Методы управления и их мотивационная направленность

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в изучении сущности и возможности применения основных методов управления для повышения степени мотивации сотрудников предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
раскрыть сущность и классификацию методов управления;
раскрыть содержание основных методов управления
провести анализ практики применения методов управления на примере- исследуемого объекта.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………5
1 Сущность и классификация методов управления……………………………….7
1.1 Общая характеристика………………………………………………………….7
2 Содержание основных методов управления и их реализация в современных условиях……………………………………………………………………………..13
2.1Экономические методы управления …………………………………………..13
2.2 Организационно-распорядительные (административные) методы управления.............................. 17
2.3 Социально-психологические методы управления………………………….. 19
2.3.1 Социальные методы управления……………………………………………19
2.3.2 Психологические методы управления………………………………………21
3 Практическое применение методов управления для мотивации персонала организации………………………………………………………………………….25
3.2 Рекомендации к улучшению применения методов управления в банке…………………………………………………………………………………..30
Заключение…………………………………………………………………………..33
Список литературы………………………………………………………………….35
Приложение 1………………………………………………………………………36
Приложение 2 ……………………………………………………………………….37
Приложение 3 ………………………………………………………………………38
Приложение 4 ………………………………………………………………………39

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 74.36 Кб (Скачать)

       Как уже утверждалось, выше экономические методы управления основываются на материальной мотивации.

                                                  


                                                      на макроуровне


          

                                                      на  микроуровне


 

 

                                                      на уровне индивидуума


  

Рис. 1 Уровни воздействия  методов управления

 

     Как отмечено на рис.1, данные методы управления осуществляются на разных уровнях:  на макроуровне, т.е. на уровне национальной экономики, на микроуровне, т.е. на уровне предприятия, и на уровне индивидуума, т.е. отдельного работника.

      Экономические методы управления на макроуровне выступают в качестве государственного регулирования. В современных условиях регулирование экономического развития страны необходимо. Именно поэтому государство привлекает крупные научные крупные научные центры для разработки прогнозов перспектив развития наиболее актуальных проблем. Данные этих прогнозов помогают определить стратегию государства на перспективу, а в необходимых случаях приступить к разработке национальных программ.

     Принимая государственную программу, правительство  страны определяет цели и приоритеты экономического развития и стимулирует их достижение  с помощью экономических заказов, налоговых льгот, инвестиции, льготного кредитования, дотации и цен.

     Все эти меры свидетельствуют об использовании элементов управления на макроуровне.

     Планирование предусматривает определение потребности общества в продукции и услугах, определение ресурсов, необходимых для их производства, и увязку потребностей и ресурсов. Увязка потребностей и ресурсов осуществляется с помощью балансового метода планирования, когда формируется и поддерживается натурально-вещественные трудовые и финансовые пропорции, примером использования балансового метода на макроуровне может стать главный финансовый баланс страны государственный бюджет.

     Также в планирование используется нормативный метод – обоснование плановых заданий и показателей нормами и нормативами. Норма – это предельно допустимая, абсолютная величина расходов материальных, трудовых или финансовых ресурсов на определенные планом цели, а норматив – количественная мера связи между показателями плана и являются относительной величиной.

     Важным экономическим рычагом, используемым на различных уровнях управления, является кредитование.

Применение экономических методов на микроуровне специфично. В частности, внутрифирменное планирование, которое должно иметь следующие признаки:

  1. Системный характер, т.е. предприятие рассматривается как система и все ее элементы направлены на достижение общей цели;
  2. быть партисипативным, т.е. в плановой работе должны принимать участие все работники предприятия;
  3. быть непрерывным, т.е. планы предприятия должны сменять друг друга;
  4. быть гибким, т.е. быстро и адекватно реагировать на изменения во внешней или внутренней среде

     Планирование занимает важное место среди других методов управления, во-первых, потому что  результаты планирования непосредственно определяют содержание остальных функций управления, во-вторых, потому что на этом этапе формируются цели предприятия и определяются средства их достижения.

     В процессе внутрифирменного планирования широко используются  балансовый и нормативный методы.

