Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:10, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в изучении сущности и возможности применения основных методов управления для повышения степени мотивации сотрудников предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
раскрыть сущность и классификацию методов управления;
раскрыть содержание основных методов управления
провести анализ практики применения методов управления на примере- исследуемого объекта.
Введение………………………………………………………………………………5
1 Сущность и классификация методов управления……………………………….7
1.1 Общая характеристика………………………………………………………….7
2 Содержание основных методов управления и их реализация в современных условиях……………………………………………………………………………..13
2.1Экономические методы управления …………………………………………..13
2.2 Организационно-распорядительные (административные) методы управления.............................. 17
2.3 Социально-психологические методы управления………………………….. 19
2.3.1 Социальные методы управления……………………………………………19
2.3.2 Психологические методы управления………………………………………21
3 Практическое применение методов управления для мотивации персонала организации………………………………………………………………………….25
3.2 Рекомендации к улучшению применения методов управления в банке…………………………………………………………………………………..30
Заключение…………………………………………………………………………..33
Список литературы………………………………………………………………….35
Приложение 1………………………………………………………………………36
Приложение 2 ……………………………………………………………………….37
Приложение 3 ………………………………………………………………………38
Приложение 4 ………………………………………………………………………39
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА
КАФЕДРА АНТИКРИЗИСНОГО И СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
по дисциплине «Основы менеджмента»
на тему: Методы управления и их мотивационная направленность
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1 Сущность и классификация
методов управления………………………………
1.1 Общая характеристика…………………………
2 Содержание основных
методов управления и их
2.1Экономические методы управления …………………………………………..13
2.2 Организационно-
2.3 Социально-психологические методы управления………………………….. 19
2.3.1 Социальные методы управления……………………………………………19
2.3.2 Психологические методы управления………………………………………21
3 Практическое применение методов
управления для мотивации персонала организации…………………………………………………
3.2 Рекомендации к улучшению
применения методов управления
в банке……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение 1………………………………………………………………………36
Приложение 2 ……………………………………………………………………….37
Приложение 3 ………………………………………………………………………38
Приложение 4 ………………………………………………………………………39
Управление появилось вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединялись для достижения какой-либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой - его подчиненным, исполнителем.
Управление, в широком понимании этого термина, непрерывный процесс воздействия на объект управления для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов. Каждый специалист в области управления обязан владеть теорией, практикой и искусством управления, уметь четко определять цели своей деятельности, определять стратегию и тактику, необходимые для их достижения, принимать управленческие решения и нести персональную ответственность за них.
Управленческая деятельность представляет собой специфическую разновидность трудового процесса, и характеризуется предметом труда, средствами труда, самим трудом, а так же его результатами. Принципиальные изменения в политической и экономической жизни страны, развитие демократических принципов управления общественным и частным производством настоятельно требуют от руководителей глубокого изучения современных методов управления трудовыми коллективами. Все управленческие действия различаются по назначению, конкретному содержанию, формам и методам осуществления, по степени сложности. Тема данной работы имеет особую актуальность в данный момент, так как сейчас особое внимание стало уделяться вопросам наиболее эффективного взаимодействия руководителя с подчиненными.
Цель курсовой работы заключается в изучении сущности и возможности применения основных методов управления для повышения степени мотивации сотрудников предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
Объектом исследования в данной курсовой работе является коммерческий банк «Уралвнешторгбанк».
Предметом исследования выступают методы управления.
Методы управления – это способы воздействия субъекта управления на управляемый объект для достижения определенных целей. Воздействие методов управления на персонал опосредовано мотивацией.
Метода менеджмента, в конечном счете, сводится к ответам на вопросы: как, каким способом можно достичь цели управления? каким образом осуществлять управленческую деятельность?
