Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:26, курсовая работа
Тема данной курсовой работы, на мой взгляд, является достаточно актуальной в современном мире.
Хотя эффективный обмен письменной информацией, компьютерное обеспечение информацией имеют преобладающее значение в организациях, я считаю, что ничто не сможет заменить личное общение. При межличностных коммуникациях можно устранить преграды, возникающие в процессе передачи информации.
Введение……………………………………………………………………….3
1.Коммуникации в системе управления…………………………………………5
1.1.Место и роль коммуникаций в системе управления……………………….5
1.2. Понятие коммуникации: аспекты, виды, элементы……………………….7
1.3.Информация, её коммуникативные свойства……………………………...11
2. Коммуникационный процесс………………………………………………...13
2.1. Анализ составляющих коммуникацинного процесса в организациях…..13
2.2. Коммуникацинный процесс: элементы, этапы, «шумы»…………………15
2.3. Коммуникационные барьеры………………………………………………17
3. Совершенствование коммуникаций в организациях……………………….22
Заключение………………………………………………………………………24
Литература……………………………………………………………………….25
С
помощью профессионального
Два аспекта коммуникаций:
Коммуникации являются не только необходимым условием и следствием всякой деятельности - они отражают одну из ценностей человека. Не случайно говорят, что самой большой ценностью человека в жизни является общение. Циркулирующая в обществе информация, к созданию которой приложил руку человек, называется социальной. Источником социальной информации является человеческая деятельность.
По мнению американских исследователей Р. Акоффа и Ф. Эмери информацию по типу производимых ею изменений можно разделить на:
- сообщения информирующего характера;
- сообщения инструктирующего характера;
- сообщения мотивирующего характера.
Очевидно,
что множество сообщений
Коммуникации проявляются, главным образом, в наличии информационных связей. Если они нарушены или их нет вообще, нет и не может быть коммуникации.
Информация
- это необходимое условие
Эти два аспекта коммуникации - информационный и личностный - необходимо обязательно учитывать в менеджменте.
Управление не только опирается на коммуникации, но и создает коммуникации.
При формировании и управлении коммуникациями необходимо определить, к какому виду относятся коммуникации.
Виды коммуникаций:
Коммуникации отражают различные виды интересов, определяющих результаты деятельности человека.
В связи с этим можно выделить коммуникации социально-психологического, организационного и экономического характера. На формировании этих коммуникаций строится система стимулирования и мотивации.
Внешние коммуникации - коммуникации между организацией и внешней средой. Факторы внешней среды очень сильно влияют на деятельность организации.
Организации пользуются разнообразными средствами для коммуникаций с составляющими своего внешнего окружения. С имеющимися и потенциальными потребителями они сообщаются с помощью рекламы и других программ продвижения товаров на рынок. В сфере отношений с общественностью первостепенное внимание уделяется созданию определенного образа, имиджа организации на местном, общенациональном или международном уровне. Организация, где есть профсоюз, должна поддерживать связь с законными представителями лиц, работающих по найму. Если профсоюз в данной организации отсутствует, она может общаться со своими работниками ради того, чтобы профсоюз не появился. Это лишь немногие примеры из всего разнообразия способов реагирования организации на события и факторы внешнего окружения.
Внутренние коммуникации - коммуникации внутри организации между различными уровнями и подразделениями. Они могут быть формальными и неформальными.
Одноканальные и многоканальные коммуникации. Каждый человек имеет разнообразные интересы, которые и определяют множественность его коммуникаций. Но в определенной деятельности человека его интересы могут сводиться к одному типу связей. Это бывает при очень узкой специализации деятельности или очень ограниченных полномочиях. Одноканальные коммуникации часто выступают в виде явной и намеренно выделенной приоритетности проблемы в комплексе действий менеджера. Многоканальные коммуникации свидетельствуют о широте подхода к проблематике управления, разнообразии решаемых проблем.
