Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:26, курсовая работа
Тема данной курсовой работы, на мой взгляд, является достаточно актуальной в современном мире.
Хотя эффективный обмен письменной информацией, компьютерное обеспечение информацией имеют преобладающее значение в организациях, я считаю, что ничто не сможет заменить личное общение. При межличностных коммуникациях можно устранить преграды, возникающие в процессе передачи информации.
Введение……………………………………………………………………….3
1.Коммуникации в системе управления…………………………………………5
1.1.Место и роль коммуникаций в системе управления……………………….5
1.2. Понятие коммуникации: аспекты, виды, элементы……………………….7
1.3.Информация, её коммуникативные свойства……………………………...11
2. Коммуникационный процесс………………………………………………...13
2.1. Анализ составляющих коммуникацинного процесса в организациях…..13
2.2. Коммуникацинный процесс: элементы, этапы, «шумы»…………………15
2.3. Коммуникационные барьеры………………………………………………17
3. Совершенствование коммуникаций в организациях……………………….22
Заключение………………………………………………………………………24
Литература……………………………………………………………………….25
Процесс
обмена информацией как система
с обратной связью и шумом.
Обратная связь не только повышает
эффективность коммуникации, но и способствует
подавлению /смягчению, устранению/ так
называемого «шума», под которым понимают
все то, что искажает смысл сообщения.
Источником шума может быть: язык; различия
в восприятии информации; разный организационный
статус коммуникаторов / например, в ситуациях:
руководитель и подчиненный, инспектор
- проверяющий и подотчетное лицо: социальный
статус у них может быть одинаковым - они
оба академики, но должностной статус
не совпадает. - Т.С.
Ответом может быть неверное действие,
ошибочное или неполное послание и даже
молчание. Молчание как форма обратной
связи занимает особое место в коммуникации.
Оно может означать: 1) вас не поняли, информация
не воспринята и отторгнута, проигнорирована;
2) вы нарушили должностную иерархию - и
вас «наказали» /дали урок на будущее/;
3) вы чем-то обидели вашего «коммуникатора»-
и молчание в этом случает расценивается
однозначно как молчаливый укор; 4) как
проявление невоспитанности получателя:
ему и в голову не приходит, что на подобного
рода послание надо ответить, как-то отреагировать;
5) традиционно: молчание - «знак согласия»,одобрения.
Возможен и другой вариант проверки
правильности понимания информации получателем.
Отправитель сам спрашивает /перезванивает,
делает письменный запрос/, дошло ли до
адресата послание: «Вы получили мое письмо?»,
«Вы ознакомились с нашими предложениями?»
и т.д.
Поскольку «шумы» возникают
главным образом на межличностном уровне,
пронизывая все виды коммуникации /формальные
и неформальные, с внешней средой и межуровневые/,
то остановимся на категориях «помех»
подробнее.
2.3.Коммуникационные
барьеры.
Возникающие барьеры /«помехи»/ в коммуникационном
процессе связаны с такими явлениями как:
1) восприятие, 2) семантика, 3) обмен невербальной
информацией, 4) некачественная обратная
связь и 5) плохое слушание.
1.Преграды, обусловленные
восприятием.
Они возникают по причине конфликта между
уровнями компетенции отправителя и получателя.
Одна и та же информация может быть интерпретирована
людьми по-разному в зависимости от имеющихся
у них знаний, приобретенного опыта. Если
информация вступает в противоречие с
опытом и наличным знанием, то она либо
отторгается коммуникатором, либо искажается
/«интерпретируется» им по-своему/ в соответствии
с имеющимся опытом, представлениями и
знаниями.
Другая причина трудностей
восприятия в процессе коммуникации состоит
в приверженности людей социальным установкам,
их предвзятом отношении к чему или кому-либо.
Позитивно или негативно окрашенный опыт
первого взаимодействия, как правило,
является готовым фоном при последующих
контактах коммуникаторов. Впрочем, как
уже говорилось, стереотипное восприятие
может базироваться и на устойчивом общественном
мнении, традициях и даже предрассудках
и суевериях.
Семантика - использование значения слов
в качестве символов. Для разных людей
слова /символы/ могут иметь разные значения
/например: «класс», «кадр», «пост», «партнер»
и т.д./ Значение символа выявляется через
опыт и варьирует в зависимости от контекста,
ситуации и принятых в данной среде /стране/
смысловой традиции.
3.Невербальные преграды.
