Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 11:41, курсовая работа
Цель работы – изучить формирование миссии современного предприятия.
Задачи исследования:
изучить теоретические особенности определения миссии и целей организации;
проанализировать миссию ОАО «ВАМИН-Татарстан»;
дать рекомендации по формированию миссии и целей организации.
Введение 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МИССИИ ОРГАНИЗАЦИИ 4
1.1 Понятие и сущность миссии организации 4
1.2 Цели формулирования миссии 9
1.3 Процесс выработки миссии организации 18
ГЛАВА II. АНАЛИЗ МИССИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ВАМИН-Татарстан» 22
2.1 Краткая характеристика предприятия ОАО «ВАМИН-Татарстан» 22
2.2 Миссия, цели, ценности организации ОАО «ВАМИН-Татарстан» 24
2.3 Рекомендации по формированию миссии и целей организации ОАО «ВАМИН-Татарстан» 26
Заключение 30
Список литературы 32
План
Введение 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МИССИИ ОРГАНИЗАЦИИ 4
1.1 Понятие и сущность миссии организации 4
1.2 Цели формулирования миссии 9
1.3 Процесс выработки миссии организации 18
ГЛАВА II. АНАЛИЗ МИССИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ВАМИН-Татарстан» 22
2.1 Краткая характеристика предприятия ОАО «ВАМИН-Татарстан» 22
2.2 Миссия, цели, ценности организации ОАО «ВАМИН-Татарстан» 24
2.3 Рекомендации по формированию миссии и целей организации ОАО «ВАМИН-Татарстан» 26
Заключение 30
Список литературы 32
Введение
Многие компании в России имеют официально сформулированную философию компании – миссию, видение, ценности, ключевые компетенции, которая, как правило, представлена в письменном виде в форме программных заявлений.
Четкое
определение миссии и целей, является
первым и самым важным шагом на
пути к корпоративному планированию
и определяет всю дальнейшую работу
по систематической разработке планов
компании. Принятие миссии позволяет
четко определить назначение деятельности
данного предприятия и не дает
руководителям возможности
Актуальность темы исследования. В настоящее время, когда неопределенность внешней среды достаточно велика, в условиях глобального финансового и экономического кризиса многим Российским организациям и иностранным компаниям, работающим на Российском рынке, новым и уже длительное время функционирующим на рынке товаров и услуг, очень трудно создавать и укреплять свое положение на рынке. Развитие рыночных отношений в России предъявляет новые требования к качеству управления, характеру решаемых при этом задач, а также методам их решения. Подходить со старыми мерками к новым явлениям экономической деятельности недопустимо. Необходима новая концепция управления, адекватным образом отражающая перемены в экономике. Такой новой концепцией для российской экономики является стратегическое управление организацией.
В курсовой работе использованы труды таких авторов как Ф. Котлер, М. Мескон, Н. Дятлов, О. Виханский и др.
Цель работы – изучить формирование миссии современного предприятия.
Объект исследования- ОАО «ВАМИН-Татарстан», выполняющий работу по переработке молока и производству молочных продуктов.
Предметом исследования являются частные вопросы деятельности системы миссия организации.
Задачи исследования:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МИССИИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие и сущность миссии организации
Миссия имеет огромное значение для организации, так как выражая смысл существования организации, она ориентирует в едином направлении интересы и ожидания тех людей, которые воспринимают организацию изнутри, и тех, кто воспринимает организацию извне.
Хотелось
бы привести ряд определений, которые
дают данному понятию известные
зарубежные и российские ученые в
области стратегического
Питер Друкер говорил, что существует только одно обоснованное определение цели предпринимательства - создание клиента, и в этом он видел миссию любой организации, так как если организация берет на себя миссию создания клиента, она также получит прибыль, необходимую для своего выживания, если исключить плохое управление при осуществлении этой миссии.
В своей книге «Основы менеджмента» Лигинчук Г. Г. пишет:« миссия — это главная общая цель организации, понимаемая, в первую очередь, как долговременная задача по отличному от конкурентов и желательно лучшему удовлетворению потребностей основных покупателей производимых товаров и услуг».
Филип Котлер называет миссию компании "невидимой рукой", которая направляет и организует коллективную работу служащих ее отделений в разных географических регионах.
Приведем еще одно определение, данное профессором Олегом Самуиловичем Виханским в учебнике "Стратегическое управление" в широком и в узком понимании. В широком понимании, по Виханскому, "миссия - это философия и предназначение, смысл существования организации", а в узком - "сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от другой".
Анализируя различные трактовки миссии, можно заметить, что смысл всех их схож. На основе данных определений можно сделать следующее обобщение.
Миссия - это короткий абзац, обычно в одном предложении, в котором содержится смысл существования и главная долгосрочная цель организации. При этом, с одной стороны, заявление о миссии является довольно конкретным, с другой стороны, оно не подразумевает выполнения задачи в течение определенного временного интервала. Формулировка миссии организации должна подразумевать постоянное развитие в краткосрочной и в долгосрочной перспективе.
Необходимо рассмотреть основные задачи, которые решает миссия организаций:
· Представляет в явном виде то, для чего существует организация, и устанавливает базу для определения и обеспечения непротиворечивости ее целей.
· Определяет, чем компания отличается от всех других компаний, действующих на том же рынке.
