Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 08:47, реферат
Наряду с международным рынком товаров и услуг, с рынком капиталов все
большую силу обретает теперь и международный рынок рабочей силы, который
является не просто суммой национальных рынков, а представляет собой новое
качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся процессов
интернационализации производства и роста общения между народами.
Введение
Мировой рынок труда
Международный рынок труда и тенденции его развития Конкурентоспособность российской рабочей силы
Международные миграции населения
Причины международной миграции населения, ее основные виды.
Государственное регулирование иммиграции рабочей силы.
Государственное регулирование международной трудовой миграции в странах-
донорах. 30
Основные центры международной трудовой миграции.
Заключение
Можно
выделить два основных вида
международной миграции
1. международная переселенческая миграция;
2. международная трудовая миграция.
Исторически первоначально преобладала переселенческая миграция
населения, т.е. такая миграция, в результате которой сформировалась
значительная часть населения США, Канады, Австралии и некоторых других
стран. Она предполагала перемещение мигрантов через границы государств и
перемену места жительства навсегда.
Международная трудовая миграция - это перемещение трудоспособного
населения между государствами под влиянием сугубо экономических причин, то
есть в поисках заработка. В отличие от переселенческой миграции, она
предполагает сохранение постоянной связи мигранта со своей родиной.
На практике отделить эти виды миграции друг от друга достаточно
сложно. Определение термина "трудящийся-мигрант" содержится в конвенциях
Международной организации труда N 97 и N 143 и гласит, что "трудящийся-
мигрант" это лицо, которое мигрирует или мигрировало из одной страны в
другую с целью получить работу. Данное определение включает в себя также
любое лицо, законно въехавшее в страну в качестве трудящегося-мигранта.
Однако оно не включает в себя пограничных и сезонных рабочих, лиц свободных
профессий и некоторые другие категории. В силу такой противоречивости
статистические показатели, характеризующие миграцию рабочей силы, несколько
преуменьшены и не дают полного представления о масштабах этого явления в
мировом хозяйстве. Но имеющаяся статистика показывает, насколько важную
роль играют мигранты как в экономике тех стран, куда они приезжают (страны-
реципиенты), так и в экономике своих родных стран, которые они временно
покидают (страны-доноры).
Причины международной трудовой миграции имеют, в основном,
экономический характер. К ним относятся следующие:
1. различия
в уровне экономического
2. наличие
национальных различий в
3. существование органической безработицы в развивающихся странах (в
последнее
время это явление
странах).
4. международное движение капитала и функционирование международных
корпораций.
Наибольшую долю участников международной трудовой миграции составляют
представители рабочих специальностей, но в ней принимают участие и
служащие.
Одним
из мотивов участия в
поиски любой работы, чтобы только "не умереть с голода". Такая причина
наиболее характерна для миграции малоквалифицированной рабочей силы из
стран с низким уровнем экономического развития и высоким уровнем
безработицы. Она имеет место в основном из азиатских и африканских стран в
страны Западной Европы, из латиноамериканских стран в США и Канаду, из
Южной и Восточной Европы в более развитые страны Западной Европы.
Но, наряду с этим, существует и миграция в поисках более высокой
заработной платы, более комфортабельных условий труда и жизни. Эти
обстоятельства также связаны с неравномерным экономическим развитием стран.
Такой вид миграции связан, прежде всего, с миграцией квалифицированных
специалистов, ученых.
Рассматривая мировое хозяйство в целом можно выделить следующие
основные потоки трудовой миграции:
1. из
развивающихся стран в
2. между развитыми странами.
3. между развивающимися странами.
4. из постсоциалистических стран в развитые страны.
5. миграция научных работников и квалифицированных специалистов из
развитых стран в
Наибольшую роль в развитии мировой экономики международная трудовая
миграция начала играть после Второй мировой войны. В настоящее время в
общем объеме современной международной миграции преобладает трудовая
миграция. Согласно оценкам специалистов, в начале 90-х годов за пределами
своих государств проживало около 25 млн. временных мигрантов, а с учетом
членов семей, сезонных и приграничных работников общее число трудовых
мигрантов составляло порядка 100 млн. человек.
Распад
СССР значительно усилил
республик, что привело к увеличению численности международных трудовых
мигрантов.
Первоначально международная трудовая миграция имела стихийный
характер. Но затем принимающие страны попытались ввести ее в
организационные рамки. Так, уже в конце 19-начале 20 вв. в Германии,
Франции, Швейцарии широко был распространен временный найм иностранных
рабочих на определенный срок, предусматривающий их обязательную депортацию,
т.е. их выезд обратно на родину. В Соединенных Штатах Америки с конца 19 в.
был введен контроль за иммиграцией.
В
настоящее время практически
все страны мира активно
процессы экспорта и импорта рабочей силы. Государственное регулирование
направлено на то, чтобы получить максимальный эффект от положительных
последствий международной миграции, и свести к минимуму отрицательные
последствия этого явления как для стран-доноров, так и для стран-
реципиентов.
Государственное регулирование иммиграции рабочей силы.
Регулирование
импорта рабочей силы
1. Защита национального рынка труда от стихийного потока трудящихся-
мигрантов, так как он обостряет проблему занятости.
