Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 19:04, курсовая работа
Актуальность проблем мотивации не оспаривается ни наукой, ни практикой, так как от четкой разработки эффективной системы мотивации зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретного работника (менеджера, рабочего), но и конечные результаты деятельности предприятий различных организационно-правовых форм собственности, производственной и непроизводственной сфер деятельности.
Чтобы данное утверждение не казалось бездоказательным, в работе будут рассмотрены не только теоретические основы построения систем мотивации, но и конкретные результаты социологических исследований по оценке эффективности функционирующих мотивационных систем.
Целью данной работы является анализ основных мотивационных моделей, раскрытие их достоинств и недостатков, области применения на практике, а также возможностей совершенствования механизма мотивации и применяемых на практике моделей мотивации работников.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
Изучение теоретических основ и современных тенденций мотивации труда и ее роли в повышении эффективности деятельности предприятия.
Анализ мотивации трудовой деятельности работников ЗАО «ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ».
Разработка и обоснование предложений по совершенствованию системы мотивации трудовой деятельности на предприятии.
Как следствие, предметом исследования и анализа является труд и мотивационные модели, способствующие или препятствующие повышению его эффективности.
Объект работы, ЗАО «ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ» около 35 лет стабильно и экономически эффективно производством хлебобулочных и кондитерских изделий занимается компания «ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ», - владелец торговой марки «Тортугалия» и лидер хлебопечения, предлагающий наилучшее соотношение цена-качество во всех населенных пунктах Татарстана, в Башкортостане, Удмуртии.
Теоретической базой нашего курсового исследования являются труды В.М. Цветаева, М.Х. Мескона, М.В. Хлюневой, В.Н. Верхоглазенко, В.В. Лукашевича и других.
Структура курсового исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и библиографического списка.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОСТВА 5
1.1. Роль и значение мотивации персонала 5
1.2. Методы стимулирования персонала 8
1.3. Теоретические основы стимулирования персонала 10
Выводы по главе 20
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ ЗАО «ЧЕЛНЫ – ХЛЕБ» 21
2.1 Общая характеристика деятельности ЗАО «ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ» 21
2.2 Анализ мотивации трудовой деятельности работников 23
ЗАО «ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ» 23
2.3 Определение степени удовлетворенности персонала той или иной стороной трудовой деятельности 23
2.4. Стимулирование работников ЗАО «ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ» 24
2.5 Разработка и обоснование предложений по совершенствованию системы мотивации на предприятии. 27
2.6 Формирование и развитие организационной культуры. 28
Вывод по главе 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 38
ценит.
Опытным руководителям известно, как опасно брать на работу специалиста, слишком квалифицированного для предлагаемой ему позиции. Даже если он вдруг согласится на эту работу сам по каким-то личным причинам (например, из финансовых соображений), через несколько месяцев он заскучает и начнет искать применение своим нереализованным талантам и навыкам. И пока он не найдет другую, более соответствующую своему профилю работу, возможно, придется терпеть его попытки «подсидеть» не более квалифицированное чем он, начальство или сунуть нос со своими советами всюду, надменное отношение к коллегам или открытое неповиновение «этим безграмотным дуракам».
Однако наивно полагать, что существует идеальное совпадение кандидата и вакансии - опытные рекрутеры знают, что чаще всего наилучший кандидат чего-нибудь все-таки не умеет (или умеет в недостаточной степени), но при этом обладает какими-либо неуказанными в описании вакансии навыками. Поэтому организации практически всегда чему-нибудь учат вновь пришедших (в явной или скрытой форме, т.е. «по ходу дела»), откладывая при этом «на дальнюю полку» не пригодившиеся навыки. Неосмотрительное отбрасывание таких навыков со временем чревато серьезнейшей демотивацией - если туда попадают навыки, которыми сам сотрудник дорожит.
