Мотивация достижения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 19:45, реферат

Описание работы

Человек - существо социальное, он не может жить в изоляции от себе подобных. Поэтому весьма важно разобраться в том, что дано человеку от природы и что приобретается под воздействием среды, что в психологии и поведении человека является врожденным, органически обусловленным и что приобретенным, социально обусловленным.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Мотивация достижения, ее механизм и структура……………………….5
1.1. История изучения мотивации достижения……………………..….5
1.2. Понятие мотивации достижения………………………………….....7
1.3. Структура мотивации достижения………………………………...11
.4. Общая структура целей и действий……………………………..…15
1.5. Мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач…..16
2. Мотивация деятельности: практические исследования……………….24
2.1. Роль мотивации в эффективном управлении учебным процессом………………………………………………………………………………..24
2.2. Анализ зависимости учебной успеваемости студентов от уровня мотивации достижения, мотивации избегания неудач и допустимого уровня риска…………………………………………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………...32
Список литературы…………………………………………………………….35

Работа содержит 1 файл

Мотивация достижения.doc

— 266.50 Кб (Скачать)


34

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………..3

 

1. Мотивация достижения, ее механизм и структура……………………….5

1.1. История изучения мотивации достижения……………………..….5

1.2. Понятие мотивации достижения………………………………….....7

1.3. Структура мотивации достижения………………………………...11

1.4. Общая структура целей и действий……………………………..…15

1.5. Мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач…..16

 

2. Мотивация деятельности: практические исследования……………….24

2.1. Роль мотивации в эффективном управлении учебным процессом………………………………………………………………………………..24

2.2. Анализ зависимости учебной успеваемости студентов от уровня мотивации достижения, мотивации избегания неудач и допустимого уровня риска…………………………………………………………………….26

 

Заключение……………………………………………………………………...32

 

Список литературы…………………………………………………………….35

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Человек - существо социальное, он не может жить в изоляции от себе подобных. Поэтому весьма важно разобраться в том, что дано человеку от природы и что приобретается под воздействием среды, что в психологии и поведении человека является врожденным, органически обусловленным и что приобретенным, социально обусловленным.

Такие психические процессы, явления и состояния: ощущения, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции – все это обеспечивает в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации. Эти понятия включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних по отношению к нему факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом.

Термин «мотивация» являет собой более широкое понятии, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется современными психологами в двух интерпретациях: во-первых, как обозначение системы факторов, детерминирующих поведение; во-вторых, как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. В данной работе мы будем придерживаться второй интерпретации термина «мотивация». Таким образом, мотивация – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

В настоящее время большой интерес представляет исследование социально обусловленных мотивов поведения, в том числе мотивация достижения успеха. Исследования в этой области начались еще в 50-х годах XX века. Среди исследователей этого вопроса можно назвать следующие имена: Мак-Клеланд, Аткинсон, Физер, Хекхаузен.

Актуальность данной темы заключается в том, что, поняв механизм формирования мотивационной сферы человека, мы сможем целенаправленно влиять при помощи воспитательных воздействий на становление мотивации наших детей; руководители смогут эффективно управлять персоналом, повышая производительность предприятия при помощи мотивирования своих сотрудников; а, получив представление о том, что же такое мотивация и каковы наши истинные мотивы, каков собственно механизм мотивации, мы сможем эффективнее распоряжаться собственной жизнью, адекватно воспринимать не только окружающих нас людей, но и всю ситуацию взаимодействия себя и мира, наслаждаться настоящим, прислушиваясь к своим потребностям и желаниям, строить планы на будущее, опираясь на свои истинные мотивы.

Целью данной работы является изучение зависимости учебной успеваемости студентов от уровня мотивации достижения успеха.

В связи с поставленной целью можно выделить следующие задачи:

1. Изучение специализированной литературы по исследуемой проблеме;

2. Подбор методик по изучению мотивации достижения;

3. Проведение тестирования среди студентов;

4. Обработка и анализ полученных результатов;

5. На основе проведенного анализа выявить закономерности, сравнить полученные результаты с гипотезой.

Объектом изучения являются студенты 3-го курса Факультета управления и права МарГТУ.

Предметом изучения являются особенности проявления мотивации достижения среди студентов.

Методы изучения: анализ литературы, наблюдение, тестирование, беседа и анализ.