Для трансляции сообщений используются
не только вербальные символы /слова/,
но и невербальные. Часто невербальная
передача информации сопровождает вербальную,
усиливая смысл сообщения. Различают несколько
видов невербальной коммуникации:
1.Экстра-, или паралингвистика.
К ней относятся интонация,
модуляция высоты голоса, темп и ритм речи,
тональность, тембр голоса, дикция. Просодика
- выразительные качества голоса /смех,
плач, шепот, вздох, пауза/ и разделительные
звуки /кашель/.
2.Кинесика.
Это зрительно воспринимаемые
выразительные движения другого человека:
мимика, взгляд, позы, жесты, поклоны, походка,
осанка.
Особая роль отводится мимике - движению
мышц лица. Исследования показали, что
при неподвижном или невидимом лице коммуникатора
/лектора, например, или выступающего по
радио специалиста/ теряется до 10 - 15% информации.
Поза - это положение человеческого
тела, типичное для данной культуры, элементарная
единица пространственного поведения
человека. Вариантов поз насчитывается
до 1000.
Жесты - разнообразные движения
руками и головой, смысл которых понятен
для общающихся сторон. В разных культурах
жестикуляция несет соответственный смысл,
но есть жесты, среди которых можно обозначить
достаточно распространенные:
- коммуникативные /жесты приветствия,
прощания, привлечения внимания, запретов;
удовлетворительные, отрицательные, вопросительные
жесты и т.д./;
- модальные, то есть выражающие
оценку и отношение /одобрение, похвалу,
доверие или недоверие, растерянность
и т.д./;
- описательные жесты, имеющие смысл
только в контексте речевого высказывания
/ 5/
Походка человека, то есть стиль передвижения,
по которой довольно легко можно распознать
его эмоциональное состояние /гнев, страдание,
гордость, счастье и т.д./.
3.Такесика.
Это динамичные прикосновения в форме
рукопожатия, похлопывания, отталкивания,
поцелуя, дотрагивания, поглаживания,
дружеского объятия.
Использование человеком в общении динамических
прикосновений определяется многими факторами:
статусом партнеров, возрастом, полом,
степенью их знакомства и проч.
4.Проксемика.
Это расположение людей в пространстве
при общении и дистанция между ними:
- интимная зона /15 - 45 см/; в эту зону
допускаются лишь близкие, хорошо знакомые
люди. Преждевременное вторжение в интимную
зону в процессе общения всегда воспринимается
собеседником как покушение на его неприкосновенность;
- личная или персональная зона
/45 - 120 см/ свойственна для обыкновенной
беседы с друзьями и коллегами для поддержания
только визуально-зрительного контакта;
- социальная зона /120 - 400 см/ обычно
соблюдается во время официальных встреч
в кабинетах, офисах как правило с теми
кого не очень хорошо знают /или от которых
намеренно, подчеркнуто дистанциируются.-
Т.С./.
- публичная зона /свыше 400 см/ приемлема
при выступлении перед аудиторией слушателей
/участников собрания/.
Взгляд /визуальное контактирование/,
воображаемый «зрительный треугольник»имеет
следующие разновидности: деловой, светский,
интимный и «взгляд искоса».
Исследования свидетельствуют,
что в ежедневном акте коммуникации человека
слова составляют 7%, звуки и интонации
- 38%, неречевое взаимодействие - 53% /«говорим
голосом, беседуем всем телом». Публиций/.
4.Плохая
обратная связь.
Как было уже отмечено, обратная
связь важна, поскольку дает возможность
установить, действительно ли сообщение,
принятое получателем, истолковано в том
смысле, который был изначально вложен
в послание.
5.Неумение слушать.
К сожалению, лишь немногие
обладают умением слушать собеседника.
Как показывают исследования, менеджер,
например, по сути дела слушает лишь с
25% -й эффективностью. Бытует мнение, что
слушать - означает лишь вести себя спокойно
и дать другому человеку говорить. Однако,
слушая собеседника, следует не только
внимательно воспринимать то, что он говорит,
но и вникать в состояние его души. Понимание
состояния говорящего позволяет более
объективно оценить информацию, а выражение
участия, открытость способствуют эффективности
коммуникационного процесса.
В межличностном общении весьма
полезно придерживаться следующих советов:
1. Обдумывайте свои идеи и вопросы, которые
вы хотите сделать объектом передачи.
2.Будьте готовы к возможным
языковым проблемам.
3.Следите за языком собственных
поз, жестов и интонаций.