Рекомендации по предотвращению данного фактора демотивации: одно из решений заключается в том, что многообразие задач и ситуаций, с которыми сталкивается организация, часто предоставляет возможность «протирать пыль» с не ключевых навыков и знаний сотрудников. Пусть это будут временные, проектные задачи, пусть отнимающие немного времени (а порой - и вовсе решаемые во внеурочное время), но они дадут вашему сотруднику понять, что вы цените все его многогранные умения, и что вы не позволите ему забыть то полезное, что он знал раньше.
Один из самых банальных примеров: сегодня довольно много специалистов - не лингвистов, которые достаточно хорошо знают один или несколько иностранных языков. При этом нередко их работа практически не требует применения этих знаний. Без практики язык забывается, а этот навык сейчас достаточно высоко ценится на рынке. Поставьте временную задачу: найти какую-нибудь информацию в иноязычном Интернете, перевести полезную статью по профилю работы специалиста - и он не будет так часто задумываться о том, что «торча в этой дыре», он забывает лучшее, что знал [Махорт Н. Проблема мотивации в трудовой деятельности //Управление персоналом.- 2007.- № 7: 35-37].
Приступая к новой работе, сотрудники обычно «фонтанируют» новыми идеями - от совершенствования методов работы до перестановки мебели в офисе для произведения наиболее благоприятного впечатления на клиента. И чаще всего от этих идей просто отмахиваются - частично от недоверия новичкам, частично - от нежелания расстаться с привычной рабочей рутиной, даже если она не эффективна.
Рекомендации по предотвращению данного фактора демотивации: прислушивайтесь к идеям и предложениям. Даже если они не настолько гениальны, чтобы стоило их воплощать в «первозданном» виде, из них часто можно что-то почерпнуть. И всегда объясняйте, почему, на Ваш взгляд, та или иная идея не подходить для реализации в Вашей компании.
Данный демотиватор, на наш взгляд, наиболее актуален для сотрудников, работающих вне штата компании или для вспомогательного персонала. У таких работников нередко складывается впечатление, что для менеджеров компаний они вообще являются людьми второго сорта, которые работают на компанию исключительно из-за денег. Вот и получается, что промоутер, работающий по срочному контракту, не чувствующий себя частью компании, может «пускать мыльные пузыри» во время большого наплыва покупателей в торговом зале.
Рекомендации: чувство причастности к общему делу и командный дух являются очень сильным стимулом. Сотрудники, жертвуя своими личными интересами и временем, готовы работать на достижение целей компании.
Поэтому привлекайте таких сотрудников к общекорпоративным мероприятиям, регулярно информируйте их о происходящем в компании. Необходимо так же учитывать, что эта проблема может касаться не только внештатников, но и постоянных сотрудников, а иногда - и целых подразделений.
В ситуации, когда сама специфика работы не дает возможности
развиваться и достигать результатов, рутинная однообразная работа через определенное время нейтрализует внутреннюю мотивацию большинства сотрудников, даже тех, которые не любят разнообразия. День сменяется за днем, а содержание работы остается таким же, как год, два, три назад, в задачах нет вызова. Анализируя проведенные с компанией годы, сотрудник понимает, что кроме исправно получаемой зарплаты, он не получил ничего.
Особенно болезненно переживают отсутствие интересной, «вызывающей» работы люди творческих профессий.
В другом случае, демотивирующей оказывается работа, которая структурирована таким образом, что конечный результат виден только в конце длинного отрезка времени. Может пройти несколько лет до того момента, когда сотрудник увидит свои результаты. Не у каждого хватит терпения и настойчивости работать без результатов в течение такого длительного срока. Человек может сойти с дистанции на половине пути.
Рекомендации: для сотрудников «рутинной» сферы нужно создавать время от времени проекты - краткосрочные задачи, часто в смежных со специализацией сотрудника областях. Это разбавит рутины и позволит им чему-нибудь поучиться. Для долгосрочных проектов - всегда разделяйте их на «ощутимые» этапы, активно артикулируйте промежуточные результаты, и, конечно, поощряйте их. Последний тезис настолько важен, что мы решили вынести его в отдельный фактор демотивации.
