Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:41, лекция
Цель лекции: изучить социально-психологические особенности организации управленческого труда и техники личной работы руководителя.
1. Планирование рабочего дня руководителя.
2. Техника телефонных разговоров.
3. Роль секретаря в организации труда руководителя.
4. Особенности деловой переписки.
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ И ТЕХНИКА ЛИЧНОЙ РАБОТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ
1. Планирование рабочего дня руководителя.
2. Техника телефонных разговоров.
3. Роль секретаря в
организации труда
4. Особенности деловой переписки.
Цель лекции: изучить социально-
1. Планирование рабочего дня руководителя.
Эффективность трудовой деятельности руководителя во многом определяется правильной организацией его труда.
Специалист по вопросам организации труда менеджеров Ален Лейкен дает следующие рекомендации.
Первое, что нужно сделать утром, перед началом работы - составить точный график дня и список вопросов по их приоритетности. План дня должен быть составлен в письменном виде, иначе легко забыть задуманное в лавине дел.
Вариант плана может быть представлен в следующем виде:
Шифр |
Содержание работы |
Приоритеты |
Часы |
Поручить |
П |
Проект офиса |
А |
2 |
-- |
И |
Новое постановление о налогах |
Б |
Иванову | |
ПР |
Петров (письмо) |
Г |
0,5 |
-- |
Д |
Группа Сидорова |
В |
1 |
Краеву |
В означает визиты;
Д - делегирование;
К - контроль;
П – задача находится в процессе выполнения;
ПК - поездки, командировки;
ПР - письменная работа, письма, диктовка;
С - секретарь;
Т - телефонные разговоры;
И - чтение отчетов, инструкций, газет.
Руководитель может
В конце рабочего дня рекомендуется подводить итог сделанному.
При этом можно использовать метод «пяти пальцев»:
М - мизинец – «мизерный результат»;
Б - безымянный палец – «боялся, но напрасно»;
С - средний палец – «средненько я поработал»;
У - указательный палец – «упирался я хорошо»;
Б - большой палец вверх – «больше, чем я, никто не сделает в этой ситуации".
Удобно проводить этот анализ по дороге домой.
Можно оценить прошедший день по баллам:
5 - очень удачный день;
4 - удачный день;
3 - удовлетворительный день;
2 - неудачный день.
Руководителю следует проанализировать, что именно помешало выполнению намеченного, в чем заключаются недоработки, чему научил прожитый день.
Организация труда руководителя тесно связана с ходом всех процессов управления и влияет на успех дела в целом.
Если руководитель постоянно занят текучкой, поддается стихий-ному ходу событий, не управляет собственным временем, то он утрачивает способность отмечать главное от второстепенного. В результате остаются переменными многие важные или перспективные вопросы.
Из-за плохой организации труда руководитель вынужден увеличивать рабочий день до 10 - 12, а иногда и 14 часов. В итоге не остается времени на самообразование, отдых, семью. Избежать этого позволяет правильное планирование и распределение рабочего времени.
2. Техника телефонных разговоров.
Телефонные разговоры занимают значительную долю рабочего времени работников умственного труда, и в первую очередь руководителей. Возникает вопрос: как нужно организовывать работу, чтобы телефон не отнимал, а экономил время?
В Японии в школах и на курсах по подготовке менеджеров обучают говорить по телефону вежливо, как в храме; информационно, как при закладке данных в компьютер; коротко, как при отдаче ко-манды идти в атаку.
Остановимся на основных методах работы с телефоном.
1. Метод «отгораживания»
заключается в том, что нужно
заранее отгородиться от
2. Метод «разговора без
откладывания». Если
а) кто твой абонент (должность, фирма);
б) причину звонка;
в) насколько срочно и важно дело абонента;
г) когда и по какому телефону ты сможешь позвонить ему.
3. Метод «телефонного
блока». Рекомендуется выбирать 1-2 временных
промежутка, например, ближе к полудню
или к вечеру, когда руководитель
сможет вести телефонные
Длительность телефонных блоков не должна превышать 30 ми-нут.
Преимущество разговора блоками заключается в том, что не будут мешать входящие звонки, т.к. линия будет заблокирована.
Для ускоренной подготовки телефонных разговоров можно использовать телефонный листок следующего вида:
Телефонный листок |
Дата | ||||
№ п/п |
Партнер |
Тема разговора |
Номер телефона |
Приоритетность |
Контроль за исполнением |
Для более детальной подготовки телефонного звонка можно использовать следующий бланк:
Цели:
1. Чего я хочу достичь
(установить общие и
2. Кому я хочу позвонить (Ф.И.О., подразделение, функция, № телефона)
3. Когда я хочу позвонить (утром, в скользящее время, в обеденное время, в конце дня)
4. Какие вопросы я хочу задать (записать основные пункты)
Документация
5. Какие документы мне потребуются (отчет, обзор и т.п.)
6. Какие документы потребуются моему партнеру (корреспонденция, проспекты, акты и т.д.)
