Моделирование алгоритма постановки и реализации жизненных целей

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 01:22, контрольная работа

Описание работы

Целью курсового проекта является моделирование алгоритма и постановки жизненных целей
Задачи курсового проекта:
Изучение теории постановки и реализации целей личности
Постановка собственной жизненной цели и моделирование её выполнения.

Работа содержит 1 файл

Kursovaya.doc

— 297.00 Кб (Скачать)

Для нахождения личных и  профессиональных ориентиров в первую очередь выясните, чего именно вы хотите, т. е. добейтесь ясности цели. Это  является предпосылкой успехов в деловом плане и в личной жизни. Найти личные жизненные цели и дать им определение означает придать своей жизни направление. Например, одним из условий успешной карьеры является правильный выбор профессии. В этом случае вы можете воплотить в действительность свои собственные ценности.

Крах или отсутствие жизненной цели – сильнейшая психотравма. Тот, кто не знает, ради чего и кого он живет, не удовлетворен судьбой. Однако часто разочарование постигает  и тех, кто ставит перед собой  нереальные, недостижимые по субъективным и объективным причинам цели.

Твердый порядок письменного  изложения какой-либо идеи – это  первый шаг к ее претворению в  жизнь. В разговоре можно, часто  не отдавая себе в этом отчета, высказывать  всякого рода смутные и нелепые  идеи. Когда же вы излагаете свои мысли на бумаге, происходит нечто такое, что побуждает вас вникнуть в конкретные детали. При этом гораздо труднее ввести в заблуждение самого себя или кого-либо другого.

Обычно  цели устанавливаются на конкретный период, поэтому полезно наблюдать за процессом их определения, утверждения и приведения в действие в следующей последовательности:

1) прояснение  потребностей;

2) прояснение  возможностей;

3) принятие  решения о том, что вам нужно;

4) выбор;

5) уточнение  цели;

6) установление  временных границ;

7) контроль  своих достижений.

Шаг первый – прояснение потребностей. Нужно устанавливать цели в ситуации, которая не удовлетворяет вас или может стать таковой. Установление личных целей требует анализа текущей ситуации и ответа на вопрос, чего вы хотели бы добиться. Это требует воображения и определенной свободы от тех необоснованных ограничений, которые ранее были приняты без всяких возражений.

Шаг второй – прояснение возможностей. Большинство руководителей осуществляют выбор из ряда возможностей во всех сферах жизни. Некоторые из этих возможностей могут противоречить вашим ценностям или вызывать трудности для тех, кто вас окружает. Первый шаг в прояснении возможностей состоит в установлении как можно большего их числа. Этого частично можно добиться напряжением собственной мысли, но расширить список можно путем изучения ситуации и привлечения окружающих. Разумный выбор нельзя осуществить, пока не установлены все имеющиеся возможности.

Шаг третий – принятие решения  о том, что вам нужно. Списка возможностей недостаточно; необходимо знать, к чему вы стремитесь и чего хотите добиться. Это может показаться очевидным, но определить, что вам нужно, не всегда просто. Необходимо ответить на 3 ключевых вопроса:

• Что  является для вас важным?

• На какой  риск вы готовы пойти?

• Как  ваши решения повлияют на окружающих?

При этом первый вопрос связан с определением ваших личных ценностей и позиций. Здесь же только необходимо подчеркнуть, что качество решений о выборе образа жизни во многом зависит от глубины самоизучения.

Второй  вопрос поможет определить личные границы  и пределы, влияющие на ваш выбор. Можно решить, что некоторые возможности  слишком рискованны и лучше обратиться к методам действий с более  надежными результатами. Однако это  заставляет людей избегать рискованных возможностей, даже не оценив реальную степень риска.

Третий  вопрос направлен на изучение того, кто и как может быть затронут вашими решениями. Следует определить, стоит ли результат тех затрат, которые вызваны этим влиянием на окружающих. Обсуждение идей и возможных действий с теми, кого они, вероятно, затронут, а также наблюдение за их реакцией помогут сделать трудные решения более точными.