Предположим, что сотруднику удается заключить очень выгодный для компании контракт, но этого никто из компании не замечает, считая, что все так и должно быть.
Рекомендации: радуйтесь «победам» Ваших сотрудников. Поощряйте их за это, возможно, не всегда финансово, но зато всегда - словесным одобрением и поддержкой.
Структурные ограничения являются наиболее распространенной причиной замедления и остановки карьерного роста, точнее сказать, изменения статуса сотрудника в организации, дающего полномочия, власть, возможность решать новые задачи и расти. Ситуация типична для крупных компаний с иерархичной структурой.
Особое внимание в современных условиях, по мнению специалистов необходимо уделять такому фактору поведения сотрудников, как внутренняя мотивация, хотя именно он сегодня зачастую остается в стороне [Володин А. Что побуждает нас работать: Теория мотивации труда // Банковские технологии.- 2002.- N 10: 29-31]. Такое невнимание приводит к негативным последствиям, препятствуя эффективной работе сотрудников.
Выводы по главе
Мотивация
в управлении персоналом понимается
как процесс активизации
Система мотивации персонала может быть основана на самых разнообразных методах, выбор которых зависит от проработанности системы стимулирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия. Классификация методов мотивации в зависимости от ориентации на воздействие на те или иные потребности может быть осуществлена на организационно распорядительные (организационно- административные), экономические и социально-психологические. Так же методы стимулирования можно сгруппировать в следующие четыре вида: экономические стимулы, управление по целям, обогащение труда, система участия.
Основные рекомендации по улучшению мотивационного процесса и предотвращению демотивации: предоставление максимума реалистичной информации в процессе отбора, формирование реалистичных ожиданий, управление персоналом по целям, постановка реальных целей, разделение сложных целей на краткосрочные этапы, активное использование дополнительных навыков сотрудников, внимание к идеям и предложениям сотрудников, формирование организационной культуры, развитие у сотрудников чувства принадлежности к организации, поощрение и оценка достижений сотрудников, развитие системы управления карьерой.
Около 35 лет стабильно и экономически эффективно производством хлебобулочных и кондитерских изделий занимается компания «ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ», - владелец торговой марки «Тортугалия» и лидер хлебопечения, предлагающий наилучшее соотношение цена-качество во всех населенных пунктах Татарстана, в Башкортостане, Удмуртии.
Уникальное предприятие работает по технологии полного цикла: от выращенного в поле зерна до вкусного свежего хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий в красивой упаковке, которые через собственную торговую сеть и магазины города поступают в каждый дом. Руководит предприятием генеральный директор Юнусов Р. С. Очень важно и весьма характерно для предприятия и его руководителя, что даже в самое тяжелое время начального становления новой России, период смены экономической формации государства, «ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ» развивался. Этому способствовало основное правило компании: работать качественно и без лишних затрат, быть мобильным производством. Важный фактор также - это постоянный контроль всего цикла по выпуску каждого вида продукции. А их не мало: на сегодняшний день «ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ» выпускает более 400 видов различных хлебобулочных и кондитерских изделий.
При этом ассортимент хлебобулочных изделий, включает около 150 наименований:
ЗАО «ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ» — пример устойчивого предприятия в условиях кризисной экономики.
Неоднократно продукция предприятия получала заслуженную оценку, о чем свидетельствуют многочисленные награды, полученные на различных выставках и ярмарках городского, регионального и федерального уровней.
В 2004 году хлеб «Альпийский» и хлеб «Сахарный» завоевали золотую медаль и диплом первой степени. Торты «Йогуртовый», «Искушение», «Кармен», «Творожный с клубникой», «Кофе со сливками» завоевали серебрянную медаль и диплом второй степени на 6-й Российской агропромышленной выставке «Золотая осень» (г. Москва).