При подготовке к особо важному или международному разговору можно разработать специальный бланк:
Дата ____________ № тел. ______________ Время ________________ Ф.И.О. абонента ______________________________ | ||
Вопросы (записываются заранее) |
Прогнозируемые ответы (записывается заранее) |
Ответы (записываются по ходу беседы) |
1. 2. 3. |
1. 2. 3. |
1. 2. 3. |
Достигнутый результат, полученные сведения, дальнейшие действия ______________________________ ______________________________ ______________________________ | ||
Исполнители ______________________________ |
При подготовке к беседе по служебному телефону следует продумать следующие вопросы:
1. Какую главную цель
я ставлю перед собой в
2. Могу ли я обойтись без этого разговора?
3. Готов ли к обсуждению предлагаемой темы собеседник?
4. Уверен ли я в благополучном для меня исходе разговора?
5. Что я хочу уяснить для себя?
6. Какие вопросы я буду задавать?
а) .......
б) .......
в) .......
7. Какие вопросы может задать мой собеседник?
а) ...…
б) .......
в) ..….
8. Какой исход устроит меня, его, обоих?
9. Какие приемы воздействия
на собеседника я буду
10. Как я буду вести себя, если он:
а) перейдет на повышенный тон?
б) не отреагирует на мои доводы?
в) проявит недоверие к моим словам?
3. Роль секретаря
в организации труда
Для облегчения труда руководителя телефонные звонки посетителей и почтовая корреспонденция должны проходить через секретаря.
При этом секретарь должен владеть следующей информацией:
а) время, когда руководителю нельзя мешать;
б) с какими абонентами его соединять;
в) с кем нужно соединить в любое время;
г) с какими абонентами соединять только в приемные часы;
д) когда следует "пропускать" частные звонки.
Правила взаимодействия руководителя и секретаря
1. Не упускать случая положительно оценить усилия секретаря.
2. Спрашивать и учитывать его (ее) мнение по той или иной про-блеме. Иногда можно услышать интересные предложения.
3. Дать ему (ей) возможность проявить себя в том, что он(а) мо-жет и хочет делать, например, предложить самостоятельно отвечать на текущую почту.
4. Не оправдываться перед теми, кто жалуется на твоего секре-таря по поводу того, что он(а) не соединяет или не пропускает. Не делать замечания секретарю по этому поводу, т.к. он(а) защищал(а) тебя от бесполезных звонков и визитеров.
5. Быть по возможности предсказуемым:
а) сообщать секретарю, куда уходишь и когда вернешься;
б) все документы держать в определенном месте, известном секретарю;
в) регулярно спрашивать секретаря не нуждается ли он(а) в твоей помощи по какому-либо вопросу;
г) информировать секретаря по основным вопросам, ибо большинство секретарей очень уязвимы из-за отсутствия достаточной информации и не могут ответить на самые простые вопросы. Информированность секретаря не только облегчает взаимоотношения с заочными и очными клиентами, но и позволяет ему выглядеть в лучшем свете.
6. Квалифицированный секретарь
не любит бездельничать, и
4. Особенности деловой переписки.
Важное место в деятельности руководителя занимает деловая пере-писка. Официальное письмо - это документ, который должен быть стандартизирован.
Зачастую деловые люди, прекрасно выражая свои мысли в устном общении, не могут грамотно изложить их на бумаге.
В 20-е годы в нашей стране была сделана первая попытка разрабатывать общесоюзный стандарт на деловое письмо. Вторая попытка была предпринята в 1970 г., но в 1971 г. ГОСТ был отменен. Однако необходимость стандарта на деловое письмо остается до сих пор ощутимой.
Руководителю следует
изучить пособия по служебной
корреспонденции и иметь
Если это сложно, ему необходимо запомнить главное: писать нужно просто и понятно, а стиль не должен быть тяжеловесным.
Перед написанием письма следует уточнить следующие моменты:
а) вид письма (сопроводительное, письмо-заказ, ответ на запрос партнера, извинение за задержку, рекламное письмо и т.п.);
б) должны ли тебе ответить;
в) уверен ли ты, что письмо придет в срок? Если нет, то не лучше ли отправить его факсом или позвонить по телефону?
г) ясно, ли ты представляешь, о чем писать?
Правила для написания деловых писем
1. Пиши логично, последовательно и убедительно, чтобы читающий не терял время.
2. Тон письма должен быть корректным, никаких двусмысленностей, никаких грубостей, даже если адресат неприятен тебе или враждебно настроен.
3. Избегай ненужных сокращений,
неточностей. Слова должны
4. Письмо оформляй так, чтобы оно привлекло внимание секретаря.
5. Помни, что даже мелкое несоблюдение правил (штамп, печать, бланк) может сделать письмо неполноценным с юридической точки зрения.
Руководитель крупной фирмы тратит на работу с входящей и исходящей корреспонденцией более часа в день. При нерациональной постановке дела впустую теряется много времени.
Информация о работе Методы управления и техника личной работы руководителя