Монополия, естественная монополия, ценовая дискриминация

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 01:52, курсовая работа

Описание работы

Для начала дадим определение понятия “монополия”. Монополия – это абсолютное преобладание единоличного производителя или продавца продукции. Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения. Что касается естественных монополий, то к ним относят предприятия, в которых размеры начальных вложений очень велики, поэтому другой фирме просто невыгодно вступать в конкурентные отношения.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. МОНОПОЛИИ
1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОНОПОЛИИ……………………………………..1-4
1.2 Виды монополий……………………………………………………….4-11
1.3 Ценовая политика монополистических образований…………….11-14
1.4 Конкуренция и монополии…………………………………………...14-17
Глава 2. Естественная монополия
2.1 Понятие естественной монополии…………………………………..17-17
2.2 Признаки и типы естественной монополии………………………..18-20
2.3 Отличительные признаки и границы естественных монополий..20-22
2.4 Сущность естественных монополий………………………………...22-25
Глава 3. Ценовая дискриминация
3.1 Понятие ценовой дискриминации…………………………………..25-27
3.2 Типы ценовой дискриминации……………………………………...28-33
3.3 Мотивы и условия эффективности ценовой дискриминации…..33-36
Заключение

Работа содержит 1 файл

НАЧАЛО.doc

— 210.50 Кб (Скачать)

     Фирма-монополист обычно имеет высокую прибыль  и это привлекает в отрасль  других производителей. Существуют барьеры, препятствующие вступлению в отрасль, например:

     1. Эффект масштаба. Высокоэффективное производство с низкими издержками достигается в условиях крупного производства, обусловленного монополизацией рынка. Новым конкурентам трудно войти в такую отрасль, т.к. это требует крупных капиталовложений. Доминирующая фирма, имея более низкие издержки производства, в состоянии на время снизить цену продукции, чтобы уничтожить конкурента.

     2. Исключительные права. В ряде стран Европы и Америки правительство предоставляет фирмам статус единственного продавца (транспортные услуги, связь, газоснабжение). Но взамен на эти привилегии правительство сохраняет за собой право регулировать действие таких монополий, чтобы исключить злоупотребление властью, защитить интересы немонополизированных отраслей и население.

     3. Патенты и лицензии. Правительство гарантирует патентную защиту новым продуктам и производственным технологиям, что обеспечивает производителям монопольные позиции на рынке и на определенный промежуток времени гарантирует их исключительные права.

     4. Собственность на важнейшие виды  сырья. Некоторые компании являются монополистами благодаря безраздельному владению источниками производственного ресурса, необходимого для производства монополизированного продукта. Так, "Алюминиум компани оф Америка" является владельцем всех основных источников бокситов. Довольно длительное время канадская компания "Инко" контролировала около 90% известных мировых запасов никеля. Большинство алмазных рудников контролируется южноафриканской компанией "Де Бирс" 5

1.4   Конкуренция и  монополии

        Особого рассмотрения требует соотношение конкуренции и монополии в современной экономике. Конкуренция принадлежит к основным понятиям рынка, то есть к таким, без которых он не может функционировать. Можно сказать, что развитие рынка было одновременно и развитием конкурентных отношений.

     Конкурентный  рынок предусматривает наличие неограниченного числа продавцов, а также ситуацию, в которой каждый из них не имеет возможности влиять на цену. Здесь также существует свободный, беспрепятственный доступ хозяйственных объектов к любому виду деятельности, наглядная и доступная каждому информация о состоянии рынка и возможных альтернативах, здесь имеет место диктат потребителя над производством. Все это свидетельствует о господстве свободной конкуренции.

     Но  небезопасность конкуренции подталкивает предпринимателей к попыткам уклониться от нее, а это возможно только при завоевании монопольного положения.

     Монополия – это понятие, противоположное  конкуренции. Это хорошо видно на примере абстрактной категории  «чистая монополия», которая характеризует ситуацию абсолютной монополизации рынка одной формой. Естественно, что это полярно противоположная ситуация, где для конкуренции совсем не остается места.

     Конкуренции в конце прошлого столетия нанесен  значительный удар со стороны монополий. Стремительная монополизация хозяйственной  жизни спровоцировала сворачивание и модификацию конкурентных отношений, возникла угроза существования конкуренции как таковой. Однако общество быстро оценило пагубность такой ситуации и своими решительными действиями не допустило перехода ее состояния в критическое положение.

