Межличностные отношения в трудовых коллективах

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 13:40, контрольная работа

Описание работы

Известно, что основными факторами производства на предприятии являются: средства труда, предметы труда и персонал.
Основная роль принадлежит персоналу на предприятии. Именно персонал играет первую роль в производственном процессе, именно от него зависит, насколько эффективно используются на предприятии средства производства и насколько успешно работает предприятие в целом. Поэтому на каждом предприятии должна изучаться и совершенствоваться организация труда всех ее членов.
Контрольная работа посвящена организации труда.
Актуальность работы заключается в следующем. Чтобы понять, каким образом наиболее эффективно управлять персоналом организации, необходимо изучить его психологию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....3
1. Организация труда руководителя……………………………………………...4
2. Психология личности и малых групп. Особенности личности……………..11
3. Управление трудовым коллективом, неформальными организациями……15
4. Ситуация………………………………………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………………..21
Список использованной литературы……………………………………………22

Работа содержит 1 файл

Межличностные отношения в трудовых коллективах.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

      Руководитель  должен тщательным образом планировать  свой рабочий день. Для этого лучше  всего подходят графики работы. В  таких графиках сразу отводиться определенное время в течение  дня на выполнение каких-либо повторяющихся действий. Руководитель должен постоянно контролировать, как выполнены запланированные задачи, а также делать анализ использования рабочего времени и узнать, не теряется ли оно по одним и тем же причинам. В результате руководитель лучше узнает самого себя, в дальнейшем сумеет сосредоточиться на решении важнейших задач и сможет не просто работать, а достигать высоких результатов.

      Руководитель  должен владеть деловым красноречием. Основная цель выступления - воздействовать на мысли слушателей, склонить их к своей точке зрения. Хорошо выступить, это не просто выложить все имеющиеся данные, а максимально увлечь внимание слушателей и склонить их в свою сторону. Для того чтобы выступление прошло эффективно к нему надо основательно подготовиться. Перечислим основные рекомендации призванные помочь оратору.

        Для эффективности выступления необходимо составить план выступления, который должен включать:

      1.  Вступлений: цитаты; пословицы и поговорки; интересные примеры; случаи и примеры, взятые из личного опыта; ссылка на исторические примеры и факты; определения. То есть в начале необходимо заинтересовать слушателя. 
         2.  Основная часть: анализ проблемы, о которой надо сказать; ясность построения, идейное содержание; логически четкое изложение основных и второстепенных вопросов; непротиворечивость речи; эмоциональный накал и др.

      3.  Заключение: изложение основной мысли выступления в виде тезисов; заключительные выводы из своих высказываний; указание на нерешенные проблемы и пути их решения. Выступление должно быть ни слишком коротким, ни слишком длинным. Основная функция выступления - привлечь внимание слушателей к предмету изложения и наладить контакт с аудиторией.

      В заключение необходимо отметить, что  успех речи зависит во многом и от того, как говорить. Монотонно выложенные факты не произведут должного эффекта. В противоположность этому эмоциональная с расстановкой речь (перед и после ключевой фразы необходимо делать 1-2 секундную паузу) будет более убедительна.

      Для проведения приема лучше выделить определенное время в течении рабочего дня. Оптимальным представляется время между 1400 и 1600. Если это возможно, то необходимо пользоваться предварительной записью у секретаря. Посетитель, по возможности, должен заранее изложить тему предстоящей беседы. Это позволит, во-первых, сократить время на изложение темы разговора, во-вторых, позволит руководителю подготовиться к предстоящей беседе и, в-третьих, если это возможно, направить посетителя к другим исполнителям. Посетителю необходимо заранее сообщить временные рамки разговора. Все приемы посетителей можно разделить на: официальные и не официальные.

