Монополия, естественная монополия, ценовая дискриминация

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 01:52, курсовая работа

Описание работы

Для начала дадим определение понятия “монополия”. Монополия – это абсолютное преобладание единоличного производителя или продавца продукции. Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения. Что касается естественных монополий, то к ним относят предприятия, в которых размеры начальных вложений очень велики, поэтому другой фирме просто невыгодно вступать в конкурентные отношения.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. МОНОПОЛИИ
1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОНОПОЛИИ……………………………………..1-4
1.2 Виды монополий……………………………………………………….4-11
1.3 Ценовая политика монополистических образований…………….11-14
1.4 Конкуренция и монополии…………………………………………...14-17
Глава 2. Естественная монополия
2.1 Понятие естественной монополии…………………………………..17-17
2.2 Признаки и типы естественной монополии………………………..18-20
2.3 Отличительные признаки и границы естественных монополий..20-22
2.4 Сущность естественных монополий………………………………...22-25
Глава 3. Ценовая дискриминация
3.1 Понятие ценовой дискриминации…………………………………..25-27
3.2 Типы ценовой дискриминации……………………………………...28-33
3.3 Мотивы и условия эффективности ценовой дискриминации…..33-36
Заключение

Работа содержит 1 файл

НАЧАЛО.doc

— 210.50 Кб (Скачать)

     С. Фишер дает другое определение естественной монополии. Если производство любого объема продукции одной фирмы обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией.

2.3    Отличительные признаки  и границы естественных  монополий

     Естественная  монополия обладает некоторыми отличительными признаками, такими как:

  • Низкая эластичность спроса.

     Спрос на товары и услуги отраслей естественной монополии практически не зависит  от изменения цен, в отличие от спроса на другие виды продукции, которые  имеют близких заменителей.

  • Высокие барьеры входа на рынок.

     Это объясняется постоянными инвестициями в строительство, которые трудно окупаются. Размер предприятия монополии  близок к ста процентам объёма потребления определённого блага, соответственно отрасли для эффективного производства достаточно только одной фирмы.

  • Эффективность деятельности.

     Ощутимая  экономия на производственных масштабах  и высокие постоянные издержки.

  • Сетевой характер рынка.

     Существует  целостная система сетей, с помощью  которых происходит оказание услуг.

     Выше  были приведены основные отличительные признаки естественной монополии в целом.

    Границы естественных монополий:

  1. Экономические границы.

     Рассмотрение  естественной монополии строго теоретически, не учитывая никаких особенностей отраслей. Таким образом, не полностью отражена вся суть естественной монополии.

  1. Технологические границы.

     Конкуренция не может существовать из-за технологических  особенностей отрасли. В разных отраслях выделяют разные технологические границы, учитывая существующие особенности  этой отрасли.

  1. Социальные границы.

     Существует  принцип общественной полезности. Товары и услуги естественно-монопольных  отраслей потребляются обществом. Это  определяет особую роль для населения  и государства.

  1. Стратегические границы.

     Они очень похожи на социальные. Они  описывают сферы, где конкуренцию необходимо ограничить в силу каких-либо причин.

     Итак, мы рассмотрели все признаки естественной монополии, а также границы рынка. Теперь можно подвести итог и определить плюсы и минусы отраслей естественной монополии.

     Плюсы:

  • Максимальное использование эффекта от масштаба производства, то есть снижение издержек на производство.
  • Мобилизация финансовых ресурсов, поддержание средств производства.
  • Использование новых технологий.
  • Единый стандарт на продукцию и услуги.
  • Замена рыночной системы позволяет сократить различные издержки.

     Минусы:

  • Блокировка технического процесса.
  • Снижается качество продукции и услуг.
  • Издержки в значительной мере перекладываются на потребителя.
  • Принимает форму административного диктата.

     Нельзя  точно определить чего больше плюсов или минусов. Это значит, что естественная монополия очень противоречива. То есть достоинства также могут быть и недостатками.

