Межличностные коммуникации в менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

Тема данной курсовой работы, на мой взгляд, является достаточно актуальной в современном мире.
Хотя эффективный обмен письменной информацией, компьютерное обеспечение информацией имеют преобладающее значение в организациях, я считаю, что ничто не сможет заменить личное общение. При межличностных коммуникациях можно устранить преграды, возникающие в процессе передачи информации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1.Коммуникации в системе управления…………………………………………5
1.1.Место и роль коммуникаций в системе управления……………………….5
1.2. Понятие коммуникации: аспекты, виды, элементы……………………….7
1.3.Информация, её коммуникативные свойства……………………………...11
2. Коммуникационный процесс………………………………………………...13
2.1. Анализ составляющих коммуникацинного процесса в организациях…..13
2.2. Коммуникацинный процесс: элементы, этапы, «шумы»…………………15
2.3. Коммуникационные барьеры………………………………………………17
3. Совершенствование коммуникаций в организациях……………………….22
Заключение………………………………………………………………………24
Литература……………………………………………………………………….25

Работа содержит 1 файл

Межличностные коммуникации в менеджменте.docx

— 55.58 Кб (Скачать)

Процесс обмена информацией как система  с обратной связью и шумом. 
 
    Обратная связь не только повышает эффективность коммуникации, но и способствует подавлению /смягчению, устранению/ так называемого «шума», под которым понимают все то, что искажает смысл сообщения.  
Источником шума может быть: язык; различия в восприятии информации; разный организационный статус коммуникаторов / например, в ситуациях: руководитель и подчиненный, инспектор - проверяющий и подотчетное лицо: социальный статус у них может быть одинаковым - они оба академики, но должностной статус не совпадает. - Т.С.  
Ответом может быть неверное действие, ошибочное или неполное послание и даже молчание. Молчание как форма обратной связи занимает особое место в коммуникации. Оно может означать: 1) вас не поняли, информация не воспринята и отторгнута, проигнорирована; 2) вы нарушили должностную иерархию - и вас «наказали» /дали урок на будущее/; 3) вы чем-то обидели вашего «коммуникатора»- и молчание в этом случает расценивается однозначно как молчаливый укор; 4) как проявление невоспитанности получателя: ему и в голову не приходит, что на подобного рода послание надо ответить, как-то отреагировать; 5) традиционно: молчание - «знак согласия»,одобрения. 
    Возможен и другой вариант проверки правильности понимания информации получателем. Отправитель сам спрашивает /перезванивает, делает письменный запрос/, дошло ли до адресата послание: «Вы получили мое письмо?», «Вы ознакомились с нашими предложениями?» и т.д. 
    Поскольку «шумы» возникают главным образом на межличностном уровне, пронизывая все виды коммуникации /формальные и неформальные, с внешней средой и межуровневые/, то остановимся на категориях «помех» подробнее. 
   

2.3.Коммуникационные  барьеры. 
   

