Межличностные коммуникации в менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

Тема данной курсовой работы, на мой взгляд, является достаточно актуальной в современном мире.
Хотя эффективный обмен письменной информацией, компьютерное обеспечение информацией имеют преобладающее значение в организациях, я считаю, что ничто не сможет заменить личное общение. При межличностных коммуникациях можно устранить преграды, возникающие в процессе передачи информации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1.Коммуникации в системе управления…………………………………………5
1.1.Место и роль коммуникаций в системе управления……………………….5
1.2. Понятие коммуникации: аспекты, виды, элементы……………………….7
1.3.Информация, её коммуникативные свойства……………………………...11
2. Коммуникационный процесс………………………………………………...13
2.1. Анализ составляющих коммуникацинного процесса в организациях…..13
2.2. Коммуникацинный процесс: элементы, этапы, «шумы»…………………15
2.3. Коммуникационные барьеры………………………………………………17
3. Совершенствование коммуникаций в организациях……………………….22
Заключение………………………………………………………………………24
Литература……………………………………………………………………….25

Работа содержит 1 файл

Межличностные коммуникации в менеджменте.docx

— 55.58 Кб (Скачать)
 
 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ   
 

    РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

    УНИВЕРСИТЕТ им. А.И.ГЕРЦЕНА 

    Факультет управления 

    Кафедра социального менеджмента 
 

    КУРСОВАЯ  РАБОТА 

По дисциплине: Основы менеджмента 

Тема: Межличностные коммуникации. 
 
 

Выполнила                                                                           Научный руководитель

студентка                                                                               Чурилина И. Н.

4 курса, ЗМО 4-08 группы                                                              

Лактюшкина  Н.А. 

Подпись                                                                                    Подпись 

Дата  защиты  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Санкт-Петербург 

    2009 год 

Содержание

   Введение……………………………………………………………………….3

1.Коммуникации  в системе управления…………………………………………5

1.1.Место  и роль коммуникаций в системе  управления……………………….5

1.2. Понятие коммуникации:  аспекты, виды, элементы……………………….7

1.3.Информация, её  коммуникативные свойства……………………………...11

2. Коммуникационный  процесс………………………………………………...13

2.1. Анализ составляющих коммуникацинного процесса в организациях…..13

2.2. Коммуникацинный процесс: элементы, этапы, «шумы»…………………15

2.3. Коммуникационные  барьеры………………………………………………17

3. Совершенствование коммуникаций в организациях……………………….22 
Заключение………………………………………………………………………24

Литература……………………………………………………………………….25 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

   

   Введение

   По  общему признанию, коммуникации имеют  огромное значение для успеха деятельности предприятий и представляют одну из сложных проблем менеджмента. Любая организация независимо от ее ресурсов и характера производимой продукции пронизана огромным числом различных коммуникационных связей, через которые идут потоки информации.

   Роль  коммуникаций очевидна как на малых  фирмах, так и в мощных компаниях  и корпорациях. От эффективности  коммуникационных связей и взаимодействий зависит будущее не только предприятия, но также и людей, работающих на данном предприятии, а на глобальном уровне и благополучие всей страны в целом. 
     Опыт показывает, что эффективность коммуникаций зависит, прежде всего, от психологического настроя коллектива. Там где руководитель использует метод «кнута и палки» наблюдается нервозность и разрозненность коллектива, а следствием этого - плохая производительность труда, высокая текучесть кадров, отсутствие инициативности, постоянные сплетни, зависть и т.п. Все эти факты не могут привести ни к чему другому кроме затухания предприятия и в конечном итоге даже банкротству. 
Однако если руководитель проводит собрания в коллективе, где обсуждаются те или иные проблемы развития, применяет методы поощрения за инициативу, труд и т. п., создает условия для свободного выражения своего мнения, пусть даже не совпадающего с мнением руководства, то в этом случае персоналу легко работать на данном предприятии. Люди осознают в этом случае свою значимость и стараются использовать весь свой потенциал и интеллект для достижения процветания организации. На таком предприятии сотрудники уверены в своем будущем, в том, что их проблемы можно открыто обсудить на собрании, внести какие-то идеи, за которые они будут морально и материально вознаграждены. Таким предприятиям легче вынести экономические и политические кризисы в стране, т. к. в сплоченном коллективе сотрудники будут помогать друг другу пережить трудности. 
      Под коммуникацией можно понимать "обмен информацией" между двумя и более людьми. Поскольку основной задачей руководителя является координация усилий работников, то ясно, что для эффективной совместной работы необходимы эффективные коммуникации.