2.4    Сущность естественных  монополий

К отраслям, в которых действуют естественные монополии можно отнести большинство предприятий, так называемого общественного пользования, осуществляющих коммунальное обслуживание, предприятия телефонной связи, железнодорожного, трубопроводного транспорта, кабельное телевидение и т.п.

     Естественные  монополии порождаются в тех  отраслях, где используется  значительный объем постоянного компонента издержек производства, что сопровождается существенной экономией на масштабах выпуска. Разделение производства между 2-3 или большим количеством фирм нецелесообразно и приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы и наличие более чем одного продавца приведет к росту издержек. Конкуренция здесь невозможна и в силу того, что самая крупная фирма всегда обладает преимуществами в части издержек над своими соперниками, а мелкие фирмы в этих условиях, по-видимому, не способны выдержать конкуренции и будут вытеснены с рынка. Крупные компании легко могут расширить число своих потребителей в обслуживаемом регионе. Создание же новой дополнительной компании, выполняющей аналогичные функции, в случае появления дополнительного спроса будет обходиться слишком дорого.

     В некоторых отраслях, как, например, в электроэнергетике, экономия от масштаба может быть существенной при всех объемах выпуска. Например, системы  водоснабжения или электроснабжения требуют высоких объемов основного оборудования – трансформаторных подстанций, генераторов, линий электропередач, насосного и водопроводного оборудования, очистных сооружений и т.д. В случае сокращения объемов предоставления данных благ на тех же производственных мощностях постоянные издержки не уменьшатся, так как основные капиталовложения уже осуществлены, но при этом увеличатся средние издержки. Если в отрасли будут действовать несколько фирм, то весь объем производства распределится между ними и производство каждой из них будет меньшим. В этом случае (при сохранении прежнего объема постоянных издержек на оборудование) средние издержки не достигнут своего минимального уровня. Здравый смысл подсказывает, что дешевле пользоваться одной линией электропередач, чем тянуть две параллельных, перекрывающих друг друга. То же самое можно сказать о трубопроводах для транспортировки нефти и газа.

     Наряду  с отмеченными положительными качествами у естественных монополий есть и  крайне опасная оборотная сторона - возможность господствовать в соответствующих рыночных отношениях, устанавливать свою безраздельную диктатуру рыночной власти. Ограничение произвола естественных монополий достигается в основном двумя путями: установлением в сферах естественных монополий  государственной собственности и государственным регулированием.

     Первый  относится к материальным предпосылкам рыночных отношений – производственному  процессу. Именно этот процесс обеспечивает более или менее эффективное  удовлетворение спроса в условиях отсутствия конкуренции.

     Второй  существенный компонент, уточняющий понятие  естественных монополий, обращен к  естественно-монопольному товару. Товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в  потреблении другими товарами, то есть потенциальный покупатель в состоянии приобрести для своих нужд только данный, а никакой другой товар, и купить его он может только у одного конкретного продавца -  естественного монополиста.

     Третий  по счету компонент - главный по значимости с точки зрения правового регулирования. Он касается одного из основных элементов рыночной экономики – цены: спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Спрос, не зависящий или зависящий в минимальной степени от цены, ее изменения, принято называть неэластичным. 

     Если  исходить только из приведенного определения, то к сфере естественных монополий  можно отнести деятельность очень  многих предпринимателей. Взять для примера самый распространенный товар - хлеб. Формально к естественной монополии можно отнести чуть ли не всех его производителей и продавцов. Чем больший объем хлебной продукции выпекает один хозяйствующий субъект, тем ниже издержки на ее производство; для массы людей хлеб никакой другой продукцией незаменим; спрос на него прямо не зависит от цены, хочешь – не хочешь, а приходиться покупать по предложенной продавцом цене. Поэтому государство, опираясь на общее понятие естественных монополий, само решает, какие конкретно отрасли народного хозяйства или отдельные виды хозяйственной деятельности отнести к естественным монополиям. И здесь главная опасность не ошибиться, ведь это может привести к непоправимым результатам.