    Автор считает, что нужно обратить особое внимание на такой экономический метод как коммерческий расчет. Этот метод предусматривает покрытие расходов доходами и получение предприятием прибыли по результатам хозяйственной деятельности.

    Хозрасчет – это метод хозяйствования, который предполагает, что  государственное предприятие функционирует на основе самоокупаемости и даже получает прибыль от результатов своей деятельности.

     Выделяют три вида хозрасчета:

     Самоокупаемость – это безубыточность, т.е. предприятие покрывает свои расходы своими доходами и только.

     Самофинансирование – предприятие не только покрывает свои расходы своими доходами, но и  развивает свое производство.

     Полный хозрасчет – самофинансирование, а также отчисление прибыли предприятия на содержание вышестоящего органа и государства.

     В настоящее время хозрасчет как метод  хозяйствования на многих государственных предприятиях, в России,  становится неосуществимым из-за низкой рентабельности предприятия.

      Автор подчеркивает, что в условиях рыночной экономики на уровне предприятия широко используются методы, приемы и понятия финансового менеджмента такие как:

    Прибыль – это превышение доходов от продаж товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров.

    Цена компании – комплексный показатель, который характеризует доходность, перспективы и положение фирмы на рынке. Цена компании считается по формуле:

 

                           РС =Р / R * 100 – W                                   (1)

  Где   РС – цена компании; Р – годовая прибыль; R -  средняя норма ссудного процента; W – балансовая оценка фирмы.

    Предпринимательский риск – это возможность наступления событий с отрицательными последствиями в результате определенных решений действий.

    Цена – как экономическая категория, служит для косвенного  изменения величины затраченного на производство общественного труда. а также отражение количественного , а также количественное соотношение спроса и предложения.

На уровне индивидуума   экономические методы мотивации трудовой деятельности проявляются в оплате труда. Выделяют    две формы оплаты труда:

     Сдельная форма оплаты труда – вознаграждение ставится в прямую зависимость от выполненной работы. 

    Повременная форма оплаты труда – зависит от отработанного времени и определяется фиксированной величиной в виде месячного оклада.

    Для усиления заинтерессованости персонала в результатах работы предприятия используется премиальная система.

     Автор обращает внимание, что в настоящее время получает широкое применение практика распространения части акций предприятия среди работников.

 

 

2.2.  Организационно-распорядительные (административные) методы управления. (см. приложение 1)

     По мнению  автора,  экономические методы оказывают сильное, но косвенное влияние на систему производства, но не охватывают всех сторон деятельности управляемого объекта. Для решения многих вопросов необходимо применять организационно – распорядительные методы управления.

     Организационно – распорядительные методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях. Основу этих методов  составляют законодательство и нормативные акты.

    Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определённой организации и т.п. Эти методы воздействия отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.

     Организационно-распорядительные  методы соответствуют правовым нормам, действующим на определённом уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.

     Как правило, административные методы управления  разделяют на 3 группы:

  • организационно-стабилизирующие;
  • распорядительные;
  • дисциплинарные.

   В  свою очередь организационно-стабилизирующие методы воздействия делятся на:

  • организационное регламентирование – определяет состав предприятия, функции его органов и должностных лиц. Оно основывается на законе о предприятиях. По средствам этого воздействия осуществляется должностное регламентирование, которое устанавливает штаты и разрабатывает инструкции.
  • нормирование устанавливает нормативы, т.е. границы по верхним и нижним пределам, нормы, правила действия и взаимодействия  подразделений и служб.
  • инструктирование осуществляет  знакомство с условия ми  производства, обстановкой, консультация по выполнению конкретных видов работ, обеспечение информацией. Оно может иметь коллективную форму и ли форму индивидуальных контактов и реализуется посредством методических указаний, инструкций.

     Управление не может осуществляться  без распорядительного воздействия. Оно реализуется в следующих формах:

  • приказ – это письменное или устное распоряжение руководителя, направленное на решение конкретной задачи, которое предписывает: что, кому и когда следует сделать;
  • постановление (резолюция) – распоряжение руководителя зафиксированное на документе;
  • распоряжение – управленческая команда направленная на решение частных вопросов;
  • директива – решение о целях перспективного развития  объекта управления;
  • указание  - постоянное распорядительное воздействие руководителя по  разъяснению конкретных задач.