Коммуникации могут быть устойчивыми и неустойчивыми. И тот, и другой вид может играть различную роль в управлении. В одном случае позитивное значение имеют устойчивые коммуникации, в другом, напротив, неустойчивые. Всё зависит от того, как те или иные коммуникации определяют качество управленческого решения.
Конечно, понятие устойчивости коммуникаций носит условный характер. Но каждый менеджер знает, какие связи ему мешают в работе и какие способствуют, какие устойчиво мешают, а какие могут быстро и безболезненно исчезнуть.
Коммуникации формальные и неформальные. Канал неформальных коммуникаций можно назвать каналом распространения слухов. Поскольку по каналам слухов информация передается много быстрее, чем по каналам формального сообщения, руководители пользуются первыми для запланированной утечки и распространения определенной информации или сведений типа «только между нами». В этом случае доверенным лицом выступает обычно секретарь или ассистент: известно, что во время неформального общения после работы или в перерывах, в «курилках», секретари часто обмениваются информацией, особенно, когда речь идет о вопросах, касающихся изменения внутрифирменной организации деятельности или перемещениях в штате. Исследования показывают, что информация, передаваемая по каналам неформального сообщения, то есть слухи, чаще оказывается точной; 80-99% слухов точны в отношении непротиворечивой информации о самой компании. Уровень точности, как правило, меньше, когда речь идет о личной или о сильно эмоционально окрашенной информации. Кроме того, независимо от точности все свидетельствует в пользу влиятельности слухов, будь их воздействие положительным или отрицательным.
Формальные коммуникации - коммуникации, которые определяются организационной структурой предприятия, взаимосвязью уровней управления и функциональных отделов. Чем больше уровней управления, тем выше вероятность искажения информации, так как каждый уровень управления может корректировать и отфильтровывать сообщения.
По
условию возникновения и
Элементы коммуникации
Согласно М.Х. Мескону [15], основная цель коммуникационного процесса обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, то есть сообщений. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвовавших в обмене людей. Чтобы лучше понимать процесс обмена информацией и условия его эффективности, следует иметь представление об элементах и этапах процесса.
В процессе обмена информации можно выделить четыре базовых элемента:
- отправитель - лицо, генерирующее идеи или собирающее и передающее информацию;
- сообщение - собственно информация, закодированная с помощью символов;
- канал - средство передачи информации;
- получатель - лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.
При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача - составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это сложно, так как на каждом этапе смысл сообщения может быть искажен или полностью утрачен.
В
практике менеджмента разработаны
специальные формы деловых
1.3.Информация,
её коммуникативные свойства.
Информация - предмет труда в процессе управления; является средством коммуникации между людьми. Информация, используемая для коммуникационного управления, подразделяется на: базовую, формируемую независимо от данной управленческой задачи; текущую, регулярную или разовую, специально собираемую для данной управленческой задачи. Текущая информация, в свою очередь, подразделяется на: документированную, фиксируемую в документах (счетах, учетных, бухгалтерских и других документах); недокументированную (телефонные разговоры, совещания, межличностные контакты, сплетни и т. д.) По аспектам коммуникационного управления информация классифицируется на экономическую, организационную, социальную, техническую. Развитие информационных потребностей организаций существенно видоизменило требования к информационному обеспечению коммуникационных процессов.
Информационные
технологии могут сделать вашу жизнь
как более легкой, так и более
трудной. Все зависит от вашего отношения
к ней. Для того чтобы информация
пронизывала организацию и
Как управлять информацией, находящейся как внутри организации, так и вне ее? Управленческое воздействие возможно, если информация перемещается в организации по заданной траектории для реализации определенной цели. Это перемещение возможно при обоснованном выборе носителей управленческой информации.
Возможность
использования информации как технологической
основы менеджмента может быть реализована
только в том случае, если есть ее
целенаправленное движение в организации.
А это возможно, если информация принимается,
понимается и воспринимается. Такую интегрирующую
роль информации в менеджменте выполняет
коммуникация.