        Посещение рабочих мест (в большинстве случаев рабочих) позволяет: наладить с коллективом хорошие отношения, быть в курсе дел на предприятии. Также при посещении рабочих мест рабочие могут высказать руководителю свои пожелания или возможные варианты решения проблем. При подготовке к посещению руководитель должен собрать необходимый материал по тому или иному цеху, подразделению, чтобы быть в курсе дел происходящих в них.  
Для хорошего контакта с рабочими необходимо учитывать психологические моменты. В частности в цеха лучше идти одетым соответствующим образом. При встрече с рабочими необходимо поощрять их стремление высказаться по актуальным проблемам. Чтобы не забыть внесенные предложения их лучше кратко записывать и после анализа внедрять, не забывая поощрять работников, внесших рационализаторские предложения.

      Для посещения рабочих мест лучше выбирать время ближе в конце рабочего дня, когда производительность низкая и отвлечение работников не нанесет большого вреда.

      Необходимо  отметить также, что необходимо встречаться  с рабочими не только в рабочее  время, но и в не рабочее. На таких  встречах можно обсудить общее положение  дел на предприятии, послушать выступления работников.

      Делая краткий вывод, следует отметить, что трудовую деятельность руководителя можно разделить на 4 функции: планирование, организация, мотивация, контроль. 

      Руководителю  присуще  особенности, которые отличают его от других членов коллектива: руководители непосредственно не связаны с созданием материальных ценностей, хотя активно участвуют в организации производства; работа руководителя в основном умственная; нелимитированность работы; повышенные нервно - психические усилия руководителя связанные с управлением людьми и принятием ответственных решений; труд руководителей не подается количественному учету; необходимость принятия большого количества решений за короткий период; если рабочий в течение своей рабочей смены выполняет, в основном, несколько операций, то руководитель в течение своего рабочего дня выполняет множество всевозможных операций; работа руководителя в основном не имеет четкого завершения.

      Все перечисленные выше особенности  необходимо учитывать при организации труда руководителя и рассматривать их все вместе и взаимосвязано друг с другом.  

           

               2. Психология личности и малых групп. Особенности личности. 

      Психологические особенности личности являются основными  предпосылками успешности в том или ином виде профессиональной деятельности. Неправильная профориентация, выбор индивидом профессии, которая не отвечает типу темперамента, неизбежно приводит к неуспешности в данном виде профессиональной деятельности, разочарованию в ней. В то же время выявление и учёт психологических особенностей могут обеспечить личности любимую работу, способствовать достижению высших ступеней профессионального мастерства. Среди психологических особенностей, которые определяют успешность профессиональной деятельности следует выделить прежде всего темперамент личности. 

      Темперамент - это индивидуальные особенности  человека, определяющие динамику его  психической деятельности и поведения. Выделяют два основных показателя динамики психических проявлений и поведения: активность и эмоциональность. Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты и, наоборот, медлительности, инертности, а эмоциональность  —  особенности протекания эмоций, чувств, настроений и их качество: знак (положительный, отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, печаль, гнев, веселье и т.д.).

         Различия по темпераменту  —  это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию ее проявлений. Особенности темперамента обусловливают пути и способы работы, но не уровень достижений. В свою очередь, умственные и волевые возможности человека создают условия для компенсации недостатков темперамента. В то же время темперамент обусловливает индивидуальный стиль деятельности.

      Для отнесения человека к определенному типу темперамента следует убедиться в той или иной выраженности у него, прежде всего, таких черт: активность, эмоциональность, особенности моторики. В воспитании необходимо содействовать развитию положительных сторон каждого темперамента и одновременно помогать освобождаться от тех отрицательных моментов, которые могут быть связаны с данным темпераментом.

      Меланхолик  —  это субъект, характеризующийся низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью моторики и речи, быстрой утомляемостью. Меланхолика отличают глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем выражении, причем преобладают отрицательные эмоции. При неблагоприятных условиях у меланхолика может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность. У представителей меланхолического типа темперамента преобладает тормозной процесс при слабости как возбуждения, так и торможения.