2.3.Социально-психологические  методы.

Социально-психологические  методы - это способы осуществления  управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей  социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия  эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе производства (внешний мир человека); психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека (внутренний мир человека).

2.3.1. Социологические  методы управления.(см.приложение 3)

Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе. Классификация элементов социологических методов:

Социальное планирование обеспечивает постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия труда и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов.

Социологические методы исследования составляют научный инструментарий в работе с персоналом, они предоставляют необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала и позволяют обоснованно принимать кадровые решения. Анкетирование позволяет собирать необходимую информацию путем массового опроса людей с помощью специальных анкет. Интервьюирование предполагает подготовку до беседы, затем, в ходе диалога с собеседником, - получение необходимой информации. Интервью - идеальный вариант беседы с руководителем, политическим или государственным деятелем, требует высокой квалификации интервьюера и значительного времени. Социометрический метод незаменим при анализе деловых и дружеских взаимосвязей в коллективе, когда на основе анкетирования сотрудников строится матрица предпочтительных контактов между людьми, которая также показывает и неформальных лидеров в коллективе. Метод наблюдения позволяет выявить качества сотрудников, которые подчас обнаруживаются лишь в неформальной обстановке или крайних жизненных ситуациях (авария, драка, стихийное бедствие). Собеседование является распространенным методом при деловых переговорах, приеме на работу, воспитательных мероприятиях, когда в неформальной беседе решаются небольшие кадровые задачи.

Личностные качества характеризуют внешний образ сотрудника, который достаточно стабильно проявляется в коллективе и является неотъемлемой частью социологии личности.

Мораль является особой формой общественного сознания, регулирующего действия и поведение человека в обществе с помощью нравственных норм.

Партнерство составляет важный компонент любой социальной группы и заключается в налаживании разнообразных форм взаимоотношений, на базе которых организуется общение людей. Таким образом, партнерство составляет один из ключевых компонентов корпоративной культуры предприятия и социологических методов в работе с персоналом.

Соревнование является специфической формой общественных отношений и характеризуется стремлением людей к успеху, первенству, достижениям и самоутверждению. Результаты соревнования - новые открытия, изобретения, произведения искусства, рекорды в спорте, достижения в производстве.

Общение -- это специфическая форма взаимодействия людей на основе непрерывного обмена информацией. Межличностное общение возникает между различными людьми в формах руководитель - подчиненный - сотрудник - друг и других более сложных формах общения нескольких людей. Управленческое общение включает в себя три основных этапа: выдача распорядительной информации, получение обратной информации, выдача оценочной информации.

Переговоры - это специфическая форма человеческого общения, когда две или более сторон, имеющие различные цели и задачи, пытаются увязать между собой различные интересы на основе продуманной схемы разговора (диалога) и, как правило, избегают прямого конфликта.

Конфликт - форма столкновения противоборствующих сторон, имеющая свой сюжет, композицию, энергию, которые по ходу действия трансформируются в кульминацию и развязку и заканчиваются положительным или отрицательным решением проблемы.

Сигналами конфликта являются социальный кризис, напряжение в группе, недоразумения из-за поступков, отклонений от норм, психологические и этические  инциденты на работе и в быту, дискомфорт или интуитивное ощущение неловкости в компании или на работе

Итак, знание социологических  методов управления позволяет руководителю коллектива объективно осуществлять социальное планирование, регулировать социально-психологический  климат, обеспечивать эффективные коммуникации и поддерживать на хорошем уровне корпоративную культуру.

2.3.2. Психологические  методы управления. (см. приложение 4)

Психологические методы играют очень важную роль в работе с персоналом, т. к. направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как  правило, строго персонифицированы  и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему  миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению  с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия. Классификация  элементов, регулируемых с помощью  психологических методов:

Информация о работе Методы управления и их мотивационная направленность