Мотивации на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является углубленное изучение теорий мотивации и осознание её роли в управлении поведением. В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты мотивационной деятельности;
- охарактеризовать объект исследования;
- провести анализ системы мотивации труда на предприятии;
- разработать практические рекомендации по мотивации персонала в современных условиях на ООО «Финист - Мыловар».

Содержание

Введение 2
1 Теоретические основы совершенствования мотивации 4
1.1 Сущность мотивации персонала 4
1.2 Основные теории мотивации 7
1.3 Опыт использования методов мотивации 12
2 Анализ производственно-хозяйственной деятельности ООО «Финист-Мыловар» 17

Работа содержит 1 файл

мотивация.doc

— 400.00 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение 2
1 Теоретические  основы совершенствования мотивации 4
1.1 Сущность  мотивации персонала 4
1.2 Основные  теории мотивации 7
1.3 Опыт  использования методов мотивации 12
2 Анализ  производственно-хозяйственной деятельности ООО  «Финист-Мыловар» 17
2.1 Общая характеристика предприятия ООО   «Финист - Мыловар» 17
2.2 Анализ использования кадров ООО «Финист-Мыловар» 24
2.3 Анализ  мотивации  и стимулирования труда ООО «Финист-Мыловар» 27
3 Рекомендации  по совершенствованию  системы  мотивации персонала ООО «Финист  – Мыловар» 32
Список использованных источников 35
ПРИЛОЖЕНИЕ  А 36
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 37
ПРИЛОЖЕНИЕ В 38
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     В условиях постиндустриальной экономики, перед промышленными предприятиями встает необходимость работать по-новому, считаясь с законами и требованиями рынка. Одна из главных задач для предприятий различных форм собственности – поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизации человеческого фактора. Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация.

     Трудовая  мотивация – это процесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленный на достижение целей  организации, к  продуктивному выполнению принятых решений или намеченных работ.

     Это определение показывает тесную взаимосвязь  управленческого и индивидуально-психологического содержания мотивации, основанную на том  обстоятельстве, что управление социальной системой и человеком содержит в  себе, как необходимый элемент  согласование целей объекта и субъекта управления. Результатом его будет трудовое поведение объектом управления и в конечном итоге определенный результат трудовой деятельности.

     Для управления трудом на основе мотивации  необходимы  такие предпосылки, как  выявление склонностей и интересов работника с учетом его персональных и профессиональных способностей, определение мотивационных возможностей и альтернатив в коллективе и для конкретного лица. Необходимо полнее использовать личные цели участников трудового процесса и цели  организации. Для конечного успеха большое значение имеет совпадение целей работника  и предприятия.

     Для решения этой задачи необходимо  создание механизма мотивации, повышения  эффективности труда. Под этим подразумевается  совокупность методов и приемов воздействия на работников со стороны системы управления предприятия, побуждающие их к определенному поведению в процессе труда для достижения целей организации, основанной на необходимости удовлетворения личных потребностей.

       Целью курсовой работы является углубленное изучение теорий  мотивации и осознание её роли в управлении поведением. В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:

     - рассмотреть теоретические аспекты  мотивационной деятельности;

     - охарактеризовать объект исследования;

     - провести анализ системы мотивации  труда на предприятии;

     - разработать практические рекомендации  по  мотивации персонала в современных условиях на ООО «Финист - Мыловар».

     Объектом  исследования является ООО «Финист - Мыловар». Предметом исследования  - система мотивации персонала на предприятии в современных условиях. 

 

      1 Теоретические основы совершенствования мотивации

     1.1 Сущность мотивации персонала 

     Мотивация – это связанные с удовлетворением определённых потребностей побуждения к деятельности, процесс активизации внешних и внутренних сил, формирующих поведение. В этом процессе отражается сложная взаимосвязь между внутренними психическими состояниями, разнообразными внешними факторами и поведении. Внешние факторы обычно вызывают побуждение к действию непосредственно, исходящие от руководства поощрение или наказание. В этом случае можно говорить о внешней мотивации [1].

     М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури  предлагают следующее определение  мотивации:  мотивация – это  процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации [2].

     Д.Скотт  Синк определяет мотивацию как силу, побуждающую к действию, при этом мотив – это внутреннее побуждение, импульс или намерение, которые  заставляют человека делать что-либо или поступать определённым образом [3].

     Правомочно  рассматривать трудовую мотивацию как процесс, подразумевая под ним динамику (развертывание) мотивационных тенденций. Причем, в этом случае имеют в виду как внутренние процессы изменения мотивационной структуры человека, так и внешние (со стороны субъекта управления) процессы формирования мотивов трудового поведения работников. Данные процессы являются взаимосвязанными и взаимообусловленными, а изучение характера этой взаимосвязи является важнейшей практической задачей социального управления. Рассмотрение мотивации как основного управленческого процесса дает возможность ответить на вопрос о том, как, каким образом можно повлиять на поведение человека на рабочем месте для приведения его в соответствие с поставленной субъектом управления целью.  

