Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 19:57, реферат
Данный тип лидерских отношений отличает то, что последователи признают лидерство составной частью группы (организации) только тогда, когда оно доказало свою компетентность и ценность. Лидер получает свою власть от последователей, поскольку они признают его в качестве лидера. Для поддержания своей позиции лидер должен предоставлять им возможность удовлетворять свои потребности, которые не могут быть достигнуты по-другому. В ответ они удовлетворяют лидерскую потребность во властвовании и возвышении над ними, а также оказывают ему необходимую поддержку в достижении организационных целей.
Неудачи постигают лидеров по различным причинам, но успех к лидерам при наличии у них достаточно одинаковых способностей и умений. Изучения опыта работы многих лидеров-практиков свидетельствует, что для успеха им необходимо иметь способность создавать образ будущего состояния организации и доведения его до последователей.
1. Лидерство. 3
1.1. Сущность лидерства. 3
1.2. Концепция лидерства. 5
1.3. Инструменты влияния, формальные и неформальные лидеры. 7
2. Руководство. 9
2.1. Сущность руководства. 9
2.2. Уровни руководителей. 9
2.3. Стили руководства. 12
2.4. Имидж руководителя. 15
2.5. Власть и партнерство. 16
Список литературы. 18
Неформальные группы – это группы, в которых межличностные и межгрупповые связи и взаимодействия не закреплены в документах. Эти связи складываются по разным признакам: общность профессий, близость характера, интересов, стремлений, места жительства, учебы, пола, возраста. Причинами, заставляющими людей объединяться в неформальные группы, служат потребности помощи, защиты, получения информации, общения.
Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других.
С другой стороны – это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.
Управление – необходимый вид деятельности. Оно осуществляется руководителем или менеджером.
Обычно руководителя характеризуют по его роли в организации. В социологии роль определяется как поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенное положение и обладающего определенным статусом.
Руководитель
занимается управлением – это
его основная функция. Управление нередко
рассматривают как процесс
Руководителей традиционно делят на группы.
1.
Технологический уровень –
2.
Управленческий уровень –
3.
Институционный уровень –
Эти группы соответствуют 3 уровням управления: 1) низовое звено; 2) среднее звено; 3) высшее звено.
Руководители низового звена. Руководители низового звена, или первого ранга имеют много общего независимо от того, в какой сфере они работают.
Руководители
этого ранга выполняют
Руководители этого ранга занимают должности, имеющие следующие названия: мастер, бригадир, сержант, заведующий отделом, старшая медсестра, старший специалист и т.д. Этот уровень управления присутствует во всех организациях. В среднем срок выполнения заданий руководителем такого уровня небольшой – около 2-3 недель.
Как правило, этим руководителям в основном приходится общаться со своими подчиненными, что требует от них соответствующих качеств, которые должны учитываться при приеме на работу.
Руководители
среднего звена. В большой организации,
имеющей несколько уровней
К этим должностям относятся: заведующий отделом, декан в общеобразовательном учреждении, директор филиала, менеджер, армейские офицеры от лейтенанта до полковника.
Руководители этого ранга возглавляют крупные подразделения организации, например отдел.
Руководители среднего звена выполняют следующие функции:
Руководители этого звена характеризуются тем, что они наиболее часто подвергаются перестановке, а их должности наиболее часто сокращаются, видоизменяются. Большая часть их рабочего времени проходит в переговорах с другими руководителями.
Руководители высшего звена. Это самый малочисленный слой руководителей по сравнению с другими звеньями. В организации руководителей высшего звена всего несколько человек.
Общими для всех руководителей высшего звена являются следующие функции:
Бывают случаи ухудшения работы руководителей. Это нередко связано с разными вещами.
Следует учитывать характеристики, показывающие начало деградации руководителей. К ним нередко относят:
1)
основным мотивом занятия
2) руководителя начинают больше всего волновать «символы» его должностного положения;
3)
руководитель теряет интерес
к улучшению положения своих
подчиненных и заботится
4)
руководитель отгораживается
5)
руководитель начинает
6)
руководитель утрачивает
7) руководитель теряет веру в успех своего дела, перспективы фирмы.
Стиль руководства – совокупность всех методов и приемов, которые использует руководитель в своей деятельности, их определенное сочетание.
Под стилями руководства психологи понимают индивидуально-типические особенности целостной, устойчивой системы способов, методов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью эффективного и качественного выполнения управленческих функций.
Использование
руководителем навыков
а) авторитарный;
б) демократический;
в) либеральный.
Стили руководства
Общие психологические характеристики руководителя | Отношение к подчиненным | Характеристики групповых отношений |
I. Авторитарный стиль | ||
Руководитель часто хмур, озабочен, предельно раздражен, резок с людьми. Около 90% его действий состоит из команд и приказов. | Официальность в общении. Не склонен считаться с мнением других. | Отсутствие доверительности, враждебность, повышенная конфликтность. |
II. Демократический стиль | ||
Руководитель активен, ровен в общении, самокритичен. | Главная черта – постоянный контакт с людьми. Склонность к делегированию власти. Поощрение самостоятельности. | Минимум агрессивность друг к другу, дружелюбие, отсутствие конфликтов, поощрения творчества. |
III. Либеральный (попустительский, анархический) стиль | ||
Недостаточно активен, боится конфликтов, стремится к безответственности. | Панибратство в отношениях, согласия с мнением подчиненных. Обязанности в группе не распределены. Оценка деятельности людей основана на стихийности. | Состояние неуверенности, отсутствие целеустремленности, плывет по течению, могут возникать неожиданные ситуации и конфликты. |
Компетентный, авторитетный руководитель, имеющий отработанные навыки профессионального общения с членами рабочей группы, создает в группе благоприятный психологический климат и сплачивает сотрудников для выполнения организационных целей.
Ориентация каждого руководителя, несмотря на однотипность целей, может расходиться.
Один
из руководителей в большей
Существует типология руководителей по 2 основным критериям:
- внимание к людям;
-
ориентация на цель
1.
Демократ. Заботится больше всего
о состоянии межличностных
2.
Диктатор. Основная ориентация –
решение профессиональное
3.
Пессимист. Мало внимания
4.
Организатор. Сочетает в себе
все качества руководителя
5.
Манипулятор. Основной задачей
своей деятельности считает
Выделяют пять стилей руководства по соотношению в них проблем человека и проблем производства.
1.
Невмешательство – этот стиль
характерен низким уровнем
2.
Теплая компания – высокий
уровень заботы о людях («