Естественно, что предоставление какой-либо компании исключительных монопольных прав на поставки потребителям электроресурсов, водоресурсов, газоресурсов или на транспортное обслуживание на данной территории или в масштабах всего государства вызывает необходимость установлении государственного контроля деятельности таких экономических субъектов. Это делается в целях устранения возможных злоупотреблений властью над рынком и негативных последствий для потребителей от монопольного положения основных поставщиков. В большинстве стран эти отрасли либо находятся в государственной собственности, либо регулируются государством. В обоих случаях цены устанавливаются государством, а не естественной монополией. В следующей главе мы подробно рассмотрим цели и способы регулирования естественных монополий.

Глава 3.  Ценовая дискриминация

3.1    Понятие ценовой дискриминации

            Термин "дискриминация" образован от латинского discriminatio, что означает различие, различение. Под ценовой дискриминацией понимают практику установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами. В общем виде речь может идти либо о практике какой-либо отдельной фирмы-продавца, либо о поведении отдельного покупателя, если он сам в состоянии назначить разные цены спроса для разных продавцов, причем последние по тем или иным причинам соглашаются на его условия. Обычно рассматривается вариант дискриминационного поведения продавца как наиболее часто встречающийся. Ценовые различия, возникающие на основе конкурентной борьбы разных фирм, предлагающих одну и ту же продукцию, относятся к другим особенностям функционирования рынка и не связаны с дискриминацией.

     Смысл дискриминационного поведения состоит  в том, чтобы использовать все  возможности для назначения максимальной цены на каждую продаваемую единицу товара. Это значит, что дискриминации может подвергаться как один и тот же покупатель, например, в зависимости от закупаемого количества товара, так и разные покупатели.

     Сделанный в определении акцент на отсутствие связи ценовых различий с затратами не случаен. Цены реальных сделок обычно отличаются друг от друга из-за несовпадения условий доставки, страховки, упаковки, кредита, дополнительного сервиса, комплектации, а также по причине обеспечения изготовителем особых качественных характеристик изделия в соответствии с индивидуальными запросами потребителей. В тех случаях, когда покупатель оплачивает особенности индивидуальной сделки, требующие соответствующих затрат, ценовые различия, не являются дискриминационными. И наоборот, оплачивая то, что не требует дополнительных расходов, покупатель подвергается ценовой дискриминации.

     Сама  постановка вопроса о ценовой  дискриминации предполагает достаточно высокую степень развития рыночных отношений. Разовые, случайные сделки между сменяющими друг друга покупателями и продавцами всегда совершались по разным ценам. Как сумели договориться, на том и порешили! Лишь со временем возникают условия для формирования того, что можно назвать единой ценой товарного рынка.

     Для этого необходимо прежде всего формирование определенного экономического пространства с относительно устойчивым составом участников сделок. Можно сказать, что рынок должен обрести свои границы. Эти границы определены сбытовыми подразделениями тех фирм, которые выступают как поставщики рынка, и кругом тех покупателей товаров, которые одновременно предъявляют спрос на эту товарную массу. Неопределенность состава покупателей и продавцов порождает неопределенность цен, постоянное изменение условий спроса и предложения.

     На  этом фундаменте главная причина, выравнивающая цены, - конкуренция. Конкурируют между собой продавцы, предлагая клиентам выгодные альтернативы. Конкурируют между собой покупатели. Они ведут борьбу не только за товар, но и за наиболее выгодные условия его приобретения. Любые возможные преимущества кого-либо из потребителей вызывают стремление других занять место более удачливых собратьев. Наконец, конкурируют между собой покупатели и продавцы. Если судьба каждого из них зависит от поведения другого, то они вынуждены договариваться, согласовывать свои интересы и возможности. В результате сама жизнь заставляет вести торговлю по примерно одинаковым ценам.

Информация о работе Монополия, естественная монополия, ценовая дискриминация