Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 14:50, курсовая работа
Осуществляя планирование работы, её выполнение, мотивацию труда людей, занятых в организации, контроль и координирование всех происходящих в ней процессов, менеджерам приходится принимать огромное множество решений. К примеру, составление пленов на предстоящий период предполагает комплекс решений, касающихся постановки целей и задач. Процесс организации неизбежно требует решений относительно структуры производственного процесса, труда и управления и т.п.
Введение
1. Понятие управленческого решения
1.1 Сущность и характерные особенности решений
1.2 Классификация управленческих решений
2. Технология принятия управленческого решения и его реализация
2.1 Структура принятия решения
2.2 Модели принятия решений
2.3 Стадии принятия решений
3. Реализация управленческих решений на примере ОOО«DROLYA»
3.1 Краткая характеристика ОOО «DROLYA»
3.2 Реализация управленческих решений и их оптимизация на примере ООО«DROLYA»
3.3. Предложения по совершенствованию действующей схемы принятия решений
Заключение
Список использованной литературы
по дисциплине «Основы менеджмента»
на тему: "Моделирование процесса подготовки
управленческого решения в организациях"
Содержание
Введение
1. Понятие управленческого решения
1.1 Сущность и характерные особенности решений
1.2 Классификация управленческих решений
2. Технология принятия управленческого решения и его реализация
2.1 Структура принятия решения
2.2 Модели принятия решений
2.3 Стадии принятия решений
3. Реализация управленческих решений на примере ОOО«DROLYA»
3.1 Краткая характеристика ОOО «DROLYA»
3.2 Реализация управленческих решений и их оптимизация на примере ООО«DROLYA»
3.3. Предложения по совершенствованию действующей схемы принятия решений
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Принятие решений имеет ключевое значение для реализации целей и задач организации. Процесс менеджмента исключительно важен тем, что в ходе его осуществления разрабатываются и применяются методы принятия решения, служащие повышению эффективности деятельности, а, следовательно, конкурентоспособности фирмы.
Управленческий процесс рассматривают в составе трёх блоков:
М - моделирование состояния объекта управления на основании поступающей от него информации;
Р - разработка и принятие управленческих решений;
В - организация выполнения принятых решений.
Последующий блок по информационным каналам связан с «выходом» производственного процесса и таким образом обеспечивает изменения, запланированные системой управления.
Осуществляя планирование работы, её выполнение, мотивацию труда людей, занятых в организации, контроль и координирование всех происходящих в ней процессов, менеджерам приходится принимать огромное множество решений. К примеру, составление пленов на предстоящий период предполагает комплекс решений, касающихся постановки целей и задач. Процесс организации неизбежно требует решений относительно структуры производственного процесса, труда и управления и т.п. Процесс контроля не может осуществляться, если не принять решение о том, что, как и когда контролировать, в каких формах и видах это делать, как анализировать полученную информацию и использовать её для того, чтобы в соответствии с результатами контроля вносить изменения в работу организации.
Понятно, что круг обязательных к принятию решений очерчён далеко не полностью. Однако из сказанного ясно, что начальный импульс процессу принятия решений задаст информация о состоянии контролируемого объекта; воздействие же на него осуществляется после выработки и принятия решения, которое в виде той или иной информации (команда, приказ, распоряжения, план и т.д.) подаётся на «вход» управляемого объекта. В центре этой циклически развивающейся деятельности находятся три элемента процесса: проблема, её решение и люди, участвующие в процессе на всех этапах.
1. Проблема. Под проблемой понимается несоответствие фактического состояния управляемого объекта желаемому или заданному (запланированному). Она возникает чаще всего в связи с отклонением от плановых (или нормативных) состояний, которое отличается в определённый момент времени или прогнозируется на будущее. Но проблема может появиться и вследствие изменения самих целей или нормативов. Скажем, проанализировав информацию о продажах, руководство предприятия принимает решение о снятии того или иного изделия с производства и о переключении последнего на другой вид продукции. Это может радикально изменить целевые установки всех подразделений, связанных с данными видами продукции. Следовательно, менеджеры должны заново составить планы, найти и перераспределив ресурсы, организовав обучение персонала, и т.д. Таким образом, проблемную ситуацию могут вызвать факторы внутренней или внешней среды прямого или косвенного воздействия.
2. Решение. Решение в менеджменте - это поиск, выбор варианта, альтернативы и умелое их сочетание и использование на экономическом, социальном и политическом и нравственном уровнях с целью принятия оптимального варианта и наибольшей выгоды для организации, коллектива, личности. При этом почти всегда есть варианты, а какой из них лучше - нужно оценить.
Принятие решения - часть повседневной работы руководителя любого уровня. Управленческое решение - это концентрированное выражение процесса управления на его заключительной стадии. Такое решение выступает как своеобразная формула управленческого воздействия на определённый объект и должно отвечать ряду требований. Главное среди них - обоснованность, чёткость формулировок, реальная осуществимость, своевременность, экономичность (определяемая по размерам затрат), эффективность (степень достижения поставленных целей в сопоставлении с расходом ресурсов).
Как
правило, решения должны приниматься менеджером
там, где возникает проблемная ситуация;
для этого менеджеров соответствующего
уровня необходимо наделить надёжными
полномочиями, возложив на них в то же
время ответственность за состояние дел
на управляемом объекте. Очень важным
условием положительного воздействия
решения на работу организации является
его согласованность с теми решениями,
что принимались ранее - как по вертикали,
так и по горизонтали управления. [14].
1. Понятие управленческого решения
1.1
Сущность и характерные особенности решений
Принятие решений является важной частью любой управленской деятельности. Оно является «центром», вокруг которого вращается жизнь организации. Решение можно рассматривать как продукт управленческого труда, а его принятие - как процесс, ведущий к появлению этого продукта.