2.
Коммуникационный процесс.
Из-за
отсутствия каких-либо навыков может
возникнуть непонимание, на любом из
этапов появляются специфические коммуникационные
барьеры - на уровне как межличностных,
так и организационных коммуникаций, негативно
влияющие на управление организацией.
2.1.
Анализ составляющих коммуникацинного
процесса в организациях.
Люди обмениваются информацией,
то есть вступают в коммуникационный процесс
на самых разных уровнях и используя различные
виды коммуникаций. Они общаются в группах,
выступают на собраниях /«летучках», «планерках»/,
читают корреспонденцию, пишут письма,
составляют записки и отчеты, общаются
по телефону, по факсу, электронную почту,
просматривают и пишут сами видеоленты,
делают рекламу и т.д. - любой из этих способов
общения вписывается в определенный вид
/тип/ коммуникаций:
1. с внешней средой - с
государственными и негосударственными
службами, правоохранительными органами,
потребителями, конкурентами, посредниками,
кредиторами, рынком труда и т.д.
2. межуровневые /вертикальные/
- внутри организации, сверху вниз и снизу
вверх, или по нисходящей и по восходящей;
По нисходящей сообщается информация
о текущих задачах, изменении приоритетов,
конкретных заданиях, рекомендуемых процедурах
и т.д. По восходящей - подается сигнал
«на верх» о возникших проблемах, об открывшихся
эффективных методах работы /о «рационализме
снизу»/, об атмосфере в коллективе;
3.
горизонтальные - обмен информацией между
различными отделами для согласования
действий /программ, уровня требований/,
для консультирования или проведения
совместных исследований.
Горизонтальные потоки сообщений в организации
имеют место чаще, чем вертикальные. Одна
из причин состоит в том, что люди более
всего расположены говорить свободно
и открыто с собеседниками - равными себе,
чем, например, с «начальством». Горизонтальный
обмен информацией менее подвержен искажениям,
т.к. у работников одного ранга взгляды
совпадают чаще, да и информация носит
в основном координационный характер,
тогда как у вертикальных /сверху - вниз/
- приказной, директивный, распорядительный.
4. неформальные - канал распространения
слухов. Такая информация передается намного
быстрее. Руководители, между прочим, так
же очень хорошо используют этот канал,
вуалируя его типичной оговоркой : «Только
между нами». За слухами закрепилась репутация
неточной информации /«болтовни»/, но на
практике оказывается, что такая информация
бывает более точной, чем официальная.
Одно из определений слухов,
принадлежащее американскому социальному
психологу Т. Шибутани, гласит, что это
«циркулирующая форма коммуникации»,
с помощью которой люди, находясь в неоднозначной
ситуации, объединяются, создавая разумную
ее интерпретацию, сообща используя при
этом свои интеллектуальные возможности».
Каковы коммуникативные
параметры слуха?
Для «слуха» характерна однократная воспроизводимость
перед данным слушающим. Второй раз одному
и тому же человеку данный слух не пересказывается.
Слух обязательно подвергается дальнейшей
циркуляции /слушающий затем становится
говорящим и передает этот слух дальше/.
Такой тип сообщений можно назвать самотрансляционным.
Практически слухам невозможно противодействовать,
т.к. они не имеют «авторства», они анонимны.
К этому типу сообщений относятся также
и анекдоты и сплетни. Если к анекдотам
/«байкам»/ можно отнестись с известной
долей юмора, терпения или просто проигнорировать,
то сплетни должны осуждаться и пресекаться
решительно, как руководителем, так и сотрудниками.
Теоретики и практики менеджмента
давно ломают голову над тем, как сочетать
формальные и неформальные виды коммуникации,
горизонтальные и вертикальные каналы
связи, чтобы без ущерба морально-психологическому
климату и при должном почтении к иерархической
структуре коммуникации добиться скорейшего
донесения информации и, следовательно,
быстрых действий, направленных на решение
поставленных руководителем задач.
