Методы управления персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 08:39, реферат

Описание работы

Методы управления — это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления
организацией. Различают: экономические, административно-правовые и социально-психологические методы управления, которые отличаются способами и результативностью воздействия на персонал.

Работа содержит 1 файл

курсовик по управлению персоналом.docx

— 59.82 Кб (Скачать)

За совершение административных правонарушений могут  устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

  • предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном письменном порицании физического или юридического лица;
  • административный штраф — денежное взыскание, которое может выражаться величиной, кратной минимальному размеру оплаты труда, стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения, сумме неуплаченных налогов и сборов, подлежащих уплате (размер административного штрафа, налагаемого на должностное лицо, недолжен превышать пятьдесят минимальных размеров оплаты труда, на юридическое лицо — одну тысячу минимальных размеров оплаты труда);
  • возмездное изъятие орудия совершения административного правонарушения;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права (например, управления транспортным средством);
  • административный арест;
  • дисквалификация — лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом(дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет).

Уголовная ответственность вступает в силу в случаях совершения преступлений, которые характеризуются как общественно опасные деяния в виде активных противоправных действий. Уголовная ответственность применяется к физическим лицам, устанавливается только судом и только на законных основаниях. Меры уголовной ответственности соответствуют характеру преступления. Наиболее часто встречающиеся в практике служб управления персоналом факты из числа уголовных преступлений связаны с посягательствами на личность и на собственность. Сюда относятся:

  • превышение власти и полномочий (мелкие хищения имущества, клевета, оскорбление, преследование за критику);
  • самоуправство (злоупотребление служебным положением, халатность, получение или дача взятки, должностной подлог);
  • нарушения законов о труде (увольнение беременной женщины или кормящей матери, похищение или подделка документов).
 

Административные  методы управления – мощный рычаг  достижения результатов поставленных целей в случаях, когда нужно  подчинить коллектив и направить  его на решение конкретных задач  управления. Идеальное условие их эффективности – высокий уровень  регламентации управления и трудовой дисциплины, когда управленческие воздействия  без значительных искажений реализуются  нижестоящими звеньями управления. Это  особенно актуально в больших  многоуровневых системах управления, к которым относятся крупные  предприятия.  

 В  последнее время понизилась роль  административных методов на  предприятиях. Ряд противоречивых  процессов в обществе также  препятствуют использованию административных  методов: это рост безработицы  и частичная занятость на предприятиях, значительная инфляция в течение  последних лет и несвоевременная  выплата заработной платы, развитие  бартерных сделок и низкая  дисциплина поставок ресурсов, превышение  темпов роста цен на потребительские  товары над темпами роста заработной  платы, утрату заводских традиций  и нарушение привычного уклада  жизни в семье.  

 Негативное  отношение части директорского  корпуса к работе в новых  условиях хозяйствования, отсутствие  чёткой стратегии развития предприятия,  современного маркетинга и высокой  корпоративной культуры привели  к появлению негативным методов  административного воздействия  на коллектив и снижению общего  эффекта от применения административных  методов воздействия на коллектив  и снижению общего эффекта  от применения административных  методов.   

Методы  при правильном применении образуют единую систему способов воздействия, связанных друг с другом 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

. Социально-психологические методы управления основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т.п.). Специфика Этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом. Социально-психологические методы базируются на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом их воздействия являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействие в процессе трудовой деятельности; психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека. Такое разделение достаточно условно, так как в современном общественном производстве человек всегда действует не в изолированном мире, а в группе разных по психологии людей. Однако эффективное управление человеческими ресурсами, состоящими из совокупности высокоразвитых личностей, предполагает знание как социологических, так и психологических методов.

Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.

Постановку  социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия труда и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов обеспечивает социальное планирование.

Социологические методы исследования, являясь научным  инструментарием в работе с персоналом, предоставляют необходимые данные для подбора, оценки, расстановки  и обучения персонала и позволяют  обоснованно принимать кадровые решения. Анкетирование позволяет  собирать необходимую информацию путем  массового опроса людей с помощью  специальных анкет. Интервьюирование предполагает подготовку до беседы сценария (программы), затем - в ходе диалога  с собеседником -получение необходимой  информации. Интервью - идеальный вариант  беседы с руководителем, политическим или государственным деятелем - требует  высокой квалификации интервьюера  и значительного времени. Социометрический метод незаменим при анализе  деловых и дружеских взаимосвязей в коллективе, когда на основе анкетирования  сотрудников строится матрица предпочтительных контактов между людьми, которая  также показывает и неформальных лидеров в коллективе. Метод наблюдения позволяет выявить качества сотрудников, которые подчас обнаруживаются лишь в неформальной обстановке или крайних  жизненных ситуациях (авария, драка, стихийное бедствие). Собеседование  является распространенным методом  при деловых переговорах, приеме на работу, воспитательных мероприятиях, когда в неформальной беседе решаются небольшие кадровые задачи.