4.Будьте внимательны к чувствам
других людей / развивайте в себе эмпатию.
5.Добивайтесь установления
обратной связи.
Из этих советов следует, что
необходимо четко различать три вида слушания
- пассивное, активное и эмпатическое -
и в соответствии с их принципами выдерживать
манеру беседы. Менеджер, который не умеет
быть внимательным к другим, «глух» к возможностям
варьирования беседы, никогда не завоюет
любовь и уважение подчиненных. Поэтому
неслучайно одним из направлений повышения
квалификации менеджеров в США, Японии
и ФРГ являются курсы «Эффективного слушания».
Добавим к сказанному, что
умение слушать сопряжено со способностью
распознать тип собеседника. В специальной
литературе насчитывается до 15 «типажей»
/в их числе есть похожие друг на друга
варианты/. Мы назовем основные девять:
«вздорный человек»
«позитивный человек»
«всезнайка»
«болтун»
«трусишка»
«неприступный собеседник»
«важная птица»
«незаинтересованный собеседник»
«почемучка»
Основные характеристики
каждого типа обозначаются в ходе деловых
игр и социально-психологических тренингов
игротехником и участниками практических
занятий.
Организационные
барьеры
На пути обмена информацией
в организациях возникают преграды, не
зависящие от отправителя сообщения.
Причинами могут быть:
1. Искажение сообщения /преднамеренная
его модификация адресатом/ в связи с напряженностью
в межличностных отношениях. Если получатель
испытывает неприязнь к отправителю или
принципиально не согласен с сообщением,
то он меняет его смысл с выгодой для себя
и в ущерб отправителю.
2. Искажения, связанные с фильтрацией
информации - принцип деятельности, характерный
для руководителей: они решают, какую часть
сообщения доводить до сведения подчиненных
/сотрудников/, а какую «отсеять», попридержать.
3. Искажения, продиктованные различием
организационных статусов. Устоявшаяся
практика посылать «на верх»/руководству/
только положительную информацию, дабы
избежать «недовольства» шефа и заработать
малейшую его похвалу, оборачиваются дезинформацией
и способствуют принятию начальством
неверных решений.
4. Искажения, связанные с перегрузкой
информационных каналов. Одновременная
переработка информации и необходимость
вести информационный обмен приводит
к тому, что руководитель не в состоянии
реагировать на всю информацию. Он «отсеивает»
ту информацию, которая ему кажется менее
важной, но это - его личная точка зрения.
У отправителя может быть совсем другой
взгляд на послание.
5. Искажения, связанные с неудовлетворительной
структурой организации, когда в ней имеется
много мелких, дублирующих подразделений,
следовательно, возрастает вероятность
«варьирования», интерпретации и корректировки
информации. Ситуацию могут усугубить
соперничество, конфликтные отношения
между подразделениями.
3.Совершенствование
коммуникаций в организациях.
1. Регулирование информационных
потоков, которых невозможно оценить сразу
как «избыточных»или «недостаточных».
Информационные потоки находятся в прямой
зависимости от целей, принимаемых решений
и показателей работы руководителя и его
подразделения.
2. Управленческие действия
не ограничиваются только регулированием
информационных потоков. Применяются
также непосредственные контакты с одним
или группой подчиненных для обсуждения
производственных вопросов. Этой же цели
служат общие собрания коллектива подразделения,
еженедельные совещания, ежедневные «планерки»,
«летучки».
3. Системы обратной связи,
являющиеся частью контрольно-управленческой
информационной системы:
- можно направить представителя
одной части организации в другую /в командировку
/ с целью обсуждения определенных вопросов,
согласования действий, если одна организация
имеет несколько филиалов по региону или
по стране;
- можно самому руководителю
посетить производственный участок /отдел,
бюро и т.д./, чтобы лично удостовериться,
как претворяются в жизнь его указания.
В качестве варианта обратной связи может
быть использован опрос работников, который
проводится лично или по опросным листкам
/анкетам/. С
помощью вопросов можно выявить, насколько
четко и полно доведены до работников
цели и задачи деятельности подразделения,
с какими реальными проблемами сталкиваются
работники, получают ли они своевременную
и необходимую для работы информацию,
открыт ли их руководитель для предложений
и для конструктивных критических замечаний
/например, по стилю руководства, общению
с подчиненными, организации контроля
и стимулированию труда и т.п./, информированы
ли сотрудники о грядущих переменах, которые
могут отразиться на их работе; есть ли
необходимость в повышении квалификации
/стажировке/ работника, а возможно, и в
предоставлении ему краткосрочного отпуска
для профилактики здоровья.