· Создает критерий для оценки необходимости выполнения всех действий, осуществляемых в компании.
· Согласовывает интересы всех лиц, связанных с организацией (собственников, руководство, персонал, клиентов и др.).
· Способствует созданию корпоративного духа, в том числе расширяет для сотрудников смысл и содержание их деятельности.
Подход к форме и содержанию миссии организаций чрезвычайно разнообразен, и нельзя брать на себя право судить о правильности или неправильности их формулировок. Однако с достаточной уверенностью можно утверждать, что миссия организации должна содержать ответ на вопрос: "Зачем организация, собственно, существует?" и в тоже время не должна ставить ограничений для ее деятельности: "Мы будем делать только это и только так". Она должна быть глобальным устремлением, сформулированным таким образом, чтобы предоставить свободу выбора пути достижения поставленной цели и удовлетворения потребностей клиентов.
Следовательно, если руководство организации видит свой бизнес только с точки зрения производимого ею товара или услуги, то ему очень трудно будет выработать миссию своей фирмы. Руководству необходимо изменить свое видение, выйти за рамки своей организации и ее внутренней среды и постараться взглянуть на свой бизнес более глобально, стараясь предвидеть будущее.
Необходимо остановиться на формулировании миссии организации. Корректно сформулированная и описанная миссия организации является мощным инструментом бизнеса.
В учебнике
«Общий менеджмент» Александр
Формулирование миссии способствует решению следующих проблем управления. Во-первых, миссия заставляет менеджеров систематически заниматься всесторонним анализом сильных и слабых сторон организации и ее конкурентов, возможностей и угроз, что повышает обоснованность принимаемых стратегических решений. Во-вторых, в случае больших по размеру или географически разбросанных компаний миссия способствует интеграции обособленных организационных единиц в одно целое, мотивации персонала и более эффективному взаимодействию руководителей и подчиненных на различных уровнях. В-третьих, хорошая миссия способствует проецированию рационального и позитивного имиджа компании на деловых партнеров, акционеров, инвесторов, от которых в различных формах и степени зависит судьба предприятия.
Миссия может быть сформулирована как в виде одной фразы, так и в виде многостраничного программного заявления руководства компании, в котором отражаются все аспекты согласования интересов различных групп и основные характеристики компании. Важным условием формулирования миссии является понимание и принятие ее большинством сотрудников компании. Это обеспечит то, что цели и интересы отдельных лиц, участвующих в деятельности компании, будут подчинены целям компании как целого. Поэтому очень желательно в процесс разработки миссии вовлечь всех ключевых сотрудников компании. Это высшее руководство, начальники структурных подразделений (отделов, департаментов) и ведущие специалисты.
Необходимо рассмотреть тот факт, что многие руководители российских компаний совершенно не понимают необходимости для организации миссии. Но при анализе работы таких организаций в их деятельности выявляется ряд отрицательных последствий отсутствия миссии:
идет вразброд;
внятно объяснить, зачем создана организация, что влияет на формирование отрицательного имиджа (если даже руководство не может понять, для чего они на рынке, то о каком доверии со стороны спонсоров и общества может идти речь);
вообще не знает, куда двигаться дальше, либо каждое обсуждение планов вызывает многочасовые споры.
Четкое понимание миссии имеет столь огромное значение, что влияет как на дальнейшее развитие организации, так и на само ее выживание. И сейчас в условиях жесткой конкуренции это имеет прямое доказательство: достаточно привести хотя бы такой факт, что все зарубежные, а теперь и крупные российские спонсоры требуют в заявках на благотворительное финансирование указания миссии организации. Спонсоры должны знать, для чего создается организация и к чему она стремится. Иначе им трудно будет принять решение о выделении денег.
В идеале в миссии должны быть отражены следующие моменты:
удовлетворяет Ваша организация и какими способами);
организацию через много лет).
Прежде чем перейти к рассмотрению формирования и развития миссии организации выделим положительные стороны наличия миссии:
сотрудников фирмы о том, зачем и для чего была создана их организация.
вакансий, которым уже не нужно объяснять философскую или практическую подоплеку вашего существования.
кардинальную линию, обозначенную в миссии, гораздо легче вырабатывать стратегию ваших действий. При этом обсуждение стратегии становится более творческим, не скатывается к бесконечным спорам: "А нужно ли нам это?".
Таким образом,
миссия не несет в себе конкретные
указания относительно того, что, как
и в какие сроки следует
делать организации. Она задает основные
направления движения организации,
расположение организации к процессам
и явлениям, протекающим внутри ее.
Очень важно, чтобы миссия была сформулирована
предельно ясно для того, чтобы
она была легко понятна всем субъектам,
взаимодействующим с
1.2 Цели формулирования миссии
Прежде чем приступить к целям формулирования миссия, необходимо рассмотреть, для чего же все-таки формулируется миссия, что она непосредственно дает для деятельности организации (рисунок 1).
Рисунок 1 - Предпосылки для формирования миссии
Во-первых, миссия дает субъектам внешней среды общее представление о том, что из себя представляет организация, к чему она стремится, какие средства готова использовать в своей деятельности, какова ее философия и т.п. Кроме того, она способствует формированию или закреплению определенного имиджа организации в представлении субъектов внешней среды.