Мотивация и ее теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 00:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение, закрепление и расширение теоретических знаний по мотивации и ее теориям, что, безусловно, важно в будущей управленческой, профессиональной деятельности.
Задачи курсовой работы:
1)Изучить мотивацию и ее теории;

Содержание

Введение.....................................................................................……………3
Понятие мотивации, ее виды и способы...................................... ………..5
Содержательные теории мотивации........................................…………....7
Теория А. Маслоу...................................………………………….…..7
Двухфакторная теория Ф. Герцберга................................…………..8
Теория приобретённых потребностей Д. Мак Клелланда………....9
Учение Выгодского………………………………………………….10
Процессуальные теории мотивации..........................................................12
Теория ожиданий В. Врума................................................................12
Теория справедливости С. Адамса…………………………………13
Теория усиления мотивации К. Скиннера…………………………13
Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера.....................................14
Теория мотивации Д. Макгрегора......................................................15
4. Мотивация персонала в организациях………………………………......17
5. Негативная мотивация. Ее методы………………………………………21
Заключение...................................................................................................24
Список литературы...............................

Работа содержит 1 файл

Мотивация и ее теории.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Российской федерации

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 им. А.М.Горького

ИНСТИТУТ  УПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 

Кафедра теории управления и инноваций 
 
 
 
 
 

Мотивация и ее теории 
 

                   Курсовая  работа

                   по  основам менеджмента

                   студента  группы 215-М

                   Деминой Я. В. 

                Руководитель: ассистент кафедры Теории управления и инноваций, к.э.н. Гуман Е.О. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Екатеринбург 

2011 
 

 

                                            Содержание: 

          Введение.....................................................................................……………3

  1. Понятие мотивации, ее виды и способы...................................... ………..5
  2. Содержательные теории мотивации........................................…………....7
    1. Теория А. Маслоу...................................………………………….…..7
    2. Двухфакторная теория Ф. Герцберга................................…………..8
    3. Теория приобретённых потребностей Д. Мак Клелланда………....9
    4. Учение Выгодского………………………………………………….10
  3. Процессуальные теории мотивации..........................................................12
    1. Теория ожиданий В. Врума................................................................12
    2. Теория справедливости С. Адамса…………………………………13
    3. Теория усиления мотивации К. Скиннера…………………………13
    4. Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера.....................................14
    5. Теория мотивации Д. Макгрегора......................................................15

    4.  Мотивация персонала в организациях………………………………......17

    5.  Негативная  мотивация. Ее методы………………………………………21

          Заключение...................................................................................................24

         Список литературы.....................................................................................25

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

      Тема курсовой работы - «Мотивация и ее теории», так как путь к эффективной профессиональной деятельности человека лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно разработать эффективную систему форм и методов управления им. Для этого нужно знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.

      Актуальность темы курсовой работы  в том, что теории мотивации являются одной из важнейших функций работы современного руководителя. Она заключается в том, что, поняв механизм формирования мотивационной сферы человека, руководители смогут эффективно управлять персоналом, повышая производительность предприятия при помощи мотивирования своих сотрудников.  Получив представление о том,  что же такое мотивация и каковы наши истинные мотивы, каков механизм мотивации, мы сможем эффективнее распоряжаться собственной жизнью, адекватно воспринимать не только окружающих нас людей, но и всю ситуацию взаимодействия; наслаждаться настоящим, прислушиваясь к своим потребностям и желаниям, строить планы на будущее, опираясь на свои истинные мотивы.

      Производительность труда напрямую зависит от уровня мотивированности работников к труду и типа данной мотивации. Ни одна система управления не станет эффективно функционировать, если не будет разработана эффективная модель мотивации, так как мотивация побуждает конкретного индивида и коллектив в целом к достижению личных и организационных целей.

      Истинные  побуждения, которые заставляют отдавать работе максимум усилий, определить чрезвычайно сложно.  

      Овладев современными технологиями мотивационной  деятельности, руководитель в состоянии  значительно расширить свои возможности  в привлечении работника к выполнению задач, направленных на достижение целей компании.

Целью данной курсовой работы является изучение, закрепление и расширение теоретических знаний по мотивации и ее теориям, что, безусловно, важно в будущей управленческой, профессиональной деятельности.