        Сангвиник  —  субъект, обладающий одним из четырех основных типов темперамента, характеризующийся высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. Сангвиник стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события, общителен. Сравнительно легко и быстро он переживает неудачи. При неблагоприятных условиях и отрицательных воспитательных влияниях подвижность может вылиться в отсутствие сосредоточенности, неоправданную поспешность поступков, поверхностность. У сангвиников возбудительный и тормозной процессы достаточно сильны, уравновешенны, подвижны.

        Флегматик  —  субъект, характеризующийся низким уровнем психической активности, медлительностью и невыразительностью мимики. Флегматик трудно переключается с одного вида деятельности на другой, с трудом приспосабливается к новой обстановке. У флегматика преобладает спокойное, ровное настроение, чувства и настроения обычно отличаются постоянством. При неблагоприятных условиях у флегматика может развиться вялость, бедность эмоций, склонность к выполнению однообразных привычных действий.

        Холерик  —  субъект, обладающий одним из четырех основных типов темперамента, характеризующийся высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью. Холерик склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивным. При отсутствии надлежащего воспитания недостаточная эмоциональная уравновешенность может привести к неспособности контролировать свои эмоции в трудных жизненных обстоятельствах.

       Большинство эмпирических исследований  в социальной психологии выполнены  на малых группах, и этому  есть несколько причин. Большая  часть жизни человека протекает  в малых группах: в семье,  игровых компаниях сверстников,  учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы. Через малые группы осуществляются связи личности с обществом: группа трансформирует воздействие общества на личность, личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит группа. Статус социальной психологии как науки, ее специфика во многом определяются тем, что малая группа и возникающие в ней психологические феномены являются центральными признаками в определении ее предмета. Малые группы на протяжении всей истории социальной психологии являлись основным объектом эмпирических исследований, в том числе лабораторных экспериментов. Наконец, проблемы формирования и развития малых групп, групповых методов обучения, тренинга и психокоррекционного воздействия, совместной трудовой деятельности и руководства деятельностью малых групп традиционно являются одним из главных направлений приложения теории и методов социальной психологии в практике.

   Малые группы выступают объектами исследования не только социальной психологии, но и  социологии и общей психологии. Основное различие в выделении предмета научного исследования здесь состоит в  том, что социология изучает малые  группы прежде всего с точки зрения их объективных социальных признаков, обезличенных и депсихологизированных. В обшей психологии группа рассматривается как фактор, влияющий на поведение индивида и особенности его психических процессов и состояний. Социальная психология изучает психологические явления, которые возникают в процессе общения и взаимодействия между людьми в малых группах и характеризуют не отдельных индивидов, а взаимосвязи и взаимоотношения между этими индивидами, между индивидами и группой и саму малую группу как целое.

      Выделение малых групп как  специфических человеческих общностей  (в отличие от больших групп  и от выделяемых в последнее  время средних по величине  общностей) предполагает решение  вопроса о количественных границах  малой группы. Количественные признаки малой группы – ее нижние и верхние границы – определяются качественными признаками малой группы, основными из которых являются: контактность — возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями и целостность — социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое.

   За  нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принимает три человека, поскольку в группе из двух человек — диаде— групповые социально - психологические феномены протекают особым образом. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20 - 30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5 - 12 человек. В меньших по размеру группах скорее возникает феномен социального пресыщения, группы большего размера легче распадаются на более мелкие микрогруппы, в рамках которых индивиды связаны более тесными контактами. В этой связи принято выделять группы первичные, то есть наименьшие по размеру и далее не делимые общности, и вторичные группы, формально представляющие собой единые общности, но включающие в себя несколько первичных групп.

   Психолог  должен иметь четкое представление, на каких объектах, в каких условиях (естественных или искусственных) получены те или иные факты и закономерности и в какой степени можно  приложить знания, полученные в искусственных условиях, к объяснению, прогнозированию и управлению психологическими явлениями и поведением в естественных социальных группах.  

Информация о работе Межличностные отношения в трудовых коллективах