Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 16:11, контрольная работа
В течение полутора века нефть находится постоянно в эпицентре международной политики, представляя собой надежный источник благосостояния и политической силы государств. Начиная с зарождения международной торговли нефтью в начале XX века, выхода нефтяных монополий на международную арену, на мировом рынке можно выделить четыре этапа его развития: до 1947 года; с 1947 по 1971 годы; с 1971 по 1986 годы; с 1986 года по настоящее время.
Первые три этапа характеризуются картельным принципом ценообразования, однако на разных этапах это были разные картели с разным составом участников. Цены на нефть устанавливались преимущественно компаниями-участниками, поскольку на долю свободного рынка независимых производителей приходилось всего около 5%. В интересах потребителей нефти они удерживали цены на устойчиво низком уровне около 2долларов за баррель.
Добыча нефти в основном производилась в развивающихся странах арабского региона (73%), тогда как основное потребление нефти происходило в развитых странах, членах ОЭСР (72%). В этот период имела место, в основном, горизонтальная конкуренция между отдельными компаниями Картеля, с одной стороны, и независимыми компаниями на рынках материнских стран - с другой. Вертикальной конкуренции между отдельными подразделениями этих компаний практически не было. На протяжении первых трех этапов использовались три вида цен: трансфертные, справочные и рыночные.
1. Мировые биржевые рынки энергоносителей 2
2. Украина на международном рынке химических товаров 8
3. Практическое задание 13
Список использованных источников 19
В Украине недостаточно освоенных собственных запасов нефти, что сказалось на отсутствии сырья для нефтехимического производства, производства пластмасс и полимеров. В итоге большинство НПЗ уже в собственности российского капитала, который также распоряжается мощностями по переработке органических веществ, полимеров и пластмасс.
Что
касается сложных химических продуктов,
красителей, клеев, ферментов, композитов
и группы товаров из средств защиты
растений, то они занимают 11-14% рынка
химической продукции. Львиную долю
в потреблении товаров
К сожалению, хорошие позиции в экспорте зачастую связаны с дешевизной сырья и энергоносителей, рабочей силы; огромную роль играет территориальное расположение Украины, транспортная инфраструктура, связь, стабильность валюты, развитие рынка финансовых услуг. С другой стороны, Украина зарекомендовала себя как хороший, ответственный, партнер. Несмотря на то, что производственная база украинских химических комплексов была основана еще в первой половине ХХ века, за счет постоянного обновления, капитальных и текущих ремонтов все заводы находятся в хорошем состоянии. Об этом говорят стабильные показатели работы предприятий по итогам года. Мощности предприятий загружены, как правило, на 60-80%. Полная загрузка мощностей возможна лишь после капитальной модернизации и при условии достаточно развитой транспортной инфраструктуры, благоприятной конъюнктуры рынка.
Химическая промышленность Украины в большей степени ориентирована на промышленных потребителей, аграрный сектор, экспорт. Наибольшим спросом украинская химическая продукция пользуется у аграриев и переработчиков сельскохозяйственной продукции, закупающих как удобрения, средства защиты растений, так и упаковку, полимеры. Кроме того, украинская химическая продукция используется как полуфабрикат в металлургии, легкой и текстильной промышленности, фармацевтике.
Занимаемый Украиной потребительский сектор стабилен и даже развивается. Как поставщик сырья для промышленности химическая отрасль Украины очень зависит от внешнеэкономических факторов, конъюнктуры рынка конечных продуктов, цен на энергоносители.
Украинская
химическая промышленность с момента
распада СССР была экспортно-ориентированной.
Несмотря на значительную энергетическую
и сырьевую зависимость от России,
Украина успешно конкурировала с ней на
мировом рынке. Конкурентными преимуществами
являются: территориальное расположение;
наличие мощных и относительно современных
химических заводов; транспортная инфраструктура,
железная дорога и порты;
согласованность действий предприятий,
локальность и компактность концентрации
производства. Основными экспортными
продуктами остаются минеральные удобрения
и неорганическая химическая продукция.
В структуре экспорта группа 31 (удобрения)
занимает 26-28%. Украина, по-прежнему, остается
одним из ведущих мировых экспортеров
азотных удобрений.
Основными импортными продуктами являются полимеры и пластмассы (46% импорта), меньшие равные доли имеют товары органической химии, средства защиты растений и каучуки (11-12%). Темпы роста импорта снижаются, возможно, уже в конце года украинское производство некоторых полимеров восстановится и будет наращиваться. В Украине неудовлетворительными темпами развивается переработка полимерной продукции, учитывая необеспеченность собственным сырьем для полимеров, единственным способом импортозамещения является развитие производственной базы переработчиков.