Шаг четвертый – выбор. Когда уже определен диапазон имеющихся возможностей и ясны потребности и желания, необходимо сделать выбор. Установление цели представляет собой активный шаг, поэтому в момент выбора вы берете на себя обязательство, что избранный образ действий обеспечит удовлетворительный результат. Кроме того, это означает, что можно осуществить и следующие шаги.

Шаг пятый – уточнение цели. Цели полезны в качестве напоминания о том, для чего предпринимаются действия. Часто для достижения одной цели необходимы разнообразные действия. При этом можно потерять из виду желаемый конечный результат и погрузиться в текучку. Если такое случается, руководитель обычно может часами работать, напрягая все силы, чтобы добиться успеха, и все же у него мало что получается. Сопоставление логических связей между общими задачами и конкретными рабочими процессами может сократить излишние усилия в уточнении целей.

Шаг шестой – установление временных  границ. Время – это ресурс, с которым следует разумно обращаться, но которым можно и серьезно злоупотреблять. Занимаясь слишком многим одновременно, трудно добиться результата во всем, поэтому необходимо рационально распределить время. На этот процесс влияет много факторов, в том числе следующие:

• обычные  требования работы;

• чрезвычайные или дополнительные требования, возникающие  в работе;

• ожидания окружающих;

• личные надежды и стремления;

• чувство  долга и уже взятые на себя обязательства;

• привычная  практика.

Так как  многие решения о том или ином использовании времени принимаются  спонтанно, время зачастую тратится без какой-либо оценки реальной полезности таких затрат.

Люди должны относиться ко времени как к ценному  ресурсу, подобному деньгам в  банке. Время предоставляет возможности, и управление временем обеспечит  расширение этих возможностей.

Цели, содержащие направление действий, должны также  указывать скорость движения. Это необходимо для того, чтобы люди могли продуктивно распределить свое время и другие ресурсы. Если цель не имеет временных границ, нет никакой возможности и следить за своими успехами.

Шаг седьмой – контроль своих  достижений. Существуют следующие преимущества наблюдения за личными достижениями:

• появляется обратная связь с результатами работы;

• возникает  чувство удовлетворения по мере продвижения  к цели;

• создается  возможность переосмыслить избранную  стратегию и спланировать новый  метод действий.

Семь шагов, рассмотренных выше, могут служить контрольным средством для прояснения целей.

 

 

Алгоритм постановки жизненных целей

 

Специалисты советуют письменно  излагать свои цели. Изложение своих  мыслей на бумаге побуждает вникнуть в конкретные детали. При этом гораздо труднее ввести в заблуждение самого себя или кого-либо другого.

Известный немецкий ученый Л. Зайверт представляет процесс постановки целей через  реализацию следующих этапов:

  1. Разработка общих представлений о жизненных устремлениях.
  2. Дифференциация во времени жизненных целей.
  3. Разработка путеводных представлений в профессиональной сфере.
  4. Инвентаризация целей.

3.1 Разработка представлений о жизненных устремлениях

 

Попробуйте изобразить для себя настоящую и возможную (будущую) картину вашей жизни, к примеру, в виде так называемой "кривой" жизни, отметив крупнейшие успехи и поражения в личной и профессиональной сферах. Пометьте на "кривой" то место, где вы сейчас находитесь, а также напишите ключевые слова, характеризующие успехи или неудачи, рядом с экстремальными точками вашей "жизненной кривой". Попробуйте представить свое будущее и продолжите "кривую" дальше. Затем назовите пять важнейших пунктов (целей), которых вы хотите достичь.

3.2 Дифференциация во времени жизненных целей

 

Разделите свои жизненные цели по временным критериям, для чего можно использовать временной ряд (табл. 1). При этом следует принимать во внимание лиц из вашего ближайшего окружения (партнеров, детей, родителей, шефа, друзей и т. д.) и события, с которыми вы должны считаться.

 

Таблица 1. Временной ряд для нахождения личных целей

3.3 Разработка ключевых представлений  в профессиональной сфере

 

Определите  свои личные и профессиональные цели (ориентиры) по схеме: личные желания: долгосрочные (жизненные цели); среднесрочные (5 лет); краткосрочные (ближайшие 12 мес.); профессиональные цели: долгосрочные (жизненные цели); среднесрочные (5 лет); краткосрочные (ближайшие 12 мес.).

