Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 19:45, реферат
Человек - существо социальное, он не может жить в изоляции от себе подобных. Поэтому весьма важно разобраться в том, что дано человеку от природы и что приобретается под воздействием среды, что в психологии и поведении человека является врожденным, органически обусловленным и что приобретенным, социально обусловленным.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Мотивация достижения, ее механизм и структура……………………….5
1.1. История изучения мотивации достижения……………………..….5
1.2. Понятие мотивации достижения………………………………….....7
1.3. Структура мотивации достижения………………………………...11
.4. Общая структура целей и действий……………………………..…15
1.5. Мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач…..16
2. Мотивация деятельности: практические исследования……………….24
2.1. Роль мотивации в эффективном управлении учебным процессом………………………………………………………………………………..24
2.2. Анализ зависимости учебной успеваемости студентов от уровня мотивации достижения, мотивации избегания неудач и допустимого уровня риска…………………………………………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………...32
Список литературы…………………………………………………………….35
На мотивацию человека влияют многие факторы – вознаграждение, оценка, профессиональное развитие и перспективы профессионального роста, уровень общей культуры и т.д. Более того, разные люди мотивированы по-разному. Поэтому одной из главных задач преподавательского коллектива становится способность не просто распознать истинный мотив каждого своего студента, но и максимально удовлетворить его…
Как мы уже говорили, мотивация - динамический процесс внутреннего психологического и физиологического управления поведением человека, включающий его инициацию, направление, организацию и поддержку.
Мотив – это:
- побуждения к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих её направленность;
- предмет материальный или идеальный, побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности, ради коего она и осуществляется;
-осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.
2.2 Анализ зависимости учебной успеваемости студентов от уровня мотивации достижения, мотивации избегания неудач и допустимого уровня риска.
Для нашего исследования, мы использовали совокупность тестов: тесты на диагностику уровня мотивации достижения и уровня мотивации избегания неудач Т. Элерса и тест по изучению уровня готовности к риску Шуберта. Стандартные бланки, использованные при исследовании находятся в Приложениях 1, 2, 3. Это стандартные тесты, применяемые при изучении уровня мотивации и позволяющие выявить преобладание того или иного вида мотивации.
При оценке уровня мотивации после расшифровки полученных ответов сверяют их с оценочной шкалой. Для диагностики уровня мотивации используется следующая оценочная шкала:
1-10 баллов – низкая мотивация к успеху;
11-19 баллов – средний уровень мотивации достижения;
20 и более – слишком высокий уровень мотивации.
Для оценки уровня мотивации избегания неудач, защиты использована следующая оценочная шкала:
1-10 баллов – низкая мотивация к защите;
11-20 – средний уровень мотивации избегания неудач;
19 и более – слишком высокий уровень мотивации.
Степень приемлемого риска находится в тесной связи с уровнем мотивации, поэтому мы использовали тест на готовность к риску. Оценочная шкала результатов этого теста:
Менее -15 баллов – слишком осторожны;
-15-15 баллов – средние значения;
15 и более баллов – наблюдается высокая склонность к риску.
В тестирование приняли участие студенты 3-х учебных групп факультета Управления и права специальности «Государственное и муниципальное управление». Мы считаем, что эффективная трудовая деятельность и успешное продвижение по карьерной лестнице напрямую связано с оптимальным уровнем мотивации достижения, мотивации избегания, и порогом приемлемого риска. Необходимо отметить, что 4 студентов на момент тестирования отсутствовали (по уважительным причинам) и один человек отказался принимать участие в тестировании. Поэтому, результат тестирования может быть отнесен не ко всей совокупности студентов, а лишь к его части. Тем не менее, проведенное исследование позволяет выявить существующие закономерности. Сразу же хотелось бы отметить и тот факт, что те студенты, которые приняли участие в проводимом исследовании, серьезно отнеслись к предлагаемому заданию. Они внимательно прослушали инструкцию, с энтузиазмом и вдумчивостью принялись за исполнение задания. Это может служить показателем значимости для них результатов тестирования, как возможности лучше понять себя. А для нас это может служить показателем важности проведения такого рода исследований.
Итак, в результате проведенного исследования, нами был получен следующий результат: средняя величина, полученная в результате деления суммы результатов по каждой отдельной анкете на число участников опроса, по шкале теста соответствует показателю по мотивации достижения успеха 17 баллов. Что является весьма хорошим показателем. Таким образом, в целом коллектив достаточно мотивирован на достижение успеха. Уровень мотивации избегания неудач в среднем по коллективу ниже и составляет 13 баллов.
