с точки зрения удовлетворения его потребностей или достижения его целей. Изучение коллектива может  позволить руководителю создать  мотивационную структуру, с помощью  которой он осуществит воспитание коллектива в нужном направлении.

     В настоящее время организация  эффективной системы стимулирования персонала является одной из наиболее сложных практических проблем менеджмента. Типичными проблемами в организациях, связанными с низкой мотивацией персонала  являются:

  • Высокая конфликтность;
  • Низкий уровень исполнительской дисциплины;
  • Некачественный труд (брак);
  • Нерациональность мотивов поведения исполнителей;
  • Слабая связь результатов труда исполнителей и поощрения;
  • Халатное отношение к труду;
  • Отсутствие условий для самореализации потенциалов сотрудников;
  • Низкая эффективность воздействия руководителей на подчиненных;
  • Низкий уровень межличностных коммуникаций;
  • Сбои в производственном процессе;
  • Проблемы при создании согласованной команды;
  • Слабая перспектива карьерного роста, отражающаяся на рабочем тонусе сотрудников;
  • Противоречия в отношениях между предпринимателем и работником;
  • Низкая эффективность методов нормативного описания труда;
  • Неудовлетворенность работой сотрудников;
  • Низкий профессиональный уровень персонала;
  • Безынициативность сотрудников;
  • Деятельность руководства негативно оценивается персоналом;
  • Неудовлетворительный морально психологический климат;
  • Недостаточное оснащение рабочих мест;
  • Организационная неразбериха;
  • Недостаточное внимание к учебе и стажировке резерва;
  • Неразвитость соцкультбыта предприятия;
  • Нежелание сотрудников повышать свою квалификацию;
  • Несоответствие между реальным поведением исполнителя и ожиданиями от него начальником;
  • Низкий моральный дух в коллективе.

     Построение  эффективной системы мотивации  требует изучения теоретических  основ мотивации и применяемых  в настоящее время систем стимулирования. 

     1.2 Методы стимулирования персонала 

     Методы  стимулирования персонала могут  быть самыми разнообразными и зависят  от проработанности системы стимулирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия.

     Классификация методов мотивации может быть осуществлена на организационно распорядительные, экономические и социально-психологические являющиеся одной из наиболее широко распространенных. Данная классификация основана, на мотивационной ориентации методов управления. В зависимости от ориентации воздействия на те или иные потребности методы управления делятся на:

     1. Экономические методы управления, обусловленные экономическими стимулами. Они предполагают материальную мотивацию, то есть ориентацию на выполнение определенных показателей или заданий, и осуществление после их выполнения экономического вознаграждения за результаты работы. Использование экономических методов связано с формированием плана работы, контролем над его осуществлением, а также экономическим стимулированием труда, то есть с рациональной системой оплаты труда, предусматривающей поощрение за определенное количество и качество труда, и применение санкций за несоответствующее его количество и недостаточное качество.

     2. Организационно-административные методы, основанные на директивных указаниях. Эти методы базируются на властной мотивации, основанной на подчинении закону, правопорядку, старшему по должности и т.п., и опирающейся на возможность принуждения. Они охватывают организационное планирование, организационное нормирование, инструктаж, распорядительство, контроль. В управлении властная мотивация играет весьма существенную роль: она предполагает не только соблюдение законов и нормативных актов, принятых на государственном уровне, но и четкое определение прав и обязанностей руководителей и подчиненных, при которых исполнение распоряжения руководства обязательно для подчиненных. Властная мотивация создает необходимые условия для организации и взаимодействия, а сами организационно-распорядительные методы призваны обеспечить эффективную деятельность управления любого уровня на основе его научной организации.

Информация о работе Мотивация и стимулирование персонала организации