Методы управления персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 08:39, реферат

Описание работы

Методы управления — это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления
организацией. Различают: экономические, административно-правовые и социально-психологические методы управления, которые отличаются способами и результативностью воздействия на персонал.

Работа содержит 1 файл

курсовик по управлению персоналом.docx

— 59.82 Кб (Скачать)

1. Методы управления  персоналом.

1.1. Экономические методы.

     Методы  управления — это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления 
организацией. Различают: экономические, административно-правовые и социально-психологические методы управления, которые отличаются способами и результативностью воздействия на персонал.

     Экономические методы управления персоналом - методы управления персоналом, основанные на материальном стимулировании коллективов  и отдельных работников.

     Экономические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Такие  методы осуществляют материальное стимулирование коллективов и отдельных работников, они основаны на использовании экономического механизма.         

 В  советский период предметом регулирования  экономическими методами считались  централизованное планирование, хозяйственный  расчёт, заработная плата, т.е.  имело место узкое толкование  роли и места экономических  методов, что ограничивало диапазон  принимаемых решений и рычагов  регулирования на уровне предприятия.  Экономические методы должны  базироваться на товарно-денежных  отношениях рыночной экономики,  что вызывает необходимость нового  теоретического обоснования роли  экономических методов.

Плановое  ведение хозяйства: 1) свободное предпринимательство; 2) план экономического развития; 3) портфель заказов; 4) критерий эффективности; 5) конечные результаты.

      Плановое  ведение хозяйства является главным законом функционирования любого предприятия (организации), которое имеет чётко разработанные цели и стратегию их достижения. В рыночной экономике проявление экономических методов имеет иной характер, чем в административной экономике. Так, вместо централизованного планирования утверждается, что предприятия – свободный товаропроизводитель, который выступает на рынке равным партнёром других предприятий в общественной кооперации труда. План экономического развития является основной формой обеспечения баланса между рыночным спросом на товар, необходимыми ресурсами и производством продукции и услуг. Государственный заказ трансформируется в портфель заказов предприятия с учётом спроса и предложения, в котором госзаказ уже не имеет доминирующего значения.        

 Для  достижения поставленных целей  необходимо чётко определить  критерии эффективности и конечные  результаты производства в виде  совокупности показателей, установленных  в плане экономического развития. Таким образом, роль экономических  методов заключается в увязке  перечисленных выше категорий  и мобилизации трудового коллектива  на достижение конечных результатов.          

 Хозяйственный расчёт: 1) самостоятельность; 2) самоокупаемость; 3) самофинансирование; 4) экономические нормативы; 5) фонды стимулирования.

      Хозяйственный расчет является методом ведения хозяйства, основанным на соизмерении затрат предприятия на производство продукции с результатами хозяйственной деятельности (объём продаж, выручка), полном возмещении расходов на производство за счёт полученных доходов, обеспечении рентабельности производства, экономном расходовании ресурсов и материальной заинтересованности работников в результатах труда. Он позволяет сочетать интересы предприятия с интересами подразделений и отдельных работников. Самоокупаемость предприятия определяется отсутствием бюджетного финансирования и дотационности в покрытии убытков, т.е. оно полностью окупает свои затраты за счёт доходов и в случае длительной убыточности объявляется банкротом.        

Оплата  труда: 1) должностной оклад для служащих; 2) тарифная ставка для рабочих; 3) дополнительная зарплата; 4) вознаграждение; 5) премия.

      Оплата  труда является основным мотивом трудовой деятельности и денежным измерителем стоимости рабочей силы. Она обеспечивает связь между результатами труда и его процессом и отражает количество и сложность труда работников различной квалификации. Устанавливая должностные оклады для служащих и тарифные ставки для рабочих, руководство предприятия определяет нормативную стоимость рабочей силы с учётом средних затрат труда при его нормальной продолжительности.        

 Дополнительная  заработная плата позволяет учесть  сложность и квалификацию труда,  совмещение профессий, сверхнормативную  работу, социальные гарантии предприятия  в случае беременности или  обучения сотрудников и др. Вознаграждение  определяет индивидуальный вклад  работников в конечные результаты  производства в конкретные периоды  времени. Премия напрямую связывает  результаты труда каждого подразделения  и работника с главным экономическим  критерием предприятия – прибылью.         

 Руководитель  предприятия может с помощью перечисленных выше компонентов оплаты труда регулировать материальную заинтересованность работников с экономически возможными расходами на производство по статье «заработная плата», применять различные системы оплаты труда – сдельную или повременную, формировать материальные и духовные потребности работников и обеспечивать рост их жизненного уровня. Если руководитель чрезмерно жаден или расточительно щедр в оплате труда, то его перспективы не безоблачны, т.к. в первом случае работники «разбегутся», а во втором доживут до разорения предприятия.         

 Рабочая сила: 1) рынок труда; 2) спрос (потребность); 3) наличие (численность); 4) стоимость рабочей силы; 5) уровень жизни.

      Рабочая сила является главным элементом любого трудового процесса, обеспечивающим переработку предметов труда с помощью средств труда в конечный продукт. Это всегда главная ценность любого предприятия или организации.        

 Рынок  труда является неотъемлемой  частью рыночной экономики и  представляет собой совокупность  экономических отношений, складывающихся  в сфере обмена.         