29 января 2005 года ЗАО «ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ» был вручен Сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям международных стандартов ИСО 9001:2000. В России лишь единицы компаний пищевой промышленности прошли такую сертификацию. Очень важно, что ЗАО «ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ» шагает в ногу со временем. Для международного рынка ключевыми, с точки зрения стандартизации, сертификации и имиджа, являются как раз стандарты системы управления качеством.
Ежегодно продукция «ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ» становиться лауреатом конкурса «Сто лучших товаров России». Побеждали такие торты, как «Кис кис», «Орешки в сгущенном молоке» и другие. В частности, в ноябре 2006 г. торту «Йогуртовый» было присуждено звание победителя федерального этапа конкурса «100 лучших товаров России».
В компании работают около 3000 человек и каждый, работающий в компании занимается важным делом - участвует в производстве любимой народом продукции. И независимо от рода деятельности, должности, возраста, семейного положения работника, важно обеспечивать его не только необходимыми для работы условиями, но еще и поддерживать его развитой социальной сферой. каждый работник предприятия получает гарантированный соц.пакет: оплату всех необходимых налогов, отчисления в пенсионный фонд, оплачиваемый отпуск и больничный, путевки в детские сады и т.д. Кроме этого на предприятии реализованы определенный набор услуг для работников: собственная медицинская поддержка, магазин, столовая, а также ателье для пошива спецоодежды. Кроме этого, каждый работник знает, что он работает на крупном, перспективном предприятии, продукцию которого любят и ценят во многих регионах страны. А это - и стимул для повышения качества, ответственности, перспектива карьерного роста.
Сегодня можно говорить о ЗАО «ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ», как о предприятии-лидере хлебопекарной промышленности региона. Высокое качество и широкий ассортимент - главные традиции предприятия ЗАО «ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ» [http://www.chelny-hleb.ru].
Для поведения данного исследования было осуществлено анкетирование работников «ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ» в количестве 11 человек. Анкетирование проводилось анонимно, при этом респондентам сообщалась цель исследований.
Удовлетворенность определяет адаптацию к внешним и внутренним условиям жизни. Различают общую удовлетворенность (в целом жизнью и работой) и частную (личное отношение к деятельности предприятия). В анкете различные стороны удовлетворенности, как общую удовлетворенность, так и трудовым процессом. На данные вопросы дано 5 вариантов ответов от -2 до +2. Средний вариант ответа является нейтральным и оценивается в «0» баллов, максимально положительный (+2) балла, максимально отрицательный (-2) балла.
При обработке анкеты суммировалось количество ответивших на каждый из вариантов (Приложение 2), после чего мы пришли к таким выводам, как:
Вопросы №1 и №2 характеризуют общую удовлетворенность, что является довольно неплохим показателем.
Работники считают, что заработная плата в достаточно большой степени побуждает эффективно работать. При этом если справедливость заработков дирекции, руководителей среднего звена и неквалифицированных работников оценивается на уровне среднего, то ИТР и высококвалифицированных работников - высокого, а основной массы работников предприятия – низкого.
Высоко
оценивается зависимость
При этом, хотя положение дел на предприятии и конкурентоспособность продукции получили высокую оценку, отношение к условиям, организации, продуктивности труда и отношения между работниками и администрацией находятся на довольно низком уровне.
Самый низкий уровень соответствует уверенности в завтрашнем дне работников предприятия, что может быть обусловлено недостатками в работе службы управления персоналом.
Вопросы стимулирования работников в организации решает руководитель.
Используются различные системы вознаграждения за труд, как важнейшее средство повышения производительности труда и качества работы.
В основном применяется такой метод стимулирования, как внешние вознаграждения [http://www.chelny-hleb.ru].
Производятся доплаты работникам [http://www.chelny-hleb.ru]:
Цель доплаты – стимулирование закрепления на предприятии постоянных работников, чей профессиональный и квалификационный уровень соответствует требованиям предприятия. Категория персонала, на которой распространяется доплата; все группы категории постоянных работников предприятия.
С целью усиления заинтересованности работников в результатах своего труда на предприятии широко применяются различные формы материального стимулирования за качественные достижения в работе в виде премий, годового вознаграждения.