2. Обеспечение рационального использования иностранных работников, то
есть применение их труда именно в тех областях, которые не могут быть
обеспечены за счет внутренних трудовых ресурсов.
Международная трудовая миграция имеет как положительные, так и
отрицательные последствия для стран-реципиентов.
К
положительным последствиям
1. Занятость рабочих мест, связанных с непрестижным или тяжелым трудом,
на
которые не претендуют
году
трудящиеся-иммигранты
ресурсов в Швейцарии 19,4%, в Австрии - 10,2%, в Германии - 7,4%, во
Франции 6,2%. При отсутствии иностранных рабочих объемы производства в
этих отраслях были бы значительно меньше.
2. Расширение
внутреннего рынка принимающей
товары и услуги, предъявляемого иностранными рабочими.
3. Снижение налоговой нагрузки на государственный бюджет. Трудовые
мигранты не только не требуют, социальных пособий, но, уплачивая
налоги
и другие обязательные взносы,
снижают относительную
нагрузку на коренное население.
К отрицательным последствиям международной трудовой миграции, как
правило, относят следующие:
1. Рост нелегальной миграции, особенно за счет работников, у которых
истек срок трудового контракта, но они не ходят возвращаться на
родину, надеясь опять найти работу в принимающей стране.
2. Рост социальной
напряженности в связи с
В
настоящее время в странах-
мер государственного регулирования иммиграции, которая включает в себя
законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе
иммигрантов, национальные службы иммиграции, а также межгосударственные
соглашения по вопросам миграции.
На
международном уровне
координируется службой СОПЕМИ (Система постоянного наблюдения за
миграцией), созданной странами-членами ОЭСР (Организации экономического и
социального развития).
В
межправительственных
оговариваются условия пребывания мигрантов в принимающей стране, соблюдение
которых призвано защитить интересы мигрантов. Так, в межправительственных
соглашениях о найме иностранной рабочей силы, заключаемых между ФРГ и
странами-экспортерами, есть положение о том, что наем и оплата иностранных
рабочих осуществляются работодателями на основании тех же пунктов тарифных
договоров, что и для немецких рабочих.
Иммиграционные службы стран контролируют, прежде всего, въезд
иммигрантов в страну. Они выдают разрешения на въезд в соответствии с
заявками предпринимателей о необходимых им работниках, причем подобное
разрешение выдается на определенный срок.
Первым этапом регулирования миграционных процессов можно считать
организацию вербовки иностранных рабочих, которая осуществляется на основе
межправительственных соглашений.
Международные
соглашения могут быть
этих соглашениях устанавливаются определенные количественные лимиты (квоты)
на въезд граждан в ту или иную страну. Многосторонние соглашения имеют
место между странами Европейского Союза. Особое значение здесь приобретает
регулирование иммиграции из третьих стран (т.е. из стран, не входящих в
Европейский Союз).
Эти соглашения, как правило, реализуется через национальные ведомства,
занимающиеся вопросами труда (например, в Швейцарии - Федеральное ведомство
промышленности, ремесел и труда; в Финляндии - Министерство труда; в Китае
- Государственное
управление по делам
Процедура
реализации соглашений об
Сторона, направляющая работников за рубеж, проводит предварительный отбор
кандидатов в соответствии с критериями, согласованными с другой стороной.
Уполномоченный орган отправляющей стороны проверяет соответствие
предлагаемых кандидатов-мигрантов условиям международного соглашения, а
затем переправляет данные об этих кандидатах уполномоченному органу
принимающей стороны.
В основном ограничения принимающих стран не распространяются на
следующие категории работников:
1. Работники,
претендующие на
и вредными условиями труда, не престижную и малоквалифицированную
работу.
2. Специалисты
быстроразвивающихся и
деятельности.
3. Представители редких профессий (огранщики алмазов, реставраторы картин
и старинных рукописей, врачи, практикующие нетрадиционные методы
лечения).
4. Специалисты
высшей квалификации и
(выдающиеся ученые, музыканты).
5. Руководящий
персонал фирм и их
которые переносят свою деятельность в принимающую страну и создают
новые рабочие места.
Следует отметить, что государственный аппарат вербовки иностранных
рабочих не всегда может справиться с вербовкой работников в необходимом
объеме. В этой связи во многих странах существует институт частных
посредников, т.е. фирм или частных лиц, которые, получив от государственных
органов лицензию на данный вид деятельности, занимаются подбором кадров для
работы за рубежом. Однако государство должно контролировать деятельность
подобных фирм. Отсутствие такого контроля зачастую приводит к росту
нелегальной иммиграции.
В последние годы многие страны, например, Австрия, Швеция, Финляндия
пытаются ужесточить контроль за въездом в них иностранных работников. Так
Швеция намерена требовать от иммигранта не только предъявления уже
подписанного контракта на работу, но и знание шведского или английского
языка, а также подтверждение о найме жилья. Но это не дает ощутимых
результатов. Естественно, что достоверных данных о размерах нелегальной
иммиграции мало. По оценкам специалистов в последнее десятилетие она
возросла. Это можно связать не только с увеличением числа людей, пытающихся
"найти счастье" за рубежом, но и с тем, что предприниматель, использующий
иностранную рабочую
силу, при найме нелегальных
управляемых и дешевых работников. Ведь в этом случае не делаются страховые
взносы и другие платежи, обязательные при легальном найме.