    Задачи  курсовой работы:

1)Изучить мотивацию и ее теории;

2)Сделать сопоставление различных теорий;

Объект исследования – мотивация и ее теории, предмет  исследования - выявления роли теорий мотивации в потребностях человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 . Понятие мотивации, ее виды и способы.

Мотивация (от lat. «movere») — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.1

Мотивация - это создание таких условий, регулирующих трудовые  отношения, в рамках которых у работника появляется потребность самоотверженно трудиться, поскольку для него это единственный путь достижения своего оптимума в удовлетворении потребностей.

Это процесс сопряжения целей компании и целей работника для наиболее полного удовлетворения потребностей обоих, процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения общих целей. Это создание условий отождествления интересов организации и работника, при которых то, что выгодно и необходимо одному, становится столь же необходимо и выгодно другому.2

Виды  мотивации:

  • Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.3
  • Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.4
  • Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной.5
  • Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления, неустойчивая - постоянно требует дополнительного подкрепления.6

Способы мотивации:

  • Нормативная мотивация - побуждение человека к определенному поведению посредством идейно-психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования, психологического заражения и т.п.;
  • Принудительная мотивация - основывается на использовании власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований;
  • Стимулирование - воздействие не непосредственно на личность, а на внешние обстоятельства с помощью благ – стимулов, побуждающих работника к определенному поведению.
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 

2. Содержательные теории мотивации.

2.1 Теория А. Маслоу.

В 1940-е  годы психолог Абрахам Маслоу предложил  разделить потребности на пять основных категорий:

1)физиологические потребности необходимы для выживания. Это потребности в пище, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности;

2)потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и моральных опасностей со стороны окружающей среды и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем;

3)социальные потребности, также называемые потребностями в причастности, включающие в себя чувство принадлежности к кому-либо или чему-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувство социального взаимодействия, привязанности и поддержки;

4)потребности в уважении, в самоуважении, личных достижениях, компетентности, уважение со стороны окружающих, признании;

5)потребности в самовыражении – потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

По теории Маслоу, все эти потребности можно  разложить в строгую иерархическую структуру, в которой они располагаются в соответствии с приоритетом. Поведение человека определяют физиологические потребности. После их удовлетворения ее мотивирующее воздействие прекращается.1 
 
 

 
 

2.2  Теория двух факторов Фредерика Герцберга.

    Двухфакторная теория Герцберга основывается на представлениях о том, что следует выделять гигиенические(поддерживающие) факторы и факторы – мотиваторы( удовлетворители). Первая группа факторов связана с окружающей средой, в которой осуществляется работа. Отсутствие или недостаточность гигиенических факторов вызывает у человека неудовлетворение работой. Но и достаточность этих факторов сама по себе не вызывают удовлетворения работой и не может мотивировать человека на что-либо. Они включают в себя политику компании и администрации, отношения с начальством, условия работы, размер заработной платы, отношения с коллегами, личная жизнь, статус и безопасность.

    Эти факторы имеют ценность только в  том случае, если после завершения работы служащий получает ещё и дополнительную награду.

    Вторую  группу факторов Герцберг назвал мотиваторами или удовлетворителями. Это такие условия работы, при наличии которых достигается высокий уровень мотивации служащих и удовлетворения от работы. При отсутствии этих условий невозможно получить ни эффективной мотивации, ни удовлетворения.

    Мотиваторы  включают в себя достижение цели, признание, работу как таковую, ответственность, продвижение по службе и возможности  для личного роста.

    Существует два совершенно различных типа факторов, которые могут вызывать желаемое целенаправленное поведение:

  1. Гигиенические факторы, в лучшем случае, могут вызвать всего лишь удовлетворительный уровень мотивации;
  2. Мотиваторы же могут быть использованы для стимулирования более высокого уровня мотивации, если гигиенические потребности, в свою очередь, в достаточной мере удовлетворены.

    Основное  значение двухфакторной теории заключается  в том, что менеджеры должны быть очень осторожны и не делать ударения на гигиенические факторы, как на основные, при удовлетворении потребностей, когда потребности низшего уровня уже достаточно удовлетворены. И наоборот, менеджеры не должны тратить время и средства, предлагая своим служащим разнообразные мотиваторы до того, как будут удовлетворены гигиенические потребности.1 

2.3 Теория приобретённых потребностей Мак Клелланда.

Информация о работе Мотивация и ее теории