      Возникающие барьеры /«помехи»/ в коммуникационном процессе связаны с такими явлениями как: 1) восприятие, 2) семантика, 3) обмен невербальной информацией, 4) некачественная обратная связь и 5) плохое слушание. 
      1.Преграды, обусловленные восприятием. 
Они возникают по причине конфликта между уровнями компетенции отправителя и получателя. Одна и та же информация может быть интерпретирована людьми по-разному в зависимости от имеющихся у них знаний, приобретенного опыта. Если информация вступает в противоречие с опытом и наличным знанием, то она либо отторгается коммуникатором, либо искажается /«интерпретируется» им по-своему/ в соответствии с имеющимся опытом, представлениями и знаниями. 
      Другая причина трудностей восприятия в процессе коммуникации состоит в приверженности людей социальным установкам, их предвзятом отношении к чему или кому-либо. Позитивно или негативно окрашенный опыт первого взаимодействия, как правило, является готовым фоном при последующих контактах коммуникаторов. Впрочем, как уже говорилось, стереотипное восприятие может базироваться и на устойчивом общественном мнении, традициях и даже предрассудках и суевериях.                                                                                                                                                 2.Семантические барьеры 
Семантика - использование значения слов в качестве символов. Для разных людей слова /символы/ могут иметь разные значения /например: «класс», «кадр», «пост», «партнер» и т.д./ Значение символа выявляется через опыт и варьирует в зависимости от контекста, ситуации и принятых в данной среде /стране/ смысловой традиции. 
     3.Невербальные преграды. 
Для трансляции сообщений используются не только вербальные символы /слова/, но и невербальные. Часто невербальная передача информации сопровождает вербальную, усиливая смысл сообщения. Различают несколько видов невербальной коммуникации: 
    1.Экстра-, или паралингвистика.  
    К ней относятся интонация, модуляция высоты голоса, темп и ритм речи, тональность, тембр голоса, дикция. Просодика - выразительные качества голоса /смех, плач, шепот, вздох, пауза/ и разделительные звуки /кашель/. 
    2.Кинесика. 
   Это зрительно воспринимаемые выразительные движения другого человека: мимика, взгляд, позы, жесты, поклоны, походка, осанка. 
Особая роль отводится мимике - движению мышц лица. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице коммуникатора /лектора, например, или выступающего по радио специалиста/ теряется до 10 - 15% информации. 
     Поза - это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Вариантов поз насчитывается до 1000. 
    Жесты - разнообразные движения руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон. В разных культурах жестикуляция несет соответственный смысл, но есть жесты, среди которых можно обозначить достаточно распространенные: 
   - коммуникативные /жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запретов; удовлетворительные, отрицательные, вопросительные жесты и т.д./; 
   - модальные, то есть выражающие оценку и отношение /одобрение, похвалу, доверие или недоверие, растерянность и т.д./; 
   - описательные жесты, имеющие смысл только в контексте речевого высказывания / 5/ 
Походка человека, то есть стиль передвижения, по которой довольно легко можно распознать его эмоциональное состояние /гнев, страдание, гордость, счастье и т.д./. 
   3.Такесика. 
  Это динамичные прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, отталкивания, поцелуя, дотрагивания, поглаживания, дружеского объятия. 
Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами: статусом партнеров, возрастом, полом, степенью их знакомства и проч. 
    4.Проксемика. 
    Это расположение людей в пространстве при общении и дистанция между ними: 
   - интимная зона /15 - 45 см/; в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность; 
   - личная или персональная зона /45 - 120 см/ свойственна для обыкновенной беседы с друзьями и коллегами для поддержания только визуально-зрительного контакта; 
  - социальная зона /120 - 400 см/ обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, офисах как правило с теми кого не очень хорошо знают /или от которых намеренно, подчеркнуто дистанциируются.- Т.С./. 
  - публичная зона /свыше 400 см/ приемлема при выступлении перед аудиторией слушателей /участников собрания/. 
     Взгляд /визуальное контактирование/, воображаемый «зрительный треугольник»имеет следующие разновидности: деловой, светский, интимный и «взгляд искоса». 
    Исследования свидетельствуют, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и интонации - 38%, неречевое взаимодействие - 53% /«говорим голосом, беседуем всем телом». Публиций/.

   4.Плохая  обратная связь. 
    Как было уже отмечено, обратная связь важна, поскольку дает возможность установить, действительно ли сообщение, принятое получателем, истолковано в том смысле, который был изначально вложен в послание. 
    5.Неумение слушать. 
    К сожалению, лишь немногие обладают умением слушать собеседника. Как показывают исследования, менеджер, например, по сути дела слушает лишь с 25% -й эффективностью. Бытует мнение, что слушать - означает лишь вести себя спокойно и дать другому человеку говорить. Однако, слушая собеседника, следует не только внимательно воспринимать то, что он говорит, но и вникать в состояние его души. Понимание состояния говорящего позволяет более объективно оценить информацию, а выражение участия, открытость способствуют эффективности коммуникационного процесса. 
      В межличностном общении весьма полезно придерживаться следующих советов:

