Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 19:47, реферат
Принятие решений – это функция руководителя любого уровня, в его под-готовке принимают участие сотрудники данной и смежных организаций, воз-можно, специалисты консультационных организаций. Принятие эффективных решений руководителями любого ранга – одно из наиболее важных условий успешного развития предприятия, его выживания в конкурентной борьбе, ус-пешной адаптации к изменениям внешней среды.
Введение………………………...………………………………………………. 3
1. Наука о принятии управленческих решений………………………….. 6
1.1. Возникновение науки об управлении и ее связь
С другими науками об управлении……………………………………… 6
1.2. Характерные отличия науки управления…………………………... 7
1.3. Подход с позиций выделения различных школ в управлении…..... 9
1.4. Эволюция теории принятия решения………………………............. 12
1.5. Условия, при которых осуществляется принятие решения……...... 13
2. Сущность и классификация управленческих решений………………. 14
3. Модели процесса принятия управленческих решений……………….. 22
4. Классификация методов разработки и принятия
управленческих решений................................................................................ 26
4.1. Методы, применяемые на этапе диагностики проблемы
и формулирования ограничений и критериев……………………… 27
4.2 Методы, применяемые на этапе определения альтернатив……….. 29
4.3. Методы, применяемые на этапе оценки альтернатив…………….. 30
4.4. Методы, применяемые на этапе выбора, реализации решения
и оценки результата…................................................................................ 31
Заключение…………………………………………………………………. 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………... 35
Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление получило широкое признание как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители-практики и ученые увидели, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно применены в практике достижения целей организации. Основной вклад этой школы в развитие управленческой мысли состоит в том, что она: 1) использовала научный анализ для определения лучших способов выполнения задачи; 2) осознавала необходимость отбора работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечения их обучения; 3) осознавала важность обеспечения работников ресурсами, необходимыми для эффективного выполнения их задач; 4) осознавала важность систематического и правильного использования материального стимулирования для повышения производительности; отделила планирование и обдумывание от самой работы.
Классическая, или административная, школа в управлении (1920—1950) связана с именем Анри Файоля. Приверженцы этой школы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций, в значительной степени исходили из своих наблюдений, а не основывались на научной методологии. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления, следование которым привело бы организацию к успеху.
Первая группа классических принципов затрагивала разработку рациональной системы управления организацией и определение лучшего способа разделения организации на рабочие группы и подразделения. Вторая группа принципов касалась построения структуры организации и управления работниками.
Вклад классической школы в развитие управленческой мысли в том, что она: 1) развивала принципы управления; 2) описывала функции управления; 3) систематизировала подход к управлению всей организацией.
Школа человеческих отношений (неоклассическая школа) (1930—1950) и поведенческие науки (1950 г. — настоящее время) зародились в ответ на неспособность ранее возникших школ полностью осознать человеческий фактор, как основной элемент эффективности организации. Приверженцы этой школы полагали, что, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то уровень удовлетворенности работников возрастает, что в свою очередь ведет к увеличению производительности.
Развитие поведенческих наук связано с изучением различных аспектов социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникаций в организации, лидерства и т.п.
Вкладом этих школ в развитие управления стало: 1) применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности работников и производительности; 2) применение выводов наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.
Наука управления, или количественный метод (1950 г. — настоящее время), связана с развитием математики, статистики и инженерных наук. Применение методов научного исследования к операционным проблемам организации получило название «исследование операций». При исследовании операций строилась модель — некая форма представления реальности. Использование компьютера позволило исследователям конструировать математические модели возрастающей сложности, наиболее приближенные к реальности и более точные.
Вкладом школы науки управления стало: 1) углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей; 2) развитие количественных методов принятия решений в сложных ситуациях.
Процессный подход. Рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций: планирования, организации, контроля и мотивации. Эти четыре базовые функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений.
Системный подход. Предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов (таких как люди, структура, задачи и технология), которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. Этот подход связан с применением теории систем к управлению и позволяет увидеть организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром. Кроме того, этот подход позволяет интегрировать достижения всех школ, которые в разное время доминировали в теории и практике управления.
Ситуационный подход. Концентрируется на том, что применение различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует огромное количество влияющих на ситуацию факторов, как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самый эффективный метод в конкретной ситуации — метод, который более всего соответствует данной ситуации.
Ситуационный подход и его основа — ситуационный анализ стал на сегодняшний день одним из наиболее перспективных инструментов принятия обоснованных управленческих решений. Он позволяет выявить основные тенденции, определяющие динамику развития ситуации, в которой принимается решение, а также основные управляющие воздействия, способные оказать влияние на развитие ситуации. Ситуационный подход позволяет руководителю наряду с целостным представлением об объекте управления и его функционировании во внешней среде осуществлять эффективное управление конкретной ситуацией принятия управленческого решения. При этом решения принимают, основываясь на анализе и понимании ситуации, динамики ее изменения, а, не исходя из традиционного метода проб и ошибок, что позволяет избежать потерь ресурсов и времени.
1.4. Эволюция теории принятия решения.