Можно сделать выводы, что химическая промышленность Украины, выжив после распада Союза и удержавшись на мировом рынке, имеет устоявшиеся связи с другими отраслями народного хозяйства, хорошую репутацию на мировом рынке (относительно экспортных товаров) и высокий рейтинг инвестиционной привлекательности. Особенно хорошо это видно по уровню внутренних цен, тенденциям на мировом рынке, растущему импорту большого спектра полимеров, каучуков, пластмасс.
Подорожание газа существенно ослабит позиции украинской химической промышленности, однако, усилив интеграционные процессы, Украина может занять достойное место в числе европейских производителей химических товаров. Стоит также отметить, что химическая промышленность зачастую является экологически небезопасной, что приводит к тому, что многие развитые страны размещают и развивают производство химических товаров в развивающихся странах (к которым относится Украина).
В ближайшие пять лет в Украине будет проходить период становления, глобальной модернизации и реконструкции химической промышленности. Это может вызвать временное ослабление присутствия на мировом рынке, однако, учитывая абсолютные и относительные преимущества Украины, химическая промышленность станет одной из наиболее прибыльный и перспективных отраслей.
3. Практическое задание
Предприятие
имеет возможность
№ варианта | Оценка рынков по определенным критериям (в баллах) | |||||||||||||||||||||||
Емкость рынка | Имидж фирмы | Продолжительность освоения рынка | ||||||||||||||||||||||
A | B | C | D | E | F | G | H | A | B | C | D | E | F | G | H | A | B | C | D | E | F | G | H | |
15 | 5 | 6 | 8 | 6 | 6 | 4 | 5 | 4 | 4 | 8 | 5 | 4 | 5 | 5 | 6 | 6 | 7 | 5 | 6 | 5 | 4 | 3 | 5 | 6 |
Среднее значение | 5,5 | 5,375 | 5,125 |
Для изучения рынков предлагается использовать методы, в которых применяются относительные метрики и способ кластер-анализа. Этот способ обладает следующими особенностями: отличается простотой и надежностью; позволяет классифицировать объекты с заданной степенью однородности; является основой для реализации простейшего метода дискриминантного анализа.
Классификация рынков осуществляется по следующему алгоритму.
1. Рассчитаем пороговый коэффициент (Кj):
а) по каждому из критериев определим показатель вариации (В) как отношение размаха вариации (разность между крайними значениями) к средней величине критерия:
где Вi – показатель вариации по i-му критерию;
Xij – значение i-го критерия на j-м рынке;
k – количество рынков.
В1 = (8 – 4) / 5,5 = 0,727; В2 = (8 – 4) / 5,375 = 0,744; В3 = (7 – 3) / 5,125 = 0,780
б) выявим критерий с наибольшим значением показателя вариации. В нашем случае это критерий 3;
в) по критерию с
наибольшим значением показателя вариации
определим отношение
3 / 7 = 0,4
По величине этого отношения определим пороговый коэффициент. Если оно выше 0,5, то пороговый коэффициент равен рассчитанному отношению, если ниже - на уровне 0,5, так как при значении ниже 0,5 классифицируемые объекты более далеки, чем близки. В нашем примере пороговый коэффициент устанавливается на уровне 0,5 (Кj = 0,5).
Пороговый коэффициент показывает, что классифицируемые рынки по всем критериям близки не менее чем на величину этого коэффициента. Так если Кj = 0,5, то это означает, что входящие в группу рынки близки не менее чем на 50 процентов.
2.
Осуществим оценку близости
где min(Xi), max(Xi) – минимальное и максимальное значение i-го критерия по двум рынками.
Рассчитаем Кi для рынков А и В по критерию 1:
К1 = 5 / 6 = 0,83
3.
Рассчитаем интегральный
где n – количество критериев.
Рассчитаем интегральный коэффициент близости для рынков А и G:
Ii = (5/5 + 4/6 + 5/7) / 3 = 0,794
Отметим, что между рынками, по которым хотя бы один из индивидуальных коэффициентов ниже порогового, интегральные коэффициенты не рассчитываются, а эти рынки не объединяются в одну группу, поскольку данные рынки по соответствующему критерию больше далеки, чем близки. По этим рынкам расчет интегрального коэффициента нецелесообразен, так как неоднородные рынки (в соответствии с равноправием критериев) не следует объединять в одну группу.
4. Осуществим первичную группировку рынков. Рассчитанные интегральные коэффициенты занесем в матрицу 1 (табл. 3.2.).
Матрица 1
Рынки | A | B | C | D | E | F | G |
B | 0,682 | ||||||
C | - | 0,736 | |||||
D | 0,849 | - | - | ||||
E | 0,735 | - | - | - | |||
F | - | - | - | 0,689 | - | ||
G | 0,794 | 0,861 | - | - | 0,822 | - | |
H | 0,775 | 0,750 | - | 0,722 | 0,722 | 0,778 | 0,878 |
В нашем примере объединяются рынки: B и G; G и H.
5. Произведем вторичную группировку рынков. Исходная информация для нее следующая (табл. 3.3.).