Модели и методы принятия управленческих решений на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 19:47, реферат

Описание работы

Принятие решений – это функция руководителя любого уровня, в его под-готовке принимают участие сотрудники данной и смежных организаций, воз-можно, специалисты консультационных организаций. Принятие эффективных решений руководителями любого ранга – одно из наиболее важных условий успешного развития предприятия, его выживания в конкурентной борьбе, ус-пешной адаптации к изменениям внешней среды.

Содержание

Введение………………………...………………………………………………. 3

1. Наука о принятии управленческих решений………………………….. 6
1.1. Возникновение науки об управлении и ее связь
С другими науками об управлении……………………………………… 6
1.2. Характерные отличия науки управления…………………………... 7
1.3. Подход с позиций выделения различных школ в управлении…..... 9
1.4. Эволюция теории принятия решения………………………............. 12
1.5. Условия, при которых осуществляется принятие решения……...... 13
2. Сущность и классификация управленческих решений………………. 14
3. Модели процесса принятия управленческих решений……………….. 22
4. Классификация методов разработки и принятия
управленческих решений................................................................................ 26
4.1. Методы, применяемые на этапе диагностики проблемы
и формулирования ограничений и критериев……………………… 27
4.2 Методы, применяемые на этапе определения альтернатив……….. 29
4.3. Методы, применяемые на этапе оценки альтернатив…………….. 30
4.4. Методы, применяемые на этапе выбора, реализации решения
и оценки результата…................................................................................ 31
Заключение…………………………………………………………………. 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………... 35

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 242.00 Кб (Скачать)

Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление получило широкое признание как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители-практики и ученые увидели, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно применены в практике достижения целей организации. Основной вклад этой школы в развитие управленческой мысли состоит в том, что она: 1) использовала научный анализ для определения лучших способов выполнения задачи; 2) осознавала необходимость отбора работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечения их обучения; 3) осознавала важность обеспечения работников ресурсами, необходимыми для эффективного выполнения их задач; 4) осознавала важность систематического и правильного использования материального стимулирования для повышения производительности; отделила планирование и обдумывание от самой работы.

Классическая, или административная, школа в управлении (1920—1950) связана с именем Анри Файоля. Приверженцы этой школы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций, в значительной степени исходили из своих наблюдений, а не основывались на научной методологии. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления, следование которым привело бы организацию к успеху.

Первая группа классических принципов затрагивала разработку рациональной системы управления организацией и определение лучшего способа разделения организации на рабочие группы и подразделения. Вторая группа принципов касалась построения структуры организации и управления работниками.

Вклад классической школы в развитие управленческой мысли в том, что она: 1) развивала принципы управления; 2) описывала функции управления; 3) систематизировала подход к управлению всей организацией.

Школа человеческих отношений (неоклассическая школа) (1930—1950) и поведенческие науки (1950 г. — настоящее время) зародились в ответ на неспособность ранее возникших школ полностью осознать человеческий фактор, как основной элемент эффективности организации. Приверженцы этой школы полагали, что, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то уровень удовлетворенности работников возрастает, что в свою очередь ведет к увеличению произво­дительности.

Развитие поведенческих наук связано с изучением различных аспектов социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникаций в организации, лидерства и т.п.

Вкладом этих школ в развитие управления стало: 1) применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности работников и производительности; 2) применение выводов наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.

Наука управления, или количественный метод (1950 г. — настоящее время), связана с развитием математики, статистики и инженерных наук. Применение методов научного исследования к операционным проблемам организации получило название «исследование операций». При исследовании операций строилась модель — некая форма представления реальности. Использование компьютера позволило исследователям конструировать математические модели возрастающей сложности, наиболее приближенные к реальности и более точные.

Вкладом школы науки управления стало: 1) углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей; 2) развитие количественных методов принятия решений в сложных ситуациях.

Процессный подход. Рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций: планирования, организации, контроля и мотивации. Эти четыре базовые функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений.

Системный подход. Предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов (таких как люди, структура, задачи и технология), которые ориентирова­ны на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. Этот подход связан с применением теории систем к управлению и позволяет увидеть организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром. Кроме того, этот подход позволяет интегрировать достижения всех школ, которые в разное время доминировали в теории и практике управления.

  Ситуационный подход. Концентрируется на том, что применение различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует огромное количество влияющих на ситуацию факторов, как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самый эффективный метод в конкретной ситуации — метод, который более всего соответствует данной ситуации.

Ситуационный подход и его основа — ситуацион­ный анализ стал на сегодняшний день одним из наиболее перспектив­ных инструментов принятия обоснованных управленческих решений. Он позволяет выявить основные тенденции, определяющие динамику развития ситуации, в которой принимается решение, а также основные управляющие воздействия, способные оказать влияние на развитие ситуации. Ситуационный подход позволяет руководителю наряду с целостным представлением об объекте управления и его функционировании во внешней среде осуществлять эффективное управление конкретной ситуацией принятия управленческого решения. При этом решения принимают, основываясь на анализе и понимании ситуации, динамики ее изменения, а, не исходя из традиционного метода проб и ошибок, что позволяет избежать потерь ресурсов и времени.

1.4. Эволюция теории принятия решения.