В частности прибегают
к использованию двух различных моделей
коммуникационных сетей - централизованных
/идущих непосредственно от «начальника»/
и децентрализованных /распространяемых
по замкнутой цепочке/. Используются даже
различные коммуникативные типы. В их
числе:
а) «сторож» /обычно в этой роли
выступает секретарь/;
б) «пограничник»- человек, который
близок к административной «верхушке»;
как правило, он «в курсе всех дел»;
в) «связной»- человек, способный
быстро синтезировать информацию, слышать
больше, чем сказано, и передавать одной
группе другой, используя собственные
каналы связи;
г) «лидер мнений»/ шутливо - «местный
оракул», «эксперт»/ - может своими суждениями
/прогнозами, оценками/ повлиять на позиции
колеблющихся, сформировать у них определенные
установки и более того подвигнуть на
адекватные действия.
2.2. Коммуникацинный процесс: элементы,
этапы, «шумы».
Итак, совершенно очевидно,
что коммуникационный процесс - это обмен
информацией между двумя или более людьми.
Основная цель этого процесса - обеспечение
понимания информации, являющейся предметом
обмена, понимание сообщений. Руководитель
сообщает что-то подчиненному, и тот, в
свою очередь, должен сообщить, как он
понял поставленную перед ним задачу;
он обязан как бы «вернуть» посланную
информацию отправителю, показать ее «качество».
Следовательно, в процессе обмена
информацией можно выделить четыре базовых
элемента:
1. отправитель - лицо, генерирующее
идеи или собирающее информацию и передающее
ее;
2. сообщение - собственно информация,
послание, закодированное с помощью символов;
3. канал - средство передачи информации;
4. получатель - лицо, которому предназначена
информация и которое интерпретирует
ее.
Этапы передачи информации
Отправитель решает, какое сообщение сделать
предметом обмена. Как правило, на этом
этапе начинаются первые затруднения:
руководитель пытается передать идею,
концепцию, не преобразовав ее в слова,
не беря во внимание такие факторы, как
цель послания, возможности получателя,
сложившаяся обстановка, личностный смысл
/эмоциональная окраска/ послания. Таким
образом, идея должна быть, прежде всего,
адекватна цели, контингенту получателя,
обстоятельствам и настроению.
2.Кодирование и выбор канала.
Чтобы идея стала сообщением, необходимо
закодировать ее с помощью символов - слов,
интонации, жестов. Типу символов должен
соответствовать канал передачи информации:
речь, письменные материалы, рисунки, схемы,
чертежи, графики, а также телефон, электронная
почта, факс, видеоленты и т.д.
Можно отправить одну депешу
всему коллективу, можно - каждому персонально.
Желательно использовать несколько каналов
одновременно /например, устное и письменное
сообщения/. Однако без крайней необходимости
увлекаться письменными коммуникациями
не следует, чтобы не увеличить потоки
бумаг.
Кодировка, донесение информации до получателя
- это чисто физическая передача сообщения,
но это еще не процесс коммуникации.
Получив сообщение, адресат
декодирует /дешифрует/ его. В процессе
декодирования происходит превращение
символов отправителя в мысли получателя.
Если символы отправителя и получателя
совпадают, получатель осознает идею отправителя.
Если реакции на идею не требуется, процесс
обмена информации на этом должен завершиться.
Но понимание идеи получателем может быть
иным, чем у отправителя. С точки зрения
отправителя, обмен информацией следует
считать эффективным, если получатель
продемонстрировал понимание идеи, произведя
действия, которые ждал от него автор послания.
Для подтверждения /неподтверждения/ ожидаемого
результата необходима обратная связь,
при которой отправитель и получатель
меняются местами. Теперь получатель становится
отправителем ответного сообщения, которое
в обратном порядке проходит все стадии
коммуникативного процесса.
Информация о работе Межличностные коммуникации в менеджменте