Таблица 1.1 – Совокупность взглядов на определение  мотивации

Автор Определение мотивации
Владимирова Л.П. [1] Мотивация –  это состояние личности, определяющее степень активности и направленности действий человека в конкретной ситуации. Стимулирование – это средство, с помощью которого можно осуществлять мотивирование.
Мескон  М.Х. [2] Мотивация –  это процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих  целей организации.
Верхоглазенко В. [3] [5] Мотивация –  это внутренний психический механизм человека, который обеспечивает опознание  предмета, соответствующего потребности  и запускает направленное поведение  по присвоению этого предмета (если он соответствует потребности). Стимулирование труда – это процесс воздействия на человека посредством потребностно-значимого для него внешнего предмета (объекта, условий, ситуации), побуждающий человека к определённым действиям.
Епифанов  А.А.[14] Мотивация трудовой деятельности – это побуждение человека к достижению трудовой цели организации с помощью внутриличностных и внешних факторов.
Румянцева З.П., Соломатин Н.А.[15] Мотивация –  это деятельность, имеющая целью  активизировать людей, работающих в  организации, и побудить  их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах.
  Мотивация –  это внутреннее побуждение индивида, которое отвечает за уровень, направление  и настойчивость усилий, затрачиваемых  человеком в пределах много или  мало.
  Мотивация –  процесс эмоционально-чувственного сопоставления образа своей потребности с образом внешнего предмета (претендента на предмет потребности).
 

     Под широтой мотивационной структуры  понимается качественное разнообразие мотивов. Чем больше у человека активных мотивов, тем шире его мотивационная структура. Иерархичность мотивационной структуры обуславливается тем, что мотивы могут находиться между собой в различных отношениях с точки зрения осознания человеком их значимости. В этом смысле можно говорить о мотивах, имеющих доминирующее, подчиненное или второстепенное значение. Гибкость мотивационной структуры личности означает, что последняя не является статичным образованием, т. е. подвержена изменениям под воздействием самых разнообразных факторов. Гибкость мотивационной структуры личности, с одной стороны, предопределяет сложности управления поведением человека с точки зрения возможностей предсказания результатов тех или иных управленческих воздействий, а с другой, - создает возможности для изменения мотивационной структуры работника в позитивном направлении.

     Основные  элементы мотивационного процесса:

  • субъекты и объекты мотивации, а также система социальных факторов, определяющих экономическое поведение людей. К последним, в свою очередь можно отнести творчество, мотивы, потребности, стимулы, установки, ценностные ориентации, интересы и цели;
  • внешние мотиваторы, или стимулы, экономического поведения, социально-политические условия, финансовая и налоговая политика, законодательно-правовые, жилищно-бытовые и семейные условия, духовная среда, природно-географическая среда и др.

     Схема мотивационного процесса приведена  на рисунке 1 в приложении Б.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

     Мотивацию, анализируемую как процесс, можно  представить в виде ряда последовательных этапов, которые представлены ниже.

     Первый  — возникновение потребностей. Человек  ощущает, что ему чего-то не хватает. Он решает предпринять какие-то действия. Потребности бывают самые различные, в частности: физиологические; психологические; социальные.

     Второй  этап — поиск путей обеспечение  потребности, которую можно удовлетворить, подавить или просто не замечать.

     Третий этап — определение целей (направлений) действия. Определяется, что именно и какими средствами нужно сделать, обеспечить потребность. Здесь выявляется, что нужно получить, чтобы устранить потребность, чтобы получить то, что желательно, в какой мере можно добиться того, что необходимо и то, что реально получить, способно устранить потребность.

     Четвертый этап — реализация действия. Человек  затрачивает усилия, чтобы осуществить  действия, которые открывают ему  возможность приобретения того необходимого, что нужно для устранения потребности. Поскольку процесс работы оказывает влияние на мотивацию, то на этом этапе может происходить корректировка целей.

     Пятый этап — получение вознаграждения за реализацию действия. Проделав необходимую  работу, человек получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемое для него. Здесь выявляется, насколько выполнение действий обеспечило желаемый результат. В зависимости от этого происходит изменение мотивации к действию.

     Шестой  этап — ликвидация потребности. Человек  или прекращает деятельность до возникновения  новой потребности, или продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности. 

     1.2 Основные теории мотивации 

     Существует  множество подходов к мотивации, которые в той или иной степени получили отражение на практике или же являются результатом изучения реальной деятельности людей. Рассмотрим основные из них - содержательную теорию мотивации и процессуальную теорию.

     Основная  идея содержательных теорий мотивации – наличие причинно-следственных связей между внутренними психическими состояниями и поведением, т.е. изучается внутреннее «Я» человека и воздействие его текущих потребностей на поведение. К таковым относятся так называемые содержательные теории мотивации иерархия потребностей Абрахама Маслоу, теория потребностей Дэвида Мак Клелланда, двухфакторная концепция Фредерика Герцберга, теория Дугласа Мак Грегора, концепция ERG Клейтона Альдерфера, табл. 1. Знаменитая пирамида Маслоу включает пять групп потребностей: физиологические потребности; потребности в безопасности и уверенности в будущем; потребность в любви, привязанность и принадлежность к определенной группе людей или так называемые социальные потребности; потребности в удовлетворении чувства собственного достоинства или потребности в уважении; потребности в самоактуализации или потребности самовыражения. Появлению новой потребности предшествует удовлетворение другой, более низкого уровня, т.е. по теории Маслоу все потребности расположены в виде строгой иерархической структуры. Теория Дэвида Мак Клелланда схожа с мотивацией по Маслоу. Здесь делается упор на потребности высших уровней. Мак Клелланд считал, что людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности.

Информация о работе Мотивации на предприятии