4. Системы сбора предложений,
облегчающие поступление информации на
верхние уровни управления. Предусматривается,
что подавать идеи и рацпредложения по
совершенствованию любого управленческого
или производственного процесса может
каждый работник.
- на многих предприятиях
устанавливаются ящики для подачи предложений
в анонимном порядке. Недостатком такого
способа является то, что предложения
не всегда рассматриваются или не стимулируются
- более эффективный способ
- это адресные предложения с гарантией
стимулирования /вознаграждения/. Иногда
предприятия устанавливают телефонную
связь для подачи предложений или вопросов,
а ответы печатаются в специальных бюллетенях.
- вопросы, имеющие взаимный
интерес, могут обсуждаться на встречах
менеджеров и группы работников /кружков
качества, групп контроля, производственных
инноваций и т.п./.
- крупные организации
практикуют выпуск ежемесячных бюллетеней
с информацией по совершенствованию управленческих
решений и перспектив развития организаций.
- важным современным
средством информационного обеспечения
является видеозапись. Видеоленты демонстрируют
раз в квартал. Они содержат как производственную,
управленческую, так и финансовую информацию,
что позволяет работникам формировать
собственное мнение об отдельных руководителях,
о соблюдении принципов справедливости
в организации их предприятия /учреждения/.
- Современная информационная
технология. Получивший широкое распространение
персональный компьютер является удобным
средством аккумуляции и последующего
распространения информации. В современном
деловом мире активизируется применение
электронной почты, факса.
Последние нововведения телефонной связи
позволяют одному человеку направлять
несколько сообщений разным людям, а затем
позвонить и получить ответы на исходные
сообщения.
Совершенно потрясающие
перспективы открываются с подключением
организации в систему «Интернет».
Наконец, видеоконференции позволяют
обсуждать проблемы людям, находящимся
в разных местах, на разных континентах
и производить информационные включения
с людьми, работающими на околоземных
орбитальных станциях.
Заключение
Изучение
курса «коммуникации в
«Пробелы», некомпетентность в одной из
этих сфер влечет за собой тиражирование
ошибок и малоэффективные действия во
всех других областях.
Это относится не только
к работе менеджеров, руководителей всех
уровней, но и к любому специалисту и так
называемым «рядовым служащим, работникам»,
вовлеченным в процесс общения, контактирования
с другими людьми.
Как справедливо отмечают
американские авторы В. Ховелл и П. Дипбой,
рано или поздно каждый человек становится
перед выбором: по-старинке придерживаться
бюрократических, бездушных принципов
работы или сделать «человеческий фактор»
главной осью своей деятельности? Второй
путь требует от человека полной самоотдачи,
напряжения интеллекта готовности к риску,
к принятию нестандартных решений и способности
отвечать за чужие судьбы. Но игра стоит
свеч: результаты такой работы способны
превзойти самые смелые ожидания.
Похоже, российские
руководители новой формации поставлены
сегодня перед тем же выбором. Есть надежда,
что изучение основ менеджмента и принципов
грамотной коммуникации позволят им не
ошибиться в выборе приоритетов.
1. Матиашвили В.М. Организационные
системы: сущность и типы. Н.Новгород, НРИ
АПК, 1998. СС. 11-14.
2. Матиашвили В.М. Управление
персоналом. Учебное пособие. - Н.Новгород,
НРИ АПК. 1998. С. 7-9.
3. Матиашвили В.М. Организационная
проблема: диагностика и решение.- Н.Новгород,
НРИ АПК.1998. С.5-7.
4. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д.
Психология управления: Учебное пособие.
- Ростов н/Д., 1997. Гл. 6. «Коммуникация в
организации»
5. Руденский Е.В. Основы психотехнологии
общения менеджера. Учебное пособие.- М.,
Новос., 1998. Часть 1, 2 «Общение как коммуникативная
деятельность».
6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури
Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.- М. 1997.
Часть П 2 «Коммуникации».
7. Вершигора Е.Е. Менеджмент:
Учебное пособие. М., 1998. Гл. 10 «Связующие
процессы в менеджменте».
8. Почепцов Г.Г. Теория и практика
коммуникации. - М., 1998.
9. Пиз А. Язык телодвижений.
Как читать мысли других людей по их жестам:
Пер. С англ. - Н.Новгород, «Ай Кью», 1992.
Информация о работе Межличностные коммуникации в менеджменте