Таким образом, вы проведете инвентаризацию своих  идей, отфильтровывая при этом важнейшие  позиции, т. е. жизненные личные и карьерные цели.

Обязательно выделите свои профессиональные ориентиры, так как если и есть в жизни  что-то судьбоносное, так это выбор  профессии, который является одним  из основных условий успешной карьеры.

Попробуйте  ответить на следующие вопросы:

• Чем  бы вы охотнее всего занимались в  профессиональном отношении?

• Если бы вы могли свободно выбирать служебное  положение, звание, отрасль, организацию, предприятие или институт, кем  бы вы охотнее всего стали?

Дать объективные  ответы очень важно, ибо профессиональный ориентир является ключом к профессиональному и личному успеху, так как он:

• усиливает  мотивацию трудовых достижений;

• направляет в определенное русло вашу активность, профессиональные устремления при  выборе профессии;

• является руководством для последующего исполнения ваших служебных обязанностей.

Как только определились личные и профессиональные цели нужно заниматься личными ресурсами, т. е. средствами для достижения поставленных целей. Л. Зайверт называет этот процесс  ситуационным анализом.

Способности человека определяются разнообразными факторами: наследственностью, воспитанием, состоянием здоровья, средой обитания. Более того, способности не остаются неизменными, их можно развивать, но можно и утратить.

Следует определять настоящее местонахождение, где на своей "кривой жизни", отметив крупнейшие успехи и поражения, указав при этом, какие качества для этого требовались и каких недоставало. Определив свое настоящее местонахождение нужно ответить на следующие вопросы.

В личной сфере:

• Жизненный путь, какими были крупнейшие успехи и неудачи?

• Каково влияние семьи (детство, юность, родители, братья и сестры, близкие)?

• Каковы дружеские связи? Неприязненные  отношения?

• При  каких обстоятельствах присутствует чувствование себя сильным, побежденным, слабым?

• Какие  меры предпочесть для предотвращения опасностей, трудностей, проблем?

• В чем  могут раскрыться возможности? В  чем не могут? Что можно сделать?

• Что  хочется конкретно сделать, чтобы  принести пользу окружающим?

В профессиональной сфере:

• Знаю ли я задачи по работе на моей должности?

• Знаю ли я, чего от меня ждут?

• Знаю ли я рутинные, однообразные дела, относящиеся  к сфере моей деятельности? Планирую ли я их?

• Устанавливаю ли я приоритеты?

• Выполняю ли я своевременно свои задачи?

• С какими неудачами я должен считаться?

• Каковы главные преимущества моей работы?

3.4 Инвентаризация целей

 

На основании  анализа основных этапов своей жизни  нужно составлять баланс личных успехов  и неудач (табл. 2).

 

Таблица 2. Баланс личных успехов и неудач

Личный баланс

успехов

неудач

мои крупнейшие успехи, достижения и т. п.

способности, которые  были для этого необходимы

мои крупнейшие поражения, неудачи и т. д.

способности, которых  мне недоставало

как я преодолел  неудачи?

1.

2.

3.

 

1.

2.

3.

   

 

Очень важно  правильно оценивать себя, в чем  могут помочь специальные системы  тестирования, дающие возможность разобраться  в своих достоинствах и недостатках

Следующим шагом будет группировка ваших  достоинств и недостатков и выделение  двух-трех важнейших сильных и слабых сторон (табл. 3).

Подобный  анализ личных качеств является предпосылкой для планирования дальнейших шагов  и мер по достижению целей. Очень  важно правильно оценивать себя, в чем могут помочь специальные  системы тестирования, которые дают возможность разобраться в своих достоинствах и недостатках.

 

Таблица 3. Мои способности

"Срез" способностей

Сильные стороны (+)

Слабые стороны (-)

Профессиональные знания и опыт

1.

1.

2.

2.

3.

3.

Социальные и коммуникационные способности

1.

1.

2.

2.

3.

3.

Личные способности

1.

1.

2.

2.

3.

3.

Способности руководителя

1.

1.

2.

2.

Интеллектуальные способности, рабочие приемы

1.

1.

2.

2.

3.

3.

Прочее

1.

1. 

2.

2.

3.

3.

Информация о работе Моделирование алгоритма постановки и реализации жизненных целей