 Одной  из составляющих на рынке труда,  наряду со спросом и предложением, является цена на рабочую силу. Оплачивая рабочую силу как  дорогой товар, собственник стремиться  наиболее эффективно её использовать. И здесь на первый план выступают  экономические факторы, которые  заставляют руководителей и организаторов  производства уделять первостепенное  внимание устранению простоев, потерь  рабочего времени, обеспечению  соответствующего уровня производства, труда и управления. Эффективное  использование рабочей силы требует,  чтобы этот дорогой товар находился  в работоспособном состоянии.  Следовательно, необходимо заниматься  условиями труда и быта работников, постоянно развивать их способность  к труду путём непрерывной  системы подготовки и переподготовки  кадров, повышения их квалификации. Всё это увеличивает цену на  рабочую силу.        

 Важное  значение имеют стоимость рабочей  силы и уровень жизни. Стоимость  рабочей силы является денежным  мерилом оплаты труда и в  рыночных условиях определяется  путём спроса и предложения.  Однако стоимость рабочей силы  не может быть ниже прожиточного  минимума, умноженного на число  членов семьи работника; в противном  случае происходит деградация  трудящихся. Поэтому руководитель  предприятия должен заботиться  о неуклонном росте уровня  жизни своих работников – главном  факторе роста материальных и  духовных потребностей.        

 Рыночное ценообразование: 1) стоимость; 2) цена; 3) себестоимость; 4) доход; 5) прибыль.

Рыночное  ценообразование является регулятором товарно-денежных отношений и важным экономическим инструментом в соизмерении доходов и расходов, цены и себестоимости продукции. Стоимость товара отображает общественно необходимые затраты труда на производство и определяется отношением валовой стоимости товаров, произведенных в государстве за год, к количеству товаров.         

 Ценные бумаги: 1) акции; 2) облигации; 3) векселя; 4) кредитные карты; 5) дивиденды.

      Ценные  бумаги являются главным инструментом фондового рынка, неденежным эквивалентом имущественного права на собственность, реализация которого осуществляется путём их предъявления к оплате или продажи. Ценные бумаги – неотъемлемая часть развитого фондового рынка. Руководитель предприятия может использовать механизм ценных бумаг для достижения экономических интересов, роста благосостояния сотрудников и формирования корпоративных отношений.         

  Налоговая система: 1) на фонд оплаты труда; 2) подоходный налог; 3) НДС; 4) налог на прибыль; 5) прочие.

      Налоговая система  составляет важный экономический механизм пополнения казны государства путем взимания налогов с предприятий и граждан. Она задается государством, существует вне предприятия, оказывает непосредственное воздействие на персонал, но всегда оставляет руководителю поле для маневра даже в условиях фискальной системы налогообложения.        

 Формы собственности: 1) государственная (федеральная); 2) муниципальная; 3) частная; 4) общественная; 5) интеллектуальная.

      Формы собственности- важная экономическая категория, определяющая характер взаимоотношений внутри предприятия. Так, при государственной и муниципальной собственности единым хозяином имущества предприятия выступает государственный орган, а все работники, включая директора, относятся к наемному персоналу. Предположительно, на этих предприятиях работники наиболее отдалены от собственности и никогда не будут чувствовать себя хозяевами. Поэтому необходима система слежения со стороны контрольных органов как за имуществом, так и за продукцией. Реальные злоупотребления (взятки) возникают при сдаче в аренду государственного имущества коммерческим структурам.        

  Фазы общественного  воспроизводства: 1) производство; 2) обмен; 3) распределение; 4) потребление.

      Фазы  общественного воспроизводства составляют основу товарно-денежных отношений между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления товаров. В схеме простого воспроизводства Т — Д — Т произведенный товар (Т) в сфере материального производства обменивается на деньги (Д), на которые закупаются сырье и материалы, орудия и средства труда, рабочая сила для производства нового товара (Т).

Валовая прибыль товаропроизводителя используется для увеличения объемов производства более качественного товара, а  также для повышения жизненного уровня работников предприятия.        

 Итак, экономические методы выступают  в качестве различных способов  воздействия руководителей на персонал для достижения поставленных целей. При позитивном использовании экономических методов конечный результат проявляется в хорошем качестве продукции и высокой прибыли. Наоборот, при неправильном использовании экономических законов, их игнорировании или пренебрежении ими можно ожидать низких или негативных результатов.        

 В  качестве примера проявления  экономических методов управления  персонала можно привести следующее:

·   Субсидирование персонала. Многие компании имеют субсидированные столовые и рестораны для своего персонала. Это может быть невозможно для малого бизнеса в финансовом отношении, но можно рассмотреть возможность установки автоматов для продажи горячих напитков и лёгкой закуски и предложить талоны на завтрак.

·     Товары со скидкой. Большинство бизнесменов позволяют приобретать своим работником товары и услуги фирмы со скидкой от 10% и выше. Всегда следует предоставлять своим работникам большие скидки. Это позволит увеличить лояльность персонала.

·     Ссуды. Некоторые работодатели дают своим работникам беспроцентные ссуды или ссуды с низким процентом на различные цели (например, для переезда).

·     Частное страхование здоровья. Некоторые фирмы производят частное страхование здоровья своих работников. Многие из этих работников будут чувствовать себя спокойнее и увереннее, зная, что о них позаботятся, если они заболеют. Быстрая медицинская помощь работникам также будет приносить пользу – работник скорее возвратится на работу и будет готов выполнять свои обязанности. 

Информация о работе Методы управления персоналом