Методы управления персоналом в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение методов управления и применение методов управления на предприятии.

Объект исследования: организация ОАО «Коммаш»

Задачи курсовой работы:
изучить сущность методов управления;
рассмотреть процесс применения методов управления;
исследовать применяемые методы управления в ОАО «Коммаш»

Содержание

Введение……………………………………………………………………………2

Глава 1. Теоретические основы методологии управления персоналом

1.1 Понятие и характеристика методов управления …………………..4

1.2 Система методов управления персоналом……………………….…6

1.3 Методы управления персоналом…………………………………..10

Глава 2. Методы управления ОАО «Коммаш»

2.1 Общая характеристика компании……………..………………………25

2.2 Структура управления…….………………………………….………..27

2.3 Анализ использования методов управления персоналом и их эффективность на предприятии………………………………………………….29

Заключение……………………………………………………………………….31

Список литературы………………………………………………………….......33

Работа содержит 1 файл

методы управления персоналов в организации.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение……………………………………………………………………………2

    Глава 1. Теоретические основы методологии управления персоналом

          1.1 Понятие и характеристика методов управления …………………..4

         1.2 Система методов управления персоналом……………………….…6

         1.3 Методы управления персоналом…………………………………..10

    Глава 2. Методы управления ОАО «Коммаш»

     2.1 Общая характеристика компании……………..………………………25

     2.2 Структура управления…….………………………………….………..27

     2.3 Анализ использования методов управления персоналом и их эффективность на предприятии………………………………………………….29

Заключение……………………………………………………………………….31

Список  литературы………………………………………………………….......33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Управление  представляет собой осознанную и  целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды, общества, живой и неживой природы, техники.

     Элементы, на которые направлена эта деятельность, называется субъектом управления, которым  может быть отдельный человек  или группа людей. Если управление имеет официальный характер, то его субъект организационно и юридически оформляется в виде должности или совокупности должностей, образующих подразделение управления.

     Целенаправленная  деятельность руководящего состава  – это и есть формирование системы  управления персоналом, планирование кадровой работы, проведение маркетинга персонала, определение кадрового потенциала и потребности организации в персонале. Технология управления персоналом организации охватывает широкий спектр функций от приема до увольнения кадров.

     Она предусматривает информационное, техническое, нормативно-методическое, правовое и  делопроизводственное обеспечение  системы управления персоналом. Руководители и работники подразделений системы  управления персоналом организации, также  решают вопросы оценки деятельности подразделений системы управления организации, оценки экономической и социальной эффективности совершенствования управления персоналом. Эта тема актуальна всегда, так как па предприятиях, в организации работают люди, без них трудовой процесс невозможно представить. И как любой процесс он должен быть организован. Этим и занимается система управления персоналом.

     Управленческая  деятельность – это специфическая  разновидность трудового процесса, которая характеризуется всеми  присущими ему элементами: предметом труда, средствами труда и самим трудом, а также его результатом.

     Успех работы предприятия (организации, фирмы) обеспечивают работники, занятые на нем. Именно поэтому современная  концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей производства – персоналом предприятия.

     Управления  персоналом – это часть персонала организации, выполняющая общие функции управления: планирование, организацию, мотивацию и контроль.

     Целью данной курсовой работы является изучение методов управления и применение методов управления на предприятии.

     Объект исследования: организация ОАО «Коммаш»

     Задачи  курсовой работы:

  • изучить сущность методов управления;
  • рассмотреть процесс применения методов управления;
  • исследовать применяемые методы управления в ОАО «Коммаш»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Теоретические основы методологии управления персоналом 

1.1 Понятие и характеристика методов управления 

 Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов.      

 Методы  управления - это совокупность приемов  и способов воздействия на  управляемый объект для достижения  поставленных организацией целей.[2]        Слово «метод» - греческого происхождения (в переводе означает способ достижения какой либо цели). Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.   

 В  практике управления, как правило,  одновременно применяют различные  методы и их сочетания. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг  друга и находятся в постоянном динамическом равновесии.   

 Направленность  методов управления всегда одна  и та же - они направлены на  людей, осуществляющих различные  виды трудовой деятельности – на персонал организаций (предприятий, компаний, фирм).  

Управление  персоналом включает в себя целую  систему. Система работы с персоналом – это совокупность взаимосвязанных  действий по обеспечению управления в труде определенного качества и количества. Такая система предполагает не только формальную организацию работы с персоналом (подбор, расстановка, контроль и пр.), но и совокупность факторов социально- психологического, неформального характера.

Управление  персоналом на предприятии – это часть персонала организации, выполняющая общие функции управления: планирование, организацию, мотивацию и контроль.[4] Можно выделить три фактора, оказывающих воздействие на персонал предприятия.

   Первыйиерархическая структура предприятия, где основное средство воздействия – это отношения власти – подчинения, давления на человека сверху, с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.

   Второйкультура, то есть вырабатываемые обществом, предприятием, группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения.

   Третийрынок – сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя.

 Эти факторы воздействия – понятия достаточно сложные и на практике редко реализуются в отдельности. Какому из них отдаётся приоритет, таков и облик экономической ситуации на предприятии.

 При переходе к рынку происходит медленный отход от иерархического управления, жёсткой системы административного воздействия, практически неограниченной исполнительской власти к рыночным взаимоотношениям, отношениям собственности, базирующимся на экономических методах. Поэтому необходима разработка принципиально новых подходов к приоритету ценностей. Главное внутри предприятия – работники, а за пределами – потребители продукции. Необходимо повернуть сознание работающего к потребителю, а не к начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к инициатору, а не к бездумному исполнителю. Перейти к социальным нормам, базирующимся на здравом экономическом смысле, не забывая о нравственности. Иерархия отойдёт на второй план, уступая место культуре и рынку.