Премия за основные показатели деятельности начисляются пропорционально заработной плате за фактически отработанное время за соответствующий период (месяц). Выплаты в целом производятся лишь при выполнении следующих показателей плана 19 [http://www.chelny-hleb.ru]:
На предприятии размер премии объявляется приказом в процентах к окладу или фактически начисленному заработку. Предусмотрены следующие размеры выплачиваемых премий: не более 25% в месяц и 75% в квартал, к заработной плате за фактически отработанное время.
Надбавки к месячным окладам работников устанавливаются в зависимости от стажа работы. Основанием для начисления надбавок являются данные о стаже работы, подтвержденные отделом кадров. При временном заместительстве надбавка в соответствующем размере выплачивается к должностному окладу по основной работе.
Стимулом для эффективной работы служат также вознаграждения по итогам работы за год. В полном размере они выплачиваются, если работник полностью проработал календарный год. Размер вознаграждения устанавливается в процентах в зависимости от непрерывного стажа работы.
На предприятии существует следующая шкала вознаграждения [http://www.chelny-hleb.ru]:
Все перечисленные выше средства стимулирования персонала являются способами материального поощрения, именно эти способы стимулирования работников являются наиболее распространёнными.
Помимо
материального поощрения
Применение таких форм коллективной мотивации может оказаться не только полезным, но и выгодным. Дело в том, что все сотрудники вынуждены тратить деньги на обеды и транспорт. Эти средства они получают от предприятия в виде зарплаты. Существующая ныне система налогообложения такова, что выплачивать сотрудникам высокие оклады и при этом не нарушать закон компании не в состоянии из-за немыслимо высоких налоговых издержек. В то же время, оплата таких расходов фирмой не влечёт за собой столь высоких издержек. Таким образом, система оплаты части расходов сотрудников компанией выгодна и тем и другим.
Необходимо понять, что в сегодняшних условиях предоставление значительного социального пакета может быть гораздо более привлекательным способом компенсации сотрудникам фирмы, чем простое повышение зарплаты. При этом важно определить, какие формы коллективного стимулирования будут наиболее эффективны для конкретной компании. Особенно это касается тех компаний, которые на определённом этапе развития значительно ограничены в средствах для проведения социальных программ.
Все перечисленные меры повышения производительности труда относятся к «положительным» методам воздействия на работников, но помимо поощрения применяется и система штрафов. Штрафы применяются как крайняя мера за значительные проступки, такие как нахождение на рабочем месте в нетрезвом виде, грубость клиентам со стороны продавцов.
Но штраф как мера воздействия, в данной организации практически не применяется.
Анализ обработанных данных показывает, что наибольшую значимость для респондентов представляют блоки требований как ценностной, так и прагматической ориентации: высокая зарплата и интересная работа, доставляющая удовольствие, заслужить уважение окружающих, повышать квалификацию и знания.
Для повышения мотивации труда могут использоваться параллельно как материальное, так и моральное стимулирование.
Системы материального стимулирования:
Для повышения качества труда могут быть использованы системы штрафов и отмены премиальных выплат – в целях обеспечения экономической безопасности, возмещения причиненного ущерба предприятию в результате хищений, брак, прогулы.
В качестве моральных «стимулов» могут быть применены:
Рассмотрим подробнее возможности развития мотивации в указанных направлениях.
Психологический климат как термин появился в менеджменте сравнительно недавно, так как раньше этой стороне управления уделяли мало внимания и рассматривали преимущественно технические моменты, связанные с экономической стороной [Семенов, 2007: 168]. Лишь в 20-е годы ХХ века впервые широко был поставлен вопрос о том, что психологический климат в коллективе имеет не меньшее значение, чем другие аспекты деятельности. Чем дальше развивался менеджмент, тем больше акцент смещался с факторов принятия решений на факторы их реализации. Реализация решений - это психологическая задача управления. Психологический климат в коллективе является одним из важнейших условий повышения эффективности. Устойчивый психологический климат характеризуется стабильностью коллектива и удовольствием, с которым люди ходят на работу.