Гипотеза: предположение о том, что уровень учебной успеваемости студента зависит от уровня мотивации достижения успеха.

 

1. Мотивация достижения, ее механизм и структура

 

1.1.История изучения мотивации достижения

 

Пожалуй, из всех отдельных видов человеческой мотивации мотивация достижения всерьез изучалась в ХХ веке больше всех - даже больше, чем мотивация самосохранения и любви. Причина здесь двоякая. Во-первых, именно эта мотивация оказывается наиболее актуальной для всех видов производительной деятельности человека, без нее не обойтись в психологии труда, организационной, спортивной, военной психологии, психологии образования - сферах прикладной психологии, обслуживающих отрасли, интерес которых к психологическим разработкам не только многообразен и стабилен, но и подкреплен солидными финансовыми возможностями. Во-вторых, именно в решении задач, связанных с разнообразными социальными контекстами и одновременно всерьез затрагивающих сферу Я, сходится множество мотивационных механизмов, как когнитивных, так и динамических, как рациональных, так и иррациональных, как высших, так и низших. Именно поэтому вот уже более полстолетия область мотивации достижения выполняет роль полигона для выявления новых закономерностей и разработки новых объяснительных понятий и теорий всей человеческой мотивации.

Исследования в области мотивации достижения были начаты в 50-х гг. американским ученым Д.С. Мак-Клеландом, которому удалось выявить индивидуальные различия в мотивации достижения с помощью тематического апперцепционного теста Г.А. Мюррея. Развитие мотивации достижения объяснялось Мак-Клеландом и его коллегами особенностями социализации, например, ценностными ориентациями у представителей тех или иных социальных слоев. Мак-Клеланд считал, что формирование мотивации достижения зависит от благоприятных условий воспитания и благополучной среды, и в соответствии с теорией социального научения мотивация достижения является побочным продуктом более фундаментальных социальных мотивов.

Последующие работы Дж. Аткинсона, н. Физера, Х. Хекхаузена и др. показали, что здесь упускаются из виду ранние формы деятельности достижения, которую дети совершают спонтанно и даже вопреки воспитательному воздействию взрослых. Поскольку изначально преобладавшее определение мотива достижения как «стремления к росту уровня собственных возможностей» не объясняло определенных особенностей развития, были введены конкретные мотивационные переменные, устанавливающие взаимосвязь между деятельностью и мотивацией достижения. Это:

1) личностные стандарты (оценка субъективной вероятности успеха, субъективной трудности задачи и т.д.)

2) привлекательность самооценки (привлекательность для индивида личного успеха или неудачи в данной деятельности)

3) индивидуальные предпочтения типа атрибуции (приписывание ответственности за успех или неудачу себе или окружающим обстоятельствам)

Все эти разработки, давно ставшие на Западе классическими, находят очень слабое отражение в русскоязычной литературе. Единственное исключение - уникальная книга Х. Хекхаузена "Мотивация и деятельность", вышедшая у нас еще в 1986 году и новым, переработанным изданием в 2003 году. Однако эта книга отпугивает многих читателей своим объемом, детализацией и сложностью изложения, рассчитанного больше на искушенных профессионалов. Практически вся остальная выходящая у нас литература по психологии мотивации остановилась на рубеже 40-50-летней давности, с энтузиазмом повествуя о теориях Фрейда, Адлера, Левина, Олпорта, Хорни и Маслоу как о последних достижениях в этой области. Исключением являются, пожалуй, лишь труды Д.А. Леонтьева и учебное пособие Т.О. Гордеевой «Психология мотивации достижения: теории, факты, методики», в которой полно и точно отражается действительно современное состояние психологии мотивации по состоянию не на 1960-й, а на 2005-й год, то, чем сейчас живет мировая психология мотивации.

1.2. Понятие мотивации достижения

 

   Мотивации (побуждения) — это активные состояния мозговых струк-тур, или системно-организованные возбуждения центральной нервной систе-мы, побуждающие высших животных и человека совершать действия (акты поведения), направленные на удовлетворение своих потребностей.

Нервная основа мотиваций – широко разветвлённые системы, элементы которых расположены во многих отделах мозга. Биохимические сдвиги во внутренней среде организма, и действие внешних стимулов преобразуются в процесс возбуждения, в результате чего задействуются те или иные структуры гипоталамуса. Далее мотивационное возбуждение распространяется на лимбическую систему и кору больших полушарий головного мозга, где формируется программа поведения, способного привести к удовлетворению именно этой потребности.