     Современная рыночная экономика характеризуется  сосуществованием, переплетением конкуренции  и монополии. Очень важной является проблема их соотношения. Можно вести  речь о диалектическом единстве монополии  и конкуренции. К. Маркс говорил: «В практической жизни мы находим не только конкуренцию, монополию и их антагонизм, но также и их синтез, который является не формулой, а движением. Монополия создает конкуренцию, конкуренция создает монополию. Синтез заключается в том, что монополия может удержаться благодаря тому, что она постоянно вступает в конкурентную борьбу». В таких условиях конкуренция перестает быть единым регулятором производства.

     Современный хозяйственный механизм представляет собой объединение стихийного рыночного регулирования с сознательным управлением со стороны монополий и государства. Одну из его основ составляет конкуренция, но в современных условиях это преимущественно несовершенная конкуренция.

     Можно выделить следующие особенности  несовершенной конкуренции:

     1. Это конкуренция, которая возникает при условиях существования монополистических образований, соревнующихся как между собой, так и с предпринимателями среднего и малого бизнеса. В ней тон задают продавцы и покупатели, которые имеют определенную монопольную власть над продуктом, имеют возможность манипулировать ценами.

     2. Если совершенная конкуренция  происходила прежде всего за  обеспечение сбыта продукции, то монополистическая имеет значительно больший диапазон целей. Здесь конкурентная борьба ведется за монополизацию рынков сбыта, источников сырья, результатов научно-технического прогресса, кредитных ресурсов,

     3. Конкуренция все больше перемещается  из сферы обращения, где происходит  реализация товаров, в сферу  непосредственного производства, с  отраслевого на межотраслевой,  общехозяйственный уровень. Несовершенная конкуренция основывается прежде всего на нововведениях в средства производства, технологию, которые снижают затраты на единицу товара. Инновации в руках монополистов становятся методом конкурентной борьбы.

     4. Значительно расширяется арсенал способов такой борьбы. Рядом с ценовой конкуренцией, использовавшейся ранее, применяются и другие способы. Отличают три основные формы конкурентной борьбы: ценовая, неценовая и неэкономическая (нечестная). Ценовая конкуренция — это соревнование производителей путем уменьшения затрат производства, снижения цен на товары и услуги без существенного изменения их ассортимента или качества. Производители используют манипулирование ценами, теневые цены, тайные уменьшения, маневрирование ценами на разных рынках. Неценовая конкуренция — это завоевание конкурентного преимущества за счет лучшего использования достижений научно-технического прогресса. Здесь применяется продажа товаров более высокого качества, предложение новых товаров для удовлетворения тех же потребностей, оказание большего объема услуг, увеличение сроков гарантийного обслуживания, лучшие условия выделения потребительского кредита, проведение рекламных кампаний и т.д. И, наконец, широко практикуются так называемые неэкономические методы конкурентной борьбы. Это подкупы служебных лиц для улаживания дел, технический шпионаж, переманивание на свою сторону лучших специалистов и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что  сегодня действует качественно новая конкуренция, которая отражает новую структуру рынка, его монопольный характер.7 

Глава 2.  Естественная монополия

2.1   Понятие естественной монополии

      Естественная монополия - состояние  товарного рынка, при котором  удовлетворение спроса на этом  рынке эффективнее в отсутствие  конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства). А товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

          Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

2.2    Признаки и типы  естественной монополии

          Основными признаками естественной монополии являются:

  1. Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении.
  2. Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться.
  3. Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их не возможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным энергоносителем сложно.
  4. Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.

     Естественную  монополию также рассматривают  несколько в ином контексте. Не с экономической точки зрения, а с правовой. Если рассматривать естественную монополию с этой стороны, то можно также выделить ряд признаков:

  • Законы о монополиях связаны с законом о конкуренции: учитывается их различие по предмету и способы регулирования;
  • Правовой статус субъектов, их права и обязанности;
  • Границы естественных монополий по отраслям и видам хозяйствования;
  • Образование и развитие монополий имеет юридические основания;
  • Деятельность естественных монополий регулируется;

     Если рассматривать естественную монополию как объект государственного регулирования, то её можно разделить на две части: естественно-монопольное ядро (экономические и технологические границы рынка) и смежный естественно-монопольный сегмент (социальные и стратегические границы рынка).

Существуют два  типа естественных монополий:

     а) природные монополии. Рождение таких  монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой  природой. Например, монополистом может  стать фирма, геологи которой  обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых, и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).

     б) технико-экономические монополии. Так  условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

     Скажем, технически почти невозможно (точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода  газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается  попытка проложить в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.

     Наиболее  крупномасштабными монополиями  обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести к увеличению затрат на производство и в итоге – не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано.

Информация о работе Монополия, естественная монополия, ценовая дискриминация