Комфортный психологический климат - это обстановка, когда все заняты интересным для себя делом, каждый знает свое место в иерархии организации и доволен им, когда компетенции сотрудников не пересекаются и, следовательно, не возникают острые разногласия, в организации существует атмосфера взаимопомощи [Герчикова, 1995: 168]. Комфортный психологический климат не означает, что люди, работающие в организации, являются друзьями. Дружба и любовь нарушают психологический климат. Это слишком сильные чувства, которые предъявляют повышенные требования к тем, кто участвует в этих отношениях, что часто приводит к нарушению комфортного психологического климата. Возникает очень сильная эмоциональная окраска там, где должны быть деловые отношения.
Нормальный психологический климат не создается в один день, он требует огромных усилий. Нарушить его может любая мелочь, поэтому его надо постоянно поддерживать [Герчикова, 1995: 240].
Для
организации нормального
Немалую роль в развитии и протекании конфликтных ситуаций и поддержании благоприятного микроклимата в коллективе играет организационная культура. В современной литературе существует много определений организационной культуры. Ограничимся определением, данным О.С. Виханским, А.И. Наумовым, согласно которому организационная культура - «это набор наиболее важных предположений принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающим людям ориентиры поведения и действий» [Виханский, 1995: 421].
Организационная культура существует независимо от того применяются ли специальные методы ее формирования руководством предприятия, однако в таком случае, организационная культура может оказывать демотивирующее воздействие на сотрудников, нейтрализовать воздействие мотивирующих факторов. Между тем, организационная культура может быть сформирована, и существуют методы ее поддержания и укрепления. Формирование организационной культуры сегодня является одним из важнейших элементов системы стимулирования персонала.
Основные методы формирования и поддержания организационной культуры, которые могут быть использованы ЗАО «Челны-Хлеб»:
На основе проведенного исследования системы стимулирования персонала ЗАО «Челны-Хлеб» можно сделать вывод, что система стимулирования персонала на предприятии нуждается в совершенствовании с учетом новых подходов и тенденций кадрового менеджмента.
Можно предложить следующие основные направления развития система стимулирования персонала на ЗАО «Челны-Хлеб»:
Сравнительный анализ мотивационных систем, применяемых на предприятиях (фирмах) многих стран наглядно показал, что каждая в отдельности модель мотивации не имеет адекватных признаков и существенно отличается от других не только по форме, но и по содержанию. И это можно считать вполне закономерным явлением, так как, в сущности, не может быть какой-либо единой мотивационной модели, которая могла бы успешно применяться без учета специфики развития каждого предприятия, а тем более отдельного государства в целом. Даже в условиях централизованного управления экономикой, когда тарифная и премиальная системы были строго регламентированы, отдельные предприятия находили и разрабатывали свои модернизированные системы мотивации, побуждавшие работников конкретного предприятия трудиться более эффективно и качественно, хотя инновации в этой области происходили, как правило, при условии предоставления им определенных правовых преимуществ в порядке эксперимента.
Эффективность той или иной мотивационной системы в практической деятельности во многом зависит от органов управления сверху вниз, хотя за последние годы сделаны определенные предпосылки к повышению роли самих предприятий к разработке собственных систем мотивации, которые на конкретном отрезке времени позволяют претворять в жизнь стоящие перед предприятиями цели и задачи в условиях рыночных отношений.
Сейчас вряд ли надо кого-либо убеждать, что мотивация является основополагающим фактором побуждения работников к высокопроизводительному труду. В свою очередь функционирование систем мотивации, их разработка преимущественно зависят от работников аппарата управления, от их квалификации, деловых качеств и других качественных характеристик.
В настоящее время добиться успеха, игнорируя проблему мотивации персонала, нельзя. Осуществление программ стимулирования труда всегда требует больших затрат, но эффект, который они могут принести, значительно больше. Ведь именно сотрудники являются главным ресурсом любой компании.