На первой стадии развивался дескриптивный подход к принятию решений. Здесь усилия ученых были направлены на описание процесса выбора одного из решений человеком в целях определения рационального зерна, характерного для всякого разумного выбора. В результате проведенных исследований оказалось, что большинство людей действуют интуитивно, проявляя при этом непоследовательность и противоречивость в суждениях. Положительным аспектом исследований в рамках дескриптивного подхода стало то, что удалось дать достаточно четкий ответ на вопрос, что может и чего не может человек, решая задачу выбора.

На второй стадии исследователи разрабатывали нормативный подход к принятию решений. Однако и здесь их постигла неудача, поскольку идеализированные теории, рассчитанные на сверхрационального человека с мощным интеллектом, не нашли практического применения.

На третьей стадии был развит прескриптивный подход к принятию решений. Он оказался наиболее плодотворным, поскольку предписывал, как должен поступать человек с нормальным интеллектом, желающий напряженно и систематизированно обдумывать все аспекты своей задачи. Прескриптивный подход не гарантирует нахождения оптимального решения в любой ситуации, но обеспечивает выбор такого решения, которое не заключает в себе противоречий и непоследовательностей. Данный подход предъявляет к человеку серьезные требования освоить методы и приемы теории принятия решений, а также предписывает проведение многочисленных вычислений, связанных с реализацией этих методов.

 

1.5 Условия, при которых осуществляется принятие решения.

 

Необходимость принять решение возникает при следующих условиях: 1) наличие цели (если

цель не поставлена, то необходимости принятия решений не возникает); 2) наличие альтернативных вариантов достижения цели (в отсутствие альтернатив решение однозначно) — решения принимаются в условиях, когда существует более одного способа достижения цели, с различными альтернативами могут быть связаны различные затраты и различные вероятности достижения цели; 3) наличие ограничивающих факторов, т.е. факторов, ограничивающих выбор, или ограничений.

Ограничивающие факторы можно разбить на три группы: экономические (ресурсы) — время, денежные средства, трудовые ресурсы, производственные возможности; технические, непосредственно связанные с инженерным анализом и удовлетворением требований к техническим характеристикам объектов (габариты, вес, прочность, надежность, точность, дизайн и т.д.); социальные, в том числе и нравственно-этические, которые выражают требования не только социальной целесообразности осуществления той или иной альтернативы, но и высокой нравственности, этики, морали.

Таким образом, задача принятия решения возникает в том случае, когда есть цель, возможны различные способы ее достижения и имеются ограничения. В достаточно простых ситуациях принятия решения удается ограничиться единственным критерием оптимальности. Соответствующие задачи принятия решений называются одноцелевыми, или однокритериальными, в противном случае — это многоцелевые, или многокритериальные, задачи. Теория многокритериальных задач принятия решений в настоящее время находится в стадии разработки.

 

 

2. Сущность и классификация управленческих решений.

 

 

Каждому из нас ежедневно приходится десятки раз что-то выбирать (не всегда, правда, задумываясь об этом), на собственном опыте развивая способности и приобретая навыки принятия решений. Примеров можно привести множество: выбор наиболее удобного транспортного маршрута, выбор места проведения отдыха, выбор специальности при получении профессионального образования, выбор вида банковского вклада и т.д.

Любому поступку индивида или действию коллектива предшествует предварительно принятое решение. Решения являются универсальной формой поведения, как отдельной личности, так и социальных групп. Эта универсальность объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности. Однако, несмотря на универсальность решений, их принятие в процессе управления организацией существенно отличается от решений, принимаемых в частной жизни.

Что же отличает управленческие решения?

      Цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решения исходя не из своих собственных потребностей (хотя их влияние и играет определенную роль), а в целях решения проблем конкретной организации.

      Последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и ее работников, его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна, решения ее руководителей могут серьезно отразиться на социально – экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельное предприятие компании может существенно повысить уровень безработицы.

      Разделение труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определенное разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) – реализацией уже принятых решений.

      Профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своих интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений – гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определенными профессиональными знаниями и навыками наделяется полномочиями самостоятельно принимать определенные решения.

Таким образом, управленческое решение – это выбор оптимальной альтернативы, осуществляемой руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции с учетом факторов внешней и внутренней среды организации и направленный на достижение целей организации.

Любая теория включает классификацию объекта исследования, т.е. выделения однотипных групп. Классифицировать управленческие решения можно следующим образом (таблица 2.1).  

 

2.1. Классификация управленческих решений.

 

 

Управленческие решения

По функциональной направленности

        планирующие

        организационные

        активизирующие

        координирующие

        контролирующие

        информирующие

По организации

индивидуальные

коллегиальные

корпоративные

По причинам

неожиданные: ситуационные и

инициативные

плановые: по предписанию,

программные, сезонные

По степени повторяемости

традиционные

нетрадиционные

инновационные

По масштабам воздействия

общие

частные

По времени действия

стратегические

        тактические

        оперативные

По срокам реализации

долгосрочные

среднесрочные

краткосрочные

По характеру разработки и реализации

уравновешенные

импульсивные

инертные

рискованные

осторожные

По методам переработки информации

алгоритмические

эвристические

По количеству критериев

однокритериальные

многокритериальные

По направлению воздействия

внешние

внутренние

По формам применения

единоличные

коллегиальные

По сфере воздействия

глобальные

локальные

По способу фиксации

письменные

устные

Характер информации

детерминированные

вероятностные

Информация о работе Модели и методы принятия управленческих решений на предприятии