Методы менеджмента тесно связаны с принципами менеджмента. Принципы - основополагающие начала методов менеджмента. Методы менеджмента выступают в качестве способов реализации принципов. Принципы не выбирают, им следуют. Методы носят более альтернативный характер, возможен их выбор, замена одного другим. Без знания системы методов менеджмента (только на основе принципов) трудно добиться реализации целей и функций менеджмента. Кроме того, знание методов менеджмента позволяет разобраться в громадном количестве конкретных правил, приемов и частных способов управления.
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания.
1.1.Общая характеристика методов управления.
Методы управления классифицируются по многочисленным признакам. Так, выделяют методы прямого и косвенного воздействия. При использовании первых предполагается непосредственный результат воздействия, вторые же направлены на создание определенных условий для достижения конкретных результатов. Можно выделить методы формального и неформального воздействия. Их соотношение отражает характерные черты стиля управления.
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания.
Автор выделяет общенаучные методы к которым относятся:
Также автору хотелось бы выделить методы по характеру воздействия:
Системный подход - способ упорядочивания управленческих проблем, благодаря которому осуществляется их структурирование, определяются цели решения, выбираются варианты, устанавливаются взаимосвязи и зависимости элементов проблем, а также факторы и условия, оказывающие воздействие на их решение.
Комплексный подход - форма конкретизации системности, заключающаяся в рассмотрении проблем управления в их связи и взаимозависимости с методами исследования других наук, изучающих те же проблемы.
Моделирование - применение моделей для решения проблем управления. Модель - это представление проблем в форме, отражающей свойства, взаимосвязи, структурные и функциональные параметры системы.
Эксперимент - это научно поставленный опыт на базе разработанной методики подготовленными специалистами с целью проверки тех или иных гипотез. Принципы результативности эксперимента: целенаправленность, "чистота", установление границ (зоны экспериментирования), методическая разработанность вопросов выделения, фиксирования и оценки достигнутых результатов.
Конкретные методы управления
Методы управления функциональными подразделениями - связаны со структурой организации, выделением функциональных подразделений: производство, маркетинг, финансы, управление персоналом и др. Отражают специфику постановки целей и определения состава работ, необходимых для их выполнения.
Методы постановки проблемы - поиск ответа на вопросы: что, где, когда, произошло, насколько изменились параметры. Используются методы сбора, хранения, обработки и анализа информации, факторный анализ, сравнения, аналогии, декомпозиции, моделирования и др.
Методы выявления причин возникновения проблем - поиск ответа на вопрос "почему?" Применяются хронологический анализ, цепной анализ, причинно-следственная диаграмма ("рыбья кость") др.
Методы разработки и выбора решений - поиск ответа на вопрос "как можно решить проблему?" Для использования творческого потенциала широко применяют методы, стимулирующие свободу размышлений, воображение, обмен идеями, а именно: метод номинальной группы, дельфийский метод, метод мозгового штурма и др.
Методы организации выполнения решений чаще всего связаны с составлением плана реализации решений. Широкое применение нашли методы дерева решений и др. методы планирования, организации, мотивации и контроля.
При определении состава методов управления руководители и специалисты чаще всего используют комбинацию методов в соответствии с особенностями решаемых задач. Периодичность многих видов деятельности и известность способов их решения создает основу для экономии времени и средств, которые необходимы для решения нестандартных задач.
Экономические методы.
Ориентированы на выполнение заданных показателей, после их выполнения осуществляется экономическое вознаграждение за результаты работы. Использование экономических методов связано с формированием плана работы и контролем за его осуществлением, а также с экономическим стимулированием труда, то есть с рациональной системой оплаты труда, предусматривающей предпочтение за определенное количество и качество труда, и применение санкций за несоответствующее качество или количество.
Организационно – распорядительные методы.
Базируются на властной мотивации, основанной на подчинении закону, старшему по должности и т.п. Она предполагает не только безусловное соблюдение законов, нормативных актов, но и четкое определение прав и обязанностей подчиненных, при котором распоряжения руководителя должны беспрекословно выполнятся подчиненными. Несоблюдение этих отношений ведет к применению санкций (замечание. выговор, увольнение и т.п.).
Социально-психологические методы.
При