На первой стадии развивался дескриптивный подход к принятию решений. Здесь усилия ученых были направлены на описание процесса выбора одного из решений человеком в целях определения рационального зерна, характерного для всякого разумного выбора. В результате проведенных исследований оказалось, что большинство людей действуют интуитивно, проявляя при этом непоследовательность и противоречивость в суждениях. Положительным аспектом исследований в рамках дескриптивного подхода стало то, что удалось дать достаточно четкий ответ на вопрос, что может и чего не может человек, решая задачу выбора.
На второй стадии исследователи разрабатывали нормативный подход к принятию решений. Однако и здесь их постигла неудача, поскольку идеализированные теории, рассчитанные на сверхрационального человека с мощным интеллектом, не нашли практического применения.
На третьей стадии был развит прескриптивный подход к принятию решений. Он оказался наиболее плодотворным, поскольку предписывал, как должен поступать человек с нормальным интеллектом, желающий напряженно и систематизированно обдумывать все аспекты своей задачи. Прескриптивный подход не гарантирует нахождения оптимального решения в любой ситуации, но обеспечивает выбор такого решения, которое не заключает в себе противоречий и непоследовательностей. Данный подход предъявляет к человеку серьезные требования освоить методы и приемы теории принятия решений, а также предписывает проведение многочисленных вычислений, связанных с реализацией этих методов.
1.5 Условия, при которых осуществляется принятие решения.
Необходимость принять решение возникает при следующих условиях: 1) наличие цели (если
цель не поставлена, то необходимости принятия решений не возникает); 2) наличие альтернативных вариантов достижения цели (в отсутствие альтернатив решение однозначно) — решения принимаются в условиях, когда существует более одного способа достижения цели, с различными альтернативами могут быть связаны различные затраты и различные вероятности достижения цели; 3) наличие ограничивающих факторов, т.е. факторов, ограничивающих выбор, или ограничений.
Ограничивающие факторы можно разбить на три группы: экономические (ресурсы) — время, денежные средства, трудовые ресурсы, производственные возможности; технические, непосредственно связанные с инженерным анализом и удовлетворением требований к техническим характеристикам объектов (габариты, вес, прочность, надежность, точность, дизайн и т.д.); социальные, в том числе и нравственно-этические, которые выражают требования не только социальной целесообразности осуществления той или иной альтернативы, но и высокой нравственности, этики, морали.
Таким образом, задача принятия решения возникает в том случае, когда есть цель, возможны различные способы ее достижения и имеются ограничения. В достаточно простых ситуациях принятия решения удается ограничиться единственным критерием оптимальности. Соответствующие задачи принятия решений называются одноцелевыми, или однокритериальными, в противном случае — это многоцелевые, или многокритериальные, задачи. Теория многокритериальных задач принятия решений в настоящее время находится в стадии разработки.
2. Сущность и классификация управленческих решений.
Каждому из нас ежедневно приходится десятки раз что-то выбирать (не всегда, правда, задумываясь об этом), на собственном опыте развивая способности и приобретая навыки принятия решений. Примеров можно привести множество: выбор наиболее удобного транспортного маршрута, выбор места проведения отдыха, выбор специальности при получении профессионального образования, выбор вида банковского вклада и т.д.
Любому поступку индивида или действию коллектива предшествует предварительно принятое решение. Решения являются универсальной формой поведения, как отдельной личности, так и социальных групп. Эта универсальность объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности. Однако, несмотря на универсальность решений, их принятие в процессе управления организацией существенно отличается от решений, принимаемых в частной жизни.
Что же отличает управленческие решения?
Цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решения исходя не из своих собственных потребностей (хотя их влияние и играет определенную роль), а в целях решения проблем конкретной организации.
Последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и ее работников, его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна, решения ее руководителей могут серьезно отразиться на социально – экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельное предприятие компании может существенно повысить уровень безработицы.
Разделение труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определенное разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) – реализацией уже принятых решений.
Профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своих интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений – гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определенными профессиональными знаниями и навыками наделяется полномочиями самостоятельно принимать определенные решения.
Таким образом, управленческое решение – это выбор оптимальной альтернативы, осуществляемой руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции с учетом факторов внешней и внутренней среды организации и направленный на достижение целей организации.
Любая теория включает классификацию объекта исследования, т.е. выделения однотипных групп. Классифицировать управленческие решения можно следующим образом (таблица 2.1).
2.1. Классификация управленческих решений.
Управленческие решения | |
По функциональной направленности | планирующие организационные активизирующие координирующие контролирующие информирующие |
По организации | индивидуальные коллегиальные корпоративные |
По причинам | неожиданные: ситуационные и инициативные плановые: по предписанию, программные, сезонные |
По степени повторяемости | традиционные нетрадиционные инновационные |
По масштабам воздействия | общие частные |
По времени действия | стратегические тактические оперативные |
По срокам реализации | долгосрочные среднесрочные краткосрочные |
По характеру разработки и реализации | уравновешенные импульсивные инертные рискованные осторожные |
По методам переработки информации | алгоритмические эвристические |
По количеству критериев | однокритериальные многокритериальные |
По направлению воздействия | внешние внутренние |
По формам применения | единоличные коллегиальные |
По сфере воздействия | глобальные локальные |
По способу фиксации | письменные устные |
Характер информации | детерминированные вероятностные |
Информация о работе Модели и методы принятия управленческих решений на предприятии