Принятие решений представляет собой сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием организации. Данный процесс включает много разных элементов, но непременно в нём присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения как выбор альтернативы. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации, так как план - это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения организационных целей. [12]
В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и носит достаточно формализованный характер, так как решение касается не только одной личности, а чаще всего оно относится к подразделению или к организации в целом. Выделяют два уровня решений в организации: индивидуальный и организационный.
Принятие решений в организации характеризуется как:
- сознательная и целенаправленная деятельность, осуществляемая человеком;
- поведение, основанное на фактах и ценностных ориентациях;
- процесс взаимодействия членов организации;
- выбор альтернатив в рамках социального и политического состояния организационной среды;
- часть общего процесса управления;
- неизбежная часть ежедневной работы менеджера;
- важно для выполнения всех других функций управления.
То,
как правильно принимать решения, изучается
и описывается наукой и может быть познано
из книг. Принятие правильных решений
- это область управленческого искусства.
Способность и умение делать это развиваются
с опытом, приобретаемым руководителем
на протяжении всей жизни. Совокупность
первого и второго, знания и умения составляют
компетентность любого руководителя и,
в зависимости от достигнутого уровня
компетентности, говорят об эффективности
работы менеджера. [2]
1.2
Классификация управленческих решений
Управленческие решения подразделяются на классы в зависимости от принятого критерия:
1. В зависимости от времени их использования решения подразделяются на стратегические и оперативные (тактические).
Стратегические - это решения, определяющие направление развития организации на продолжительном отрезке времени.
Оперативные - это решения, конкретизирующие стратегию и определяющие ее реализацию в небольших временных интервалах.
2. В зависимости от объекта управления решения делятся на экономические, социальные (социально-экономические), психологические, политические, общегосударственные, региональные и т.д.
Есть смысл остановиться более подробно на экономических, хозяйственных решениях. Это особенно актуально в период рыночных реформ.
Какие хозяйственные решения целесообразно принимать в разных рыночных ситуациях? На этот вопрос можно дать только общие ответы относительно правил выбора решения. Жизнь гораздо богаче любых правил. Однако разнообразие реальных вариантов укладывается в ряд типичных рыночных ситуаций, что делает возможной выработку общих правил выбора хозяйственного решения конкретного типа.
Поскольку объектом рыночных отношений является товар (услуга), постольку выбор хозяйственного решения определяется стадией его жизненного цикла.
Все разнообразие хозяйственных решений, обусловленное разнообразием рыночных ситуаций, можно свести к трем типам (классам): стандартные, новационные, мотивационные.
Стандартные решения - это решения повторяемости уже освоенной организацией экономической политики и ее процедур, не изменяющие отношение к товару со стороны производства и реализации. Такие решения оправданы на стадии новизны товара. До тех пор, пока товар на рынке остается новым для многих покупателей, т.е. пока спрос на данный товар не будет удовлетворен у всех желающих его купить, рыночная политика наращивания его производства или обслуживания остается неизменной, ибо приносит нарастающий доход. Но рост реализации не может быть бесконечным. Рынок налагает на него ограничения со стороны спроса.
Когда объем реализации достигает объема спроса, наступает равновесие на рынке конкретного товара, что соответствует стадии его зрелости. Наступление стадии зрелости означает, что не за горами стадия старения, к которой следует подготовиться. Поэтому именно на этой стадии целесообразно решить, можно ли кардинально улучшить потребительские свойства уже производимого товара без существенных потерь в доходах или целесообразно подготовиться к производству нового. Во всяком случае, готовность удовлетворить новые требования рынка - свидетельство коммерческой устойчивости хозяйственной организации. К тому же следует учесть, что производство по сравнению с рынком более инерционно. При смене ситуаций на рынке производство сразу не перестроить и персонал не переобучить. К этому нужно готовиться заблаговременно. Вот почему на стадии зрелости товара целесообразно принимать и реализовывать новационные решения. Суть их - в изменении прежней политики производства и реализации.
На стадии старения, когда спрос на данный товар по отношению к его предложению падает, сдерживать затухание спроса можно, главным образом, его стимулированием при помощи заметно понижающейся цены. Ценовой сброс - достаточно мощный стимул для покупателя. Поэтому для стадии старения типичны мотивационные решения - решения, которые при помощи цены позволяют сохранить мотивы заинтересованности покупателя в приобретении данного товара и отодвигать сроки его ухода с рынка. [6]
3. По характеру подготовки, разработки и принятия решения делятся на запрограммированные (по терминологии лауреата Нобелевской премии Г. Саймона) и незапрограммированные.
Запрограммированные - это такие решения, которые принимаются определенной последовательностью шагов (действий) и поэтому делают возможной компьютеризацию, компьютерное программирование (это бухгалтерские операции, формирование статистической отчетности и т.п.).
Незапрограммированные - это такие решения, принятие которых всякий раз требует необходимых только ему действий и их последовательности.
Выбор того или иного вида решения не является произвольным. Запрограммированные решения применяются к хорошо структурированным объектам управления или проблемам. Для плохо структурированных объектов (например, неустойчивые экономические отношения переходного периода) или плохо структурированных проблем (например, решение проблемы неплатежей) применяются незапрограммированные решения.
Конечно, такое разделение достаточно условно. В реальной жизни запрограммированность и незапрограммированность сочетаются, и речь может идти только об оправданном выборе их долей в едином процессе принятия решения.
рациональные, обоснованные объективными аналитическими данными;
основанные на суждениях, опирающихся на прошлый опыт и логику;
интуитивные, обусловленные чувством того, как лучше действовать.
Информация о работе Моделирование процесса подготовки управленческого решения в организациях