Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 19:45, реферат
Человек - существо социальное, он не может жить в изоляции от себе подобных. Поэтому весьма важно разобраться в том, что дано человеку от природы и что приобретается под воздействием среды, что в психологии и поведении человека является врожденным, органически обусловленным и что приобретенным, социально обусловленным.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Мотивация достижения, ее механизм и структура……………………….5
1.1. История изучения мотивации достижения……………………..….5
1.2. Понятие мотивации достижения………………………………….....7
1.3. Структура мотивации достижения………………………………...11
.4. Общая структура целей и действий……………………………..…15
1.5. Мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач…..16
2. Мотивация деятельности: практические исследования……………….24
2.1. Роль мотивации в эффективном управлении учебным процессом………………………………………………………………………………..24
2.2. Анализ зависимости учебной успеваемости студентов от уровня мотивации достижения, мотивации избегания неудач и допустимого уровня риска…………………………………………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………...32
Список литературы…………………………………………………………….35
При изучении различных теорий мотивации, при определении механизма и структуры мотивационной сферы, мы пришли к заключению, что действительно мотивация человека является сложной системой, имеющей в своей основе как биологические, так и социальные элементы, поэтому и к изучению мотивации достижения необходимо подходить, учитывая данное обстоятельство.
Структура мотивационной сферы человека в процессе жизнедеятельности проходит этапы формирования и становления. Новорожденный еще не имеет мотивационной системы, поэтому в процессе его развития происходит и формирование его мотивационной сферы. Это формирование представляет собой сложный процесс, происходящий как под влиянием своей внутренней работы, так и под влиянием внешних факторов окружающей его среды. Поэтому большое внимание необходимо уделилть воспитательному воздействию в процессе формирования мотивации ребенка. Необходимо знать и использовать на практике механизмы формирования мотивации, используя общие возрастные особенности психического развития ребенка и индивидуальные различия, основываясь на ведущей деятельности каждого возраста и сообразуясь с естественными принципами развития ребенка.
Мы уделили особое внимание этому вопросу, так как сформировавшаяся система мотивации человека оказывает большое влияние не только на его поведенческие особенности, но и, как динамическая характеристика личности, на структуру личности человека в целом. Определяет общую направленность личности, стремления человека, его жизненный путь.
Важно также отметить значимость знаний о мотивации в управленческой деятельности руководства образовательных учреждений, заинтересованной в повышении успеваемости своих учащихся и студентов, их полной отдаче. Понимание и применение на практике системы мотивации достижения может привести не только к общему повышению эффективности учебного процесса, но и к удовлетворенности учебной деятельностью самих студентов, улучшению психологического климата, общего настроя молодых людей. И как следствие, опять же, увеличение эффективности учебного процесса. Грамотный преподаватель должен четко знать, что не все студенты мотивированны одинаково. Поэтому он должен точно распознавать актуальные мотивы каждого из своих учеников и стараться по возможности удовлетворить потребности каждого.
Как видно из проведенного нами исследования, даже при наличии достаточно высокого уровня мотивации достижения успеха, возможно выделить ряд моментов на основе качественного анализа отдельных анкет, которые позволят преподавателю повысить эффективность образовательного процесса.
Итак, сфера применения знаний по мотивации очень обширна. А результат от практического применения этих знаний действительно огромен в различных областях деятельности.
Мы считаем, что изучения в области мотивации будут продолжены в исследованиях современных психологов, так как актуальность этой темы очевидна и практически значима.
Список литературы
1. Арестова, О.Н. Влияние мотивации на структуру целеполагания. / О.Н. Арестова //Вестник Московского университета. № 4, 1998.
2. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Асеев – М.: МГУ, 1976. – 426 с.
3. Бакурадзе, А. Факторы-мотиваторы/ А. Бакурадзе // Директор школы №1 1997.
4. Бодалев А.А. Мотивация и личность. Сборник научных трудов. – М., изд. АПН СССР, 1982.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,1986.
6. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. – М., 1977.
7. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1990.
8. Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. – М., 1986.
9. Виллиам С. Гриффис Понимание и применение исследований в области мотивации. – интернет, 1999.
10. Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. – М.: Книжный дом «Университет», 2000. – 336 с.
11. Гордеева, Т.О. Психология мотивации достижения: теории, факты, методики / Т.О. – М.: МГУ, 2006. – 334 с.
12. Десслер Г. Управление персоналом. - М., 1997.
13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.,1982.
14. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М., 1990.
15. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание: Учебное пособие к спецкурсу. – Пермь, 1990.
16. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования. Пермь: ПГПИ, 1988.
17. Пол М.Дизель и др. Поведение человека в организации. – М., 1993.
18. Симонова Л.В. Курс лекций по психологии общения., 1996.