Результаты проведенных исследований для удобства представлены в таблицах 1, 2, 3.
Таблица 1
Результаты исследования уровня мотивации достижения, мотивации избегания, степени приемлемого риска и успеваемости студентов группы ГМУ-31
№ | ФИО | Средний балл | Мотивация достижения | Мотивация избегания | Уровень приемлемого риска |
1 | Азаев М.В. | 4,8 | 20 | 16 | 11 |
2 | Андреев А.Е. | 5 | 22 | 16 | 6 |
3 | Аппакова Н.О. | 4,8 | 17 | 13 | -3 |
4 | Богаткин Е.Н. | 3,7 | 21 | 12 | 14 |
5 | Борисова А.Д. | 4,9 | 16 | 14 | -5 |
6 | Васильева О.А. | 5 | 14 | 10 | 8 |
7 | Гадеева Р.Р. | 4,3 | 15 | 12 | -7 |
8 | Голомидова Е.А. | 4,4 | 16 | 12 | 4 |
9 | Иванова Н.Е. | 4 | 19 | 13 | 10 |
10 | Кузнецова Н.В. | 3,6 | 13 | 14 | -10 |
11 | Мамаева Е.К. | 4,7 | 18 | 11 | -6 |
12 | Печников А.В. | 4,9 | 20 | 14 | 9 |
13 | Рыбакова Н.А. | 5 | 18 | 13 | -5 |
14 | Рябчиков А.А. | 5 | 21 | 17 | 8 |
15 | Токарева С.И. | 4,8 | 14 | 9 | -11 |
16 | Хлебов Д.С. | 4 | 20 | 16 | 10 |
17 | Чернышева А.В. | 4,7 | 16 | 12 | 3 |
18 | Яровикова А.Н. | 4,6 | 15 | 13 | 1 |
Но полную картину мы сможем увидеть, лишь проведя качественный анализ полученных результатов. Следует отметить, что на фоне общего удовлетворенного уровня мотивации коллектива в целом, наблюдается дифференциация результатов по отдельным анкетам.
У студентов, имеющих более высокий уровень мотивации достижения, чем показатель мотивации избегания неудач, успеваемость выше. Однако эта закономерность характерна не для всех. У некоторых студентов с высокой мотивацией достижения успеваемость невысокая, при этом у данных студентов значительно более высокий уровень приемлемого риска, чем у других студентов. Исследования показали, что студенты, умеренно сильно мотивированные на достижение успеха, предпочитают средний уровень риска и избегают слишком большого риска. Высокая готовность к риску в нашем исследовании сопровождается слишком высокой мотивацией достижения, либо преобладающей мотивацией избегания неудач, что сопровождается более низкими результатами учебной деятельности.
Таблица 2
Результаты исследования уровня мотивации достижения, мотивации избегания, степени приемлемого риска и успеваемости студентов группы ГМУ-32
№ | ФИО | Средний балл | Мотивация достижения | Мотивация избегания | Уровень приемлемого риска |
1 | Александрова С.А. | 4,7 | 19 | 16 | -1 |
2 | Васильева Н.В. | 4,3 | 12 | 12 | -4 |
3 | Воронцова О.С. | 4,5 | 16 | 14 | 3 |
4 | Галимов Т.Р. | 4,2 | 23 | 18 | 14 |
5 | Долгополов А.С. | 4 | 21 | 11 | 12 |
6 | Зуева Л.Н. | 4,8 | 18 | 8 | -9 |
7 | Козлова Т.А. | 4,9 | 18 | 12 | -14 |
8 | Манукянц С.В. | 5 | 24 | 7 | 12 |
9 | Павлова О.В. | 3,9 | 12 | 14 | -3 |
10 | Печникова А.В. | 4,8 | 17 | 12 | 7 |
11 | Подшивалова О.Н. | 4,6 | 15 | 14 | -6 |
12 | Пудикова Е.А. | 3,3 | 11 | 15 | 7 |
13 | Русинова Е.Е. | 3,8 | 13 | 3 | 14 |
14 | Софронова Е.Л. | 5 | 17 | 11 | 0 |
15 | Таллах М.И. | 4,8 | 16 | 12 | 0 |
16 | Хананов М.Р. | 3,9 | 22 | 10 | 15 |
17 | Шевелева Е.А. | 4,3 | 16 | 14 | -12 |
18 | Якимович Е.С. | 5 | 15 | 5 | 11 |
19 | Якушкин А.И. | 4,3 | 22 | 12 | 8 |
Таблица 3
Результаты исследования уровня мотивации достижения, мотивации избегания, степени приемлемого риска и успеваемости студентов группы ГМУ-33
№ | ФИО | Средний балл | Мотивация достижения | Мотивация избегания | Уровень приемлемого риска |
1 | Александрова Т.Е. | 4,1 | 16 | 11 | -16 |