Новые службы управления персоналом создаются, как правило, на базе традиционных служб: отдела кадров, отдела организации  труда и заработной платы, отдела охраны труда и техники безопасности и др. Задачи новых служб заключаются  в реализации кадровой политики и координации деятельности по управлению трудовыми ресурсами на предприятии. В связи с этим они начинают расширять круг своих функций и от чисто кадровых вопросов переходят к разработке систем стимулирования трудовой деятельности, управлению профессиональным продвижением, предотвращению конфликтов, изучению рынка трудовых ресурсов и т.п.           

         1.2 Система методов  управления персоналом 

     Успех работы предприятия (организации, фирмы) обеспечивают работники, занятые на нем. Именно поэтому современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей производства – персоналом предприятия.

     Таким образом, главное, что составляет сущность управления персоналом, – это системное, планомерно организованное воздействие с помощью взаимосвязанных организационно-экономических и социальных мер на процесс формирования, распределения, перераспределении рабочей силы на уровне предприятия, на создание условий для использования трудовых качеств работников (рабочей силы) в целях обеспечения эффективного функционирования предприятия и всестороннего развития занятых на нем работников.

     Для эффективного функционирования предприятия  во многом зависит от выбора вариантов построения самой системы управления персоналом предприятия, познания механизма его функционирования, выбора наиболее оптимальных технологий и методов работы с людьми.

     Слово «метод» имеет греческое происхождение, дословно переводится как «исследование», имеет два значения: первое – способ исследования явлений природы, подход к изучаемым явлениям, планомерный путь научного познания и установления истины; второе – прием, способ или образ действия.

     Метод применительно к управлению означает прием или образ действий, способствующий достижению какой-либо управленческой цели. Но для того чтобы окончательно достичь поставленной цели, необходимо воздействовать на членов управляемого коллектива с помощью рычагов и стимулов.[3]

     Рычаг (стимул) управляющего воздействия – это средство, применение которого позволяет выполнить поставленную задачу (цель). Например, чтобы повысить производительность труда на производственном участке, нужно внедрить современное оборудование, создать благоприятные условия труда, – это метод, т.е. прием, способствующий достижению высокой производительности труда. Но добиться этого можно только с помощью морального и материального стимулирования труда рабочих, работающих на данном участке, – в данном случае это рычаги, позволяющие осуществить намеченную цель.

     В менеджменте существует очень большое  разнообразие методов управления и  их классификаций. Наиболее широкое  распространение получила классификация  методов управления в зависимости  от их содержания, направленности и  организационной формы, что отражает административное, экономическое и социальное воздействие на управляемую систему.

     Направленность  методов управления ориентирована  на систему (объект) управления. Это  может быть как предприятие в  целом, так и отдельное его  подразделение (отдел, департамент и т.п.). Также это может быть функция предприятия (производство, маркетинг, инновация, финансы, информация) либо функция менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль).

     Организационная форма методов управления – воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Оно может быть прямым (непосредственным) или косвенным (постановка задачи и создание стимулирующих условий).[1]

     Выделяют  следующие методы управления:

  • Организационно-распорядительные, основанные на прямых директивных указаниях;
  • экономические, обусловленные экономическими стимулами;
  • социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.

     Систему методов управления можно представить  в виде таблицы 1.1. 

     Таблица 1.1. Система методов управления

   Наименование  группы методов управления    Специфика группы    Наименование  подгруппы    Наименование  методов
   Экономический метод    Воздействие на материальные интересы людей, ориентация на выполнение определенных показателей  ими заданий и на вознаграждение за их выполнение    1.1. Экономические  методы, применяемые на макроуровне    Инструменты государственного регулирования: национальные программы; государственные заказы; налоговая политика; ценовая политика; финансово-кредитная политика.
   1.2. Экономические методы, применяемые на уровне предприятия    Планирование: балансовый метод; нормативный метод; аналитический метод; математическое моделирование. Коммерческий расчет: хозяйственный расчет; самоокупаемость; самофинансирование.
   1.3. Экономические методы, применяемые на уровне отдельного работника    Методы  поощрения: заработная плата, премирование и т.д. Методы наказания: штрафы, начеты и др.
   Административные методы управления.    Базируются  на властных и правовых мотивациях и обеспечивают повышение эффективности работы фирмы за счет лучшей организации деятельности работников и подразделений    2.1. Методы  организационного воздействия    Регламентирование: правовые методы; законодательные акты, устав, положение о подразделении и т.п. Организационное нормирование: стандарты, типовые схемы управления и др. Организационное стимулирование: перемещение в должности, предоставление
                  дополнительных  прав и функций и т.п. Инструктирование: инструктаж, методические указания, инструкции.
   2.2. Методы распорядительного воздействия    Приказы; резолюции; указания; разъяснения.
   Социально-психологические  методы управления.    Совокупность  приемов, используемых в науках, изучающих  деятельность человека и межличностные  отношения    3.1. Методы, широко применяемые в кадровом  менеджменте    Тестирование; анкетирование; интервьюирование, беседа, опрос.
   3.2. Методы исследования специалистами  для решения экстренных проблем    Открытое  наблюдение; включенное наблюдение; эксперимент.
   3.3. Методы активного обучения    Деловые игры; управленческие ситуации.

Информация о работе Методы управления персоналом в организации