   Тема  моей курсовой работы посвящена коммуникациям - тому, в чем каждый участвует  ежедневно, но лишь немногие делают это  достаточно согласованно.

   Коммуникация - это сложный процесс, состоящий  из взаимозависимых шагов, каждый из этих шагов очень нужен для  того, чтобы сделать наши мысли понятными другим лицам. Каждый шаг - это пункт, в котором, если мы будем небрежны и не будем думать о том, что делаем, - смысл может быть утрачен.

   Тема  данной курсовой работы, на мой взгляд, является достаточно актуальной в современном  мире.

   Хотя  эффективный обмен письменной информацией, компьютерное обеспечение информацией  имеют преобладающее значение в  организациях, я считаю, что ничто  не сможет заменить личное общение. При  межличностных коммуникациях можно  устранить преграды, возникающие  в процессе передачи информации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Коммуникации  в системе управления.
 

   Неоднократно  проведенными социологическими исследованиями установлено, что люди, повседневно  занимающиеся управленческой деятельностью, от 50 до 90 % всего своего времени затрачивают  на коммуникации. На первый взгляд это  может показаться невероятным, но становится хорошо понятным, если учесть, что руководитель должен быть постоянно включен в  коммуникационные процессы, чтобы реализовать  свои роли и задачи в межличностных  отношениях, в информационном обмене со множеством людей, в процессе принятия решений, не говоря уже о чисто  управленческих функциях, воплощаемых  в планировании, организации, мотивации  деятельности и контроле за нею. Вследствие этого коммуникация является основным и связующим процессом в осуществлении  управленческой деятельности. 

   1.1.Место  и роль коммуникаций в системе  управления. 

   Коммуникация (от лат. - сообщение, передача) - это  процесс обмена сообщениями, информацией  между различными личностями, их социальными  группами, общностями, организациями.

   Коммуникация  между отдельными людьми, их группами, организациями, государствами, культурами осуществляется в процессе общения  как обмен специальными знаковыми  образованиями (сообщениями), в которых  отображены мысли, идеи, знания, опыт, навыки, ценностные ориентации, программы деятельности общающихся сторон.

   Выделяя важную конструктивную роль коммуникации в становлении и развитии человеческой деятельности, в функционировании социальных систем, выдающийся американский социолог Т.Парсонс подчеркивал, что "удивительная сложность систем человеческой деятельности невозможна без относительно стабильных символических систем", а последние  создаются и функционируют только благодаря процессам коммуникации. Дело в том, что ситуация двух участвующих  во взаимодействии лиц никогда не бывает идентичной, поэтому без способности  к абстрагированию значений от отдельных  частных ситуаций и введения этих абстрактных символов, значений, норм в символическую систему культуры, "коммуникация была бы невозможной". Сам же коммуникативный процесс  включает в себя взаимный обмен символами, значениями, информацией между двумя  и большим количеством личностей, каждая из которых выступает в  качестве автора-субъекта социального  действия. Каждый автор стремится  определенным образом воздействовать на реципиента стимулировать в некотором  смысле ответный результат, т.е. на человека, которому адресовано сообщение, с целью испытать чувство, оценку, действие и т.п. "Поскольку коммуникация является частью социального процесса, постольку, - пишет Т. Парсонс, - личности действуют в рамках роли, природа которой зависит от ее отношений с актуальными и реальными реципиентами сообщения, и от источников, из которых она получает коммуникативное содержание".

   Итак, согласно Т. Парсонсу, в процессе коммуникации взаимодействуют несколько элементов. Они таковы:

   - действие автора и/или носителя сообщения;

   - ответная реакция реципиента;

   - содержание коммуникативного процесса;

   -взаимные роли, связывающие между собой участников коммуникативного взаимодействия.