Эффективность их работы определяет результат деятельности организации.
Достичь наибольшей отдачи можно только в том случае, если выгоду от труда работника имеет и компания, и он сам. Поэтому для достижения наилучших результатов работы компании необходимо найти те мотивы, которые движут каждым сотрудником в его трудовой деятельности, и создать ему такие условия, чтобы он мог и хотел выполнить поставленные перед ним задачи.
Материальное поощрение - это всего лишь внешний стимул по отношению к работе, т. е. внешняя цель. Поэтому многие руководители, не знающие такой закономерности действия стимулов, видят только в материальном вознаграждении мотивирующую силу труда. Материальное вознаграждение будет действовать только тогда как стимул, когда оно будет постоянно увеличиваться.
У одного и того же человека не может быть всегда одна и та же мотивация.
Жизнь постоянно меняется, а под влиянием ее меняется личность и связанная с ней мотивация как система побудительных сил. Исходя из знания мотивации, можно определить, почему руководитель выбирает ту или иную тактику поведения при решении определенной управленческой задачи, сознательно проявляя при этом активность и, стремясь достичь поставленной цели.
Учеными доказано, что самым мощным мотивирующим средством трудового поведения человека является интерес к работе. Чем больше знаний имеет человек, чем выше его квалификация, тем больше он будет стремиться к интересной работе. Удовлетворение будет приносить содержание работы, ее процесс, а не только плата за труд. В интересной работе человек самоактуализирует способности, реализует свой психологический потенциал.
Нормативные акты:
Литература:
Оценка факторов мотивации по данным социологического исследования
журнала "Управление персоналом"
Причина | Оценка по 5-балльной шкале |
Оклад | 4,25 |
Индивидуальная надбавка | 3,82 |
Премии по итогам работы отдела, фирмы | 3,53 |
Кредиты | 3,53 |
% от продаж | 3,50 |
Медицинское страхование | 3,48 |
Квартальные | 3,28 |
Обучение | 3,20 |
Материальная помощь | 3,09 |
Оплаченные обеды | 3,06 |
Оплата временной нетрудоспособности | 3,02 |
Пособие по беременности и родам | 2,90 |
Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет | 2,81 |
Автомобиль | 2,56 |
Мобильные телефоны | 2,09 |
№ вопроса | Вариант ответа | Содержание вопроса | ||||
|
2)Скорее удовлетворен, чем нет | 3)Не могу сказать, удовлетворен или нет | 4)Скорее неудовлетворен | 5)Совершенно неудовлетворен | Удовлетворены ли Вы в целом своей жизнью? | |
|
ответили 5 человек | ответил 1 человек | ответил 1 человек | - | ||
1)Вполне удовлетворен | 2)Скорее удовлетворен, чем нет | 3)Не могу сказать, удовлетворен или нет | 4)Скорее неудовлетворен | 5)Совершенно неудовлетворен | Удовлетворены ли Вы в целом нынешней работой? | |
|
5 | 1 | 1 | - | ||
1)Большинство вполне уверено | 2)Большинство скорее уверено, чем нет | 3)Большинство затрудняется определить свою позицию | 4) Пожалуй, большинство не уверено | 5)Большинство
совершенно не уверено в |
Как бы Вы
оценили уверенность в | |
1 | 2 | 3 | 4 | 1 |
1)Положение
дел на предприятии очень |
2) Скорее хорошее, чем нет | 3)Затрудняюсь оценить | 4) Скорее плохое, чем хорошее | 5) Определенно плохое | Как бы Вы оценили положение дел на вашем предприятии? | ||
