Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 01:08, курсовая работа
Принятие решений – составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.
Введение 3
1 Моделирование ситуаций и выработка управленческих решений 4
1.1 Понятие и классификация управленческих решений 4
1.2 Методы принятия управленческих решений 6
1.3 Моделирование ситуаций 10
1.4 Процесс подготовки и принятия решений 14
2 Практика применения моделирования (на основе теории игр) 16
Заключение 19
Список использованной литературы 20
В схватке двух ястребов каждый с вероятностью 0,5 получает выигрыш в 50 очков и с такой же вероятностью – увечье, которое мы оценили в –100 очков. Средний выигрыш составит S(Я, Я) = (50–100)∙0,5 = –25 очков.
В схватке голубя с ястребом голубь проигрывает и получает S(Г, Я) = 0 очков, ястреб выигрывает и получает S(Я, Г) = 50 очков.
Результаты турнира можно наглядно представить в виде так называемой платёжной матрицы (рис. 2.1)
Табл. 2.1 – Платежная матрица
Голубь | Ястреб | |
Голубь | 15 | 0 |
Ястреб | 50 | -25 |
Обозначим долю ястребов в популяции через z, тогда доля голубей составит 1–z. Если в схватке случайным образом участвуют два самца, то с вероятностью z2 это два ястреба, с вероятностью (1–z)2 – два голубя и с вероятностью 2z(1-z) – голубь против ястреба.
Найдём среднее количество очков, которое получают соперники в результате схватки.
Ястреб с вероятностью z дерётся с другим ястребом и получает в среднем –25 очков и с вероятностью 1–z с голубем и получает 50 очков. В среднем это составит
SЯ(z) = –25∙z + 50∙(1–z) = –25z + 50 – 50z = 50 – 75z.
Аналогично для голубя получим
SГ(z) = 0∙z + 15∙(1–z) = 15 – 15z.
Построим графики этих уравнений в осях координат S – z.
Как видно из графика, линии выигрыша для голубей и ястребов пересекаются в некоторой точке, определяемой соотношением: 50 – 75z = 15 – 15z 60z = 35 z = 35/60 = 0,583…
Правее
этой точки (т.е. при увеличении доли
ястребов) преимущество имеют голуби,
поэтому их относительное количество
будет увеличиваться, тем самым
уменьшая z. Левее этой точки (при
уменьшении количества ястребов) ястребы
имеют преимущество, поэтому их количество
будет увеличиваться, тем самым
увеличивая z. Таким образом, любое
смещение z от точки равенства выигрышей
голубей и ястребов вызывает процессы,
которые стремятся вернуть
Рис. 2.1 – Точка равновесия популяций
В теории игр есть такая вещь как выгода от очередности хода. В большинстве игр выгоднее ходить первым, потому что этим ты сужаешь оппоненту выбор. Примерами могут служить “гонка технологий” или “битва полов”. Там, ходя первым, ты сужаешь оппоненту выбор и заставляешь его играть так, как тебе выгодно. Но есть и другой класс игр, где выгоднее ходить вторым. Например, если есть две фирмы, которые продают товары по каталогу, то тот кто выпустил каталог первым рискует, что вторая фирма в своем каталоге немного опустит цены и заполучит большую часть рынка. Тот же самый сценарий иногда приобретает весьма интересную форму рекламных войн. Недавно две московских сети магазинов бытовых товаров показали с блеском это продемонстрировали (рис. 2.1)
Рис. 2.2 – Рекламы конкурирующих фирм
Как видно из картинки Эльдорадо воспользовалось преимуществом второго хода и снизило цену, заодно обсмеяв конкурента. Естественно, в долгосрочном периоде ценовая война скорей всего принесет вред обеим компаниям, если они не смогут договориться, но видимо Эльдорадо считает свою выгоду от дерзкой рекламной компании большей, чем будущие потери от ценовой войны
Итак,
моделирование позволяет
Совершенствование
процесса принятия управленческих решений
и соответственно повышение качества
принимаемых решений
Информация о работе Моделирование ситуаций и выработка управленческих решений