К нервному основанию мотиваций, помимо гипоталамуса, принадлежат некоторые ядра миндалевидного комплекса, лобные и отчасти височные доли коры. Поражение лобных отделов больших полушарий мозга приводит у человека к нарушению мотиваций высшего типа, инициирующих трудовую деятельность, социальные контакты и творчество. При этом наблюдается растормаживание элементарных мотиваций.

Проблемы психологии мотивации выводят нас за традиционные рамки, разделяющие такие психические процессы и функции, как восприятие, память, мышление и обучаемость. Эти проблемы предполагают гораздо большую взаимосвязь этих функций, чем может показаться, судя по многочисленным психическим явлениям, которые они представляют. Более того, психология мотивации становится все в большей степени экспериментальной. Исследования мотивации достижения, проводимые в последнее десятилетие, как будет показано, являются очевидным доказательством этого факта.

Мотивация ориентированного на достижение поведения определенно заслуживает внимания. С одной стороны, она исторически связана с исследованиями мотивации, проводимыми двумя пионерами немецкой психологии – Нарциссом Ахом и Куртом Левиным. У первого попытки объяснения направленного на достижение поведения испытуемых его лаборатории, были связаны с концепцией «детерминирующей тенденции», у второго – с использованием понятия «квазипотребности». С другой стороны, и психологи-экспериментаторы, проводившие психодиагностические процедуры, полагались на мотивацию достижения испытуемых в гораздо большей степени, чем на любой другой вид мотивации, при получении ответов в процессе эксперимента. Все это время они провоцировали ее, не учитывая ее собственное влияние, просто соответствующим образом давая инструкцию. Не учитывали они и индивидуальные различия в мотивации достижения, несмотря на очевидность факта, что подобные различия должны существовать. Вместо этого экспериментаторы и психодиагносты, должно быть, посчитали их несущественными или неприемлемыми в качестве переменной, которая может повлиять на поведение испытуемого.

Именно поэтому методика измерения мотивации достижения, разработанная исследовательской группой Дэвида С. Мак-Клелланда, – это прорыв, значение которого для будущей работы психологов значительно превышает узкую область исследования мотивации достижения.

Мотивация достижения может быть определена как попытка увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести или к успеху, или к неудаче.

В конечном счете успех или неудача в ориентированном на достижение взаимодействии человека со средой всегда случайны и таким образом ОСявляются всего лишь преходящими периодическими состояниями по отношению к мотивации достижения. И вне зависимости от того, насколько дифференцированы критерии успешности, эта шкала состоит из двух частей: одна из них символизирует успех (не важно, насколько ярко выраженный), а другая – неудачу; и эти части отделены друг от друга узкой пограничной областью, если не границей. В зависимости от достигнутых успехов эта граница может перемещаться вверх и вниз по шкале, смещая вместе с собой нулевую точку отсчета. Потому невозможно объективно определить для достаточно длительного периода времени, что именно для определенного человека будет являться успехом, а что – неудачей.

Совершенно другие вопросы возникают и в связи с изменениями в структуре самих критериев успешности. Так, например, как это происходит с любой шкалой оценок, – количество градаций и их величина могут изменяться со временем.

Из исследования уровня притязаний [6] мы знаем, что успех и неудача расцениваются как таковые только в области задач средней сложности; достижение чего-то, что является слишком простым, не рассматривается как успех, а неудача в достижении слишком сложного не переживается как неудача. Если достижение цели становится со временем все проще, то стимул к достижению постепенно уменьшается, пока совсем не исчезнет, хотя внешние условия среды остаются неизменными. То же самое происходит, если что-либо остается недостижимым.

Успех и неудача присутствуют и во взаимодействиях личности со средой, не имеющих никакого отношения к достижениям. Идея достижения сконцентрирована вокруг двух возможностей: достижения успеха или избегания неудачи. Соответственно, в мотивации достижения присутствуют две тенденции, собственно достижения и избегания: «надежда на успех» и «боязнь неудачи».

Человек, стремящийся достичь успеха, высоких результатов в деятельности, обладает сильной мотивацией достижения. Для одних достижение успехов в деятельности более важно, для других – менее. От того, какое значение человек приписывает достижениям в определенной области, зависит выбор той деятельности, которой он стремится заниматься.

Информация о работе Мотивация достижения