3 | 6 | 2 | - | - | |||
1)Конкурентоспособность продукции высокая | 2)Конкурентоспособность средняя | 3)Затрудняюсь оценить | 4) Скорее продукция неконкурентоспособна | 5) Определенно неконкурентоспособная | Как бы Вы оценили конкурентоспособность продукции на вашем предприятии? | ||
8 | 2 | 1 | - | - | |||
1)В целом
отношение положительное. |
2)Отношение скорее положительное, чем отрицательное | 3)Затрудняюсь сказать | 4)Отношение
скорее отрицательное, чем |
5)В целом
отношение отрицательное. |
Как бы Вы оценили отношение работников вашего предприятия к тем условиям, в которых они работают? | ||
1 | 5 | 5 | - | - |
1)Вполне удовлетворен | 2) Скорее удовлетворен, чем нет | 3) Не могу сказать, удовлетворен или нет | 4) Скорее неудовлетворен | 5) Совершенно неудовлетворен | Удовлетворены ли Вы организацией труда на вашем предприятии? | |
- | 8 | 1 | 1 | 1 | ||
1)Вполне удовлетворен | 2)Скорее удовлетворяет, чем нет | 3)Затрудняюсь сказать | 4)Скорее не удовлетворяет | 5)Совершенно не удовлетворяет | Удовлетворяет ли Вас нынешняя продуктивность труда работников предприятия? | |
- | 6 | 3 | 2 | - | ||
1)Да, устраивает | 2)Скорее да, чем нет | 3)Не могу сказать | 4)Пожалуй, не устраивает | 5)Совершенно не устраивает | А Вас лично устраивает величина Ваших заработков? | |
2 | 6 | - | 2 | 1 |
Считаете ли Вы, что оплата труда разных категорий работников предприятия справедлива по отношению к их трудовому вкладу? | ||||||
1)Абсолютно справедлив | 2)Скорее да | 3)Не знаю | 4)Скорее нет | 5)Совершенно нет | дирекции организации | |
4 | 2 | 4 | 0 | 1 | ||
1)Абсолютно справедлив | 2)Скорее да | 3)Не знаю | 4)Скорее нет | 5)Совершенно нет | руководителей среднего звена | |
0 | 8 | 3 | 0 | 0 | ||
1)Абсолютно справедлив | 2)Скорее да | 3)Не знаю | 4)Скорее нет | 5)Совершенно нет | высококвалифицированных работников | |
0 | 7 | 3 | 0 | 1 | ||
1)Абсолютно справедлив | 2)Скорее да | 3)Не знаю | 4)Скорее нет | 5)Совершенно нет | основной массы работников | |
2 | 4 | 3 | 2 | 0 | ||
1)Абсолютно справедлив | 2)Скорее да | 3)Не знаю | 4)Скорее нет | 5)Совершенно нет | неквалифицированных работников | |
2 | 4 | 5 | 0 | 0 |
Насколько размер заработка работников предприятия зависит… Оцените, пожалуйста, каждый вариант | ||||||
1)Полностью зависит | 2)Частично зависит | 3)Не знаю | 4)Скорее не зависит | 5)Совсем не зависит | от трудовых условий | |
4 | 6 | 1 | 0 | 0 | ||
1)Полностью зависит | 2)Частично зависит | 3)Не знаю | 4)Скорее не зависит | 5)Совсем не зависит | от образования, профессиональной подготовки и опыта работы | |
4 | 6 | 0 | 1 | 0 | ||
1)Полностью зависит | 2)Частично зависит | 3)Не знаю | 4)Скорее не зависит | 5)Совсем не зависит | от экономического
положения
предприятия | |
8 | 2 | 1 | 0 | 0 | ||
1)Полностью зависит | 2)Частично зависит | 3)Не знаю | 4)Скорее не зависит | 5)Совсем не зависит | от того,
насколько администрация | |
4 | 7 | 0 | 0 | 0 |
1)Отношения
полного взаимопонимания и |
2)Отношения
спокойные, без внутренней |
3)Затрудняюсь оценить | 4)Отношения напряженные, но не доходящие до открытого конфликта | 5)Отношения
напряженные, сопровождающиеся |
Как бы Вы оценили состояние отношения между администрацией и работниками на Вашем предприятии? | |
3 | 2 | 1 | 3 | 2 |