   Коммуникационный  процесс представляет собой необходимую  предпосылку становления, развития и функционирования всех социальных систем, потому что именно он обеспечивает связь между людьми и их общностями, делает возможной связь между  поколениями, накопление и передачу социального опыта, его обогащение, разделение труда и обмен его  продуктами, организацию совместной деятельности, трансляцию культуры. Именно посредством коммуникации осуществляется управление, поэтому она представляет в добавление ко всему сказанному и социальный механизм, с помощью  которого возникает и реализуется  власть в обществе.

   Чем сложнее и разветвлённее становится деятельность общества, социальных организаций  и институтов и чем больше в  связи с этим накапливается объем  информации - научной, художественной, политической, бытовой и т.п., тем  более важную роль в процессах  управления начинает играть социальная коммуникация. Особую значимость она  приобретает в современных условиях, когда осуществляется подлинная  информационная революция - стремительное, количественное и качественное преобразование информационной сферы, сопровождающееся коренной трансформацией не только технической, но и социальной, социокультурной  основы складывающегося в нашу эпоху  постиндустриального, информационного  сообщества, базирующегося на многосторонней и многоярусной системе планетарных  коммуникационных процессов. На приоритетные позиции в мире начинают выходить не те страны, которые производят наибольшее количество вооружения или извлекают  из земли наибольшее количество энергетических и иных ресурсов, а те, которые, опираясь на новейшие научные и технические  идеи, реализуя их в разнообразных  потоках информации и соответствующих  технических средствах, движутся быстрее  других в создании и эффективном использовании коммуникационных систем и сетей, в их практическом применении в процессах управления.

   Коммуникация  представляет собой сложный многокомпонентный  процесс. Основными его компонентами являются:

   - субъекты коммуникационного процесса - отправитель и получатель сообщения (коммуникатор и реципиент);

   - средства коммуникации - код, используемый для передачи информации в знаковой форме (слова, картины, графики, ноты и т.п.), а также каналы, по которым передается сообщение от коммуникатора к реципиенту (письмо, телефон, радио, телеграф и т.п.);

   - предмет коммуникации (какое-то явление, событие и т.п.) и отображающее его сообщение (статья, радиопередача, телевизионный сюжет и т.д.);

   - эффекты коммуникации - выраженные в изменении внутреннего состояния субъектов коммуникационного процесса, в их взаимоотношениях или в их действиях последствия коммуникации.

   Социальная  коммуникация в процессе своего осуществления  решает четыре основных взаимосвязанных  задачи:

   - интеграцию отдельных индивидов в социальные группы и общности, а последних - в единую и целостную систему общества;

   - внутреннюю дифференциацию общества, составляющих его групп, общностей, социальных организаций и институтов;

   - отделение и обособление общества и различных групп, общностей друг от друга в процессе их общения и взаимодействия, что приводит к более глубокому осознанию ими своей специфики, к более эффективному выполнению присущих им функций; создание предпосылок и основных компонентов для подготовки, принятия и осуществления управленческого решения.      

   1.2. Понятие коммуникации:  аспекты,  виды, элементы. 

   Слово коммуникация происходит от латинского communico «делаю общим, связываю, общаюсь». Наиболее близким к нему по значению является русское слово общение.

   Коммуникация  выполняет жизнеобеспечивающую  роль не только для каждого отдельного человека, но и в организации.

   Главная цель коммуникации - обмен информацией различного рода. Обмен информацией осуществляется с помощью языка. Хотя очевидно, что обмен информацией и общение происходит не только с помощью языка. С древнейших времен в человеческом обществе использовались дополнительные средства общения и передачи информации, многими из которых существуют до сих пор. (Примеры: свист, язык цветов, дорожные знаки и пр.).

   Используя язык, менеджер устанавливает контакт  с клиентами и подчиненными, мотивирует на выполнение тех или иных действий, выражает свое отношение.

Информация о работе Межличностные коммуникации в менеджменте