Психологические методы играют важную роль в работе с персоналом, так как направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, образам и поведению, с тем чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач организации.

Психологическое планирование составляет новое направление  в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния  коллектива организации. Оно исходит  из необходимости концепции всестороннего  развития личности, устранения негативных тенденций деградации отсталой части  трудового коллектива. Психологическое  планирование предполагает постановку целей развития и критериев эффективности, разработку психологических нормативов, методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов. Целесообразно, чтобы психологическое  планирование выполняла профессиональная психологическая служба организации, состоящая из социальных психологов. К наиболее важным результатам психологического планирования следует отнести: формирование подразделений («команд») на основе психологического соответствия сотрудников; комфортный психологический климат в коллективе: формирование личной мотивации людей исходя из философии организации; минимизацию психологических конфликтов (скандалов, обид, стрессов, раздражения); разработку служебной карьеры на основе психологической ориентации работников; рост интеллектуальных способностей членов коллектива и уровня их образования; формирование корпоративной культуры на основе норм поведения и образов идеальных сотрудников.

Методы  управления персоналом можно также  классифицировать по признаку принадлежности к функциям управления (нормирования, организации, планирования, координации, регулирования, мотивации, стимулирования, контроля, анализа, учета). Более подробная  классификация методов управления персоналом по признаку принадлежности к конкретной функции управления персоналом позволяет выстроить  их в технологическую цепочку  всего цикла работы с персоналом. По этому признаку выделяются методы: найма, отбора и приема персонала; деловой  оценки персонала; социализации, профориентации и трудовой адаптации персонала; мотивации трудовой деятельности персонала; организации системы обучения персонала; управления конфликтами и стрессами, управления безопасностью персонала, организации труда персонала, управления деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала; высвобождения  персонала.

Цель психологических  методов - создание морально-психологического климата, способствующего активизации  деятельности индивида и повышения  степени удовлетворенности процессом  труда в коллективе, на предприятии.

Объектом психологических  методов на уровне предприятия является индивид, субъектом - руководитель.

К психологическим  методам относятся:

  1. методы формирования и развития трудового коллектива с учетом психологической и социально-психологической совместимости;
  2. методы гуманизации отношений между работниками и руководителями, соответствующие принципам социальной справедливости: стиль руководства, этика и культура управления;
  3. методы психологического побуждения (мотивации), формирующие у работников инициативу, предприимчивость, стремление к высокопроизводительному труду;
  4. методы профессионального отбора и обучения ориентированы на соответствие психологических характеристик человека выполняемой работе.

Выбор методов  во многом определяется компетентностью  руководителя, организаторскими способностями, знаниями в области социальной психологии.

Познание социально-психологических  и индивидуальных особенностей исполнителей дает руководителю возможность сформировать и принять оптимальный стиль  управления и тем самым обеспечить повышение эффективности деятельности предприятия за счет улучшения социально-психологического климата и повышения степени  удовлетворенности трудом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Социально-психологические  методы:

Значительная  роль в управлении персоналом отдается социально-психологическим методам  воздействия. Необходимость существования  этих методов обусловлена тем, что  менеджмент - это, в общем, координация  деятельности людей в процессе производства. Эффективность деятельности персонала  и управление им зависит, как и  от объективных факторов, так и  от субъективных, в том числе и  от социально-психологических (например, психологический климат в коллективе). Для результативного воздействия на коллектив необходимо знать моральные и психологические особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов, но ещё и осуществлять управляющее воздействие. Для этого и необходимы социально-психологические методы воздействия.

Социально-психологические  методы управления персоналом - это  совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения  и связи, возникающие в трудовых коллективах. Эти методы специфичны, а именно их особенность заключается  в том, что используются в значительной доле неформальные факторы, интересы группы, коллектива, в процессе управления персоналом.

Создание в  производственном коллективе такой  ситуации, которая ориентирует каждого  работника на раскрытие всех своих  потенциальных возможностей и тем  самым способствует повышению эффективности  производства - это и есть цель этих методов управления. Социально-психологические  методы управления предполагают изучение социальных и психологических условий  труда в производственных коллективах, их влияния на состояние личности, а через нее - на результаты производственной деятельности. В основе этих методов  лежат законы социологии и психологии.

Таким образом  эти виды методов делятся на социологические  и психологические.

Социологические методы управления служат для оценки места и назначения сотрудников в коллективе, для выявления неформальных лидеров и обеспечения им поддержки, использования мотивации персонала для достижения конечного результата труда, предупреждения межличностных конфликтов в коллективе и также для обеспечения эффективных коммуникаций. К числу социологических методов управления персоналом относят моральное стимулирование (а точнее использование мотиваций сотрудников), социальное планирование, социологические исследования, оценку личностных качеств, партнерство, соревнование, управление конфликтными ситуациями.

Информация о работе Методы управления персоналом