2 | Байдураева А.В. | 4,5 | 18 | 14 | 0 |
3 | Балашова Ю.А. | 3,7 | 13 | 15 | 12 |
4 | Балдина Н.В. | 4,3 | 17 | 14 | 4 |
5 | Дмитриева Н.В. | 4 | 12 | 6 | -9 |
6 | Епифанова Е.Ю. | 4,3 | 16 | 6 | -7 |
7 | Журавлев А.В. | 4,9 | 22 | 12 | 14 |
8 | Журавлева Н.В. | 4,9 | 17 | 12 | -9 |
9 | Захаров А.В. | 3,2 | 24 | 11 | 16 |
10 | Изицына А.С. | 4,3 | 15 | 15 | -1 |
11 | Комелина Ю.С. | 3,8 | 11 | 16 | 9 |
12 | Кыштымов А.В. | 3,8 | 20 | 21 | -7 |
13 | Мамаева М.Е. | 3,5 | 11 | 16 | 10 |
14 | Наумова М.В. | 3,9 | 12 | 16 | -19 |
15 | Неганова Е.М. | 3,8 | 13 | 11 | -3 |
16 | Орлов Е.Н. | 3,9 | 24 | 12 | 14 |
17 | Подольский И.А. | 3,5 | 22 | 14 | 8 |
18 | Разуваева О.В. | 4,1 | 16 | 12 | -3 |
19 | Рябинина О.В. | 3,9 | 17 | 11 | 12 |
20 | Чистилина И.А. | 4,2 | 17 | 17 | -14 |
21 | Швецова Ю.В. | 4,4 | 15 | 12 | 11 |
22 | Яровикова А.Н. | 4 | 19 | 17 | 8 |
В результате анализа полученных данных можно установить весьма любопытную закономерность: это различие в уровне мотивации достижения, мотивации избегания неудач и степени допустимого риска по гендерному признаку. В исследуемых группах средний уровень мотивации у юношей составил 20,7 балла, в то время как у девушек всего 15,9 балла. Соотношение уровня мотивации избегания неудач аналогично предыдущем. А вот уровень допустимого риска не связан с полом анкетируемого индивидуума. И у девушек, и у юношей достаточно широкий разброс значений этого показателя.
Итак, можно заключить, что даже при общем среднем уровне мотивации достижения всего коллектива, на основе качественного анализа результатов анкетирования, возможно увидеть ряд особенностей мотивации отдельных категорий студентов и при помощи правильно подобранных психологических приемов повысить эффективность учебной деятельности каждого отдельного студента в целях оптимизации учебного процесса.
Мотивирование людей – важный компонент в управлении персоналом на предприятии и в организации, в повышении эффективности учебного процесса, а так же прямой путь повышения показателей трудовой или учебной деятельности при умелом использовании знаний структуры мотивации и применении их на практике.
Искусство управления в том, чтобы четко представлять потребности человека и создавать необходимые условия для их удовлетворения.
Заключение.
Итак, в результате проведенных нами теоретических и практических исследований, на основе анализа различных теорий по изучению мотивации, можно заключить, что мотивационная сфера человека очень сложна и неоднородна.
В современной психологии в настоящее время существует множество различных теорий, подходы которых изучению проблемы мотивации настолько различны, что порой их можно назвать диаметрально противоположными. Тем не менее, мы не ставили перед собой задачи привести качественный анализ отдельных теорий, мы лишь пытались рассмотреть связь учебной успеваемости студентов и их мотивированность на достижение успеха и избегание неудач. Нам кажется, что сама сложность данного понятия, многоуровневая организация мотивационной сферы человека, сложность структуры и механизмов ее формирования, открывает широкие возможности для практического применения результатов данной работы. Целостная картина может сложиться только при интегрированном подходе к изучению проблемы мотивации на современном этапе развития психологической мысли, с учетом прогрессивных идей различных теорий.