    1. Обдумывайте свои идеи и вопросы, которые вы хотите сделать объектом передачи. 
    2.Будьте готовы к возможным языковым проблемам. 
    3.Следите за языком собственных поз, жестов и интонаций. 
    4.Будьте внимательны к чувствам других людей / развивайте в себе эмпатию. 
    5.Добивайтесь установления обратной связи. 
    Из этих советов следует, что необходимо четко различать три вида слушания - пассивное, активное и эмпатическое - и в соответствии с их принципами выдерживать манеру беседы. Менеджер, который не умеет быть внимательным к другим, «глух» к возможностям варьирования беседы, никогда не завоюет любовь и уважение подчиненных. Поэтому неслучайно одним из направлений повышения квалификации менеджеров в США, Японии и ФРГ являются курсы «Эффективного слушания». 
     Добавим к сказанному, что умение слушать сопряжено со способностью распознать тип собеседника. В специальной литературе насчитывается до 15 «типажей» /в их числе есть похожие друг на друга варианты/. Мы назовем основные девять: 
«вздорный человек» 
«позитивный человек» 
«всезнайка» 
«болтун» 
«трусишка» 
«неприступный собеседник» 
«важная птица» 
«незаинтересованный собеседник» 
«почемучка» 
     Основные характеристики каждого типа обозначаются в ходе деловых игр и социально-психологических тренингов игротехником и участниками практических занятий. 
            Организационные барьеры 
     На пути обмена информацией в организациях возникают преграды, не зависящие от отправителя сообщения. 
     Причинами могут быть: 
    1. Искажение сообщения /преднамеренная его модификация адресатом/ в связи с напряженностью в межличностных отношениях. Если получатель испытывает неприязнь к отправителю или принципиально не согласен с сообщением, то он меняет его смысл с выгодой для себя и в ущерб отправителю. 
   2. Искажения, связанные с фильтрацией информации - принцип деятельности, характерный для руководителей: они решают, какую часть сообщения доводить до сведения подчиненных /сотрудников/, а какую «отсеять», попридержать. 
   3. Искажения, продиктованные различием организационных статусов. Устоявшаяся практика посылать «на верх»/руководству/ только положительную информацию, дабы избежать «недовольства» шефа и заработать малейшую его похвалу, оборачиваются дезинформацией и способствуют принятию начальством неверных решений.  
   4. Искажения, связанные с перегрузкой информационных каналов. Одновременная переработка информации и необходимость вести информационный обмен приводит к тому, что руководитель не в состоянии реагировать на всю информацию. Он «отсеивает» ту информацию, которая ему кажется менее важной, но это - его личная точка зрения. У отправителя может быть совсем другой взгляд на послание. 
   5. Искажения, связанные с неудовлетворительной структурой организации, когда в ней имеется много мелких, дублирующих подразделений, следовательно, возрастает вероятность «варьирования», интерпретации и корректировки информации. Ситуацию могут усугубить соперничество, конфликтные отношения между подразделениями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   3.Совершенствование коммуникаций в организациях. 
 
     1. Регулирование информационных потоков, которых невозможно оценить сразу как «избыточных»или «недостаточных». Информационные потоки находятся в прямой зависимости от целей, принимаемых решений и показателей работы руководителя и его подразделения. 
     2. Управленческие действия не ограничиваются только регулированием информационных потоков. Применяются также непосредственные контакты с одним или группой подчиненных для обсуждения производственных вопросов. Этой же цели служат общие собрания коллектива подразделения, еженедельные совещания, ежедневные «планерки», «летучки». 
     3. Системы обратной связи, являющиеся частью контрольно-управленческой информационной системы:  
    - можно направить представителя одной части организации в другую /в командировку / с целью обсуждения определенных вопросов, согласования действий, если одна организация имеет несколько филиалов по региону или по стране; 
    - можно самому руководителю посетить производственный участок /отдел, бюро и т.д./, чтобы лично удостовериться, как претворяются в жизнь его указания. В качестве варианта обратной связи может быть использован опрос работников, который проводится лично или по опросным листкам /анкетам/.          С помощью вопросов можно выявить, насколько четко и полно доведены до работников цели и задачи деятельности подразделения, с какими реальными проблемами сталкиваются работники, получают ли они своевременную и необходимую для работы информацию, открыт ли их руководитель для предложений и для конструктивных критических замечаний /например, по стилю руководства, общению с подчиненными, организации контроля и стимулированию труда и т.п./, информированы ли сотрудники о грядущих переменах, которые могут отразиться на их работе; есть ли необходимость в повышении квалификации /стажировке/ работника, а возможно, и в предоставлении ему краткосрочного отпуска для профилактики здоровья. 
      4. Системы сбора предложений, облегчающие поступление информации на верхние уровни управления. Предусматривается, что подавать идеи и рацпредложения по совершенствованию любого управленческого или производственного процесса может каждый работник. 
     - на многих предприятиях устанавливаются ящики для подачи предложений в анонимном порядке. Недостатком такого способа является то, что предложения не всегда рассматриваются или не стимулируются 
     - более эффективный способ - это адресные предложения с гарантией стимулирования /вознаграждения/. Иногда предприятия устанавливают телефонную связь для подачи предложений или вопросов, а ответы печатаются в специальных бюллетенях. 
     - вопросы, имеющие взаимный интерес, могут обсуждаться на встречах менеджеров и группы работников /кружков качества, групп контроля, производственных инноваций и т.п./. 
      - крупные организации практикуют выпуск ежемесячных бюллетеней с информацией по совершенствованию управленческих решений и перспектив развития организаций. 
      - важным современным средством информационного обеспечения является видеозапись. Видеоленты демонстрируют раз в квартал. Они содержат как производственную, управленческую, так и финансовую информацию, что позволяет работникам формировать собственное мнение об отдельных руководителях, о соблюдении принципов справедливости в организации их предприятия /учреждения/. 
      - Современная информационная технология. Получивший широкое распространение персональный компьютер является удобным средством аккумуляции и последующего распространения информации. В современном деловом мире активизируется применение электронной почты, факса.  
Последние нововведения телефонной связи позволяют одному человеку направлять несколько сообщений разным людям, а затем позвонить и получить ответы на исходные сообщения.  
     Совершенно потрясающие перспективы открываются с подключением организации в систему «Интернет». 
Наконец, видеоконференции позволяют обсуждать проблемы людям, находящимся в разных местах, на разных континентах и производить информационные включения с людьми, работающими на околоземных орбитальных станциях. 
 
 
                                               
 
 
 
 
 

   Заключение 

   Изучение  курса «коммуникации в организациях»  призвано в конечном итоге синтезировать  знания и практические навыки обучающихся  в четырех областях современного менеджмента - теории управления, теории организации, психологии управления и  межличностного общения и собственно теории коммуникации. 
«Пробелы», некомпетентность в одной из этих сфер влечет за собой тиражирование ошибок и малоэффективные действия во всех других областях. 
      Это относится не только к работе менеджеров, руководителей всех уровней, но и к любому специалисту и так называемым «рядовым служащим, работникам», вовлеченным в процесс общения, контактирования с другими людьми. 
      Как справедливо отмечают американские авторы В. Ховелл и П. Дипбой, рано или поздно каждый человек становится перед выбором: по-старинке придерживаться бюрократических, бездушных принципов работы или сделать «человеческий фактор» главной осью своей деятельности? Второй путь требует от человека полной самоотдачи, напряжения интеллекта готовности к риску, к принятию нестандартных решений и способности отвечать за чужие судьбы. Но игра стоит свеч: результаты такой работы способны превзойти самые смелые ожидания. 
       Похоже, российские руководители новой формации поставлены сегодня перед тем же выбором. Есть надежда, что изучение основ менеджмента и принципов грамотной коммуникации позволят им не ошибиться в выборе приоритетов. 
 
 
                                                  
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 Литература 
 
    1. Матиашвили В.М. Организационные системы: сущность и типы. Н.Новгород, НРИ АПК, 1998. СС. 11-14. 
    2. Матиашвили В.М. Управление персоналом. Учебное пособие. - Н.Новгород, НРИ АПК. 1998. С. 7-9. 
    3. Матиашвили В.М. Организационная проблема: диагностика и решение.- Н.Новгород, НРИ АПК.1998. С.5-7. 
    4. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления: Учебное пособие. - Ростов н/Д., 1997. Гл. 6. «Коммуникация в организации» 
    5. Руденский Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера. Учебное пособие.- М., Новос., 1998. Часть 1, 2 «Общение как коммуникативная деятельность». 
    6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.- М. 1997. Часть П 2 «Коммуникации». 
    7. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. М., 1998. Гл. 10 «Связующие процессы в менеджменте». 
    8. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. - М., 1998. 
    9. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других людей по их жестам: Пер. С англ. - Н.Новгород, «Ай Кью», 1992. 

Информация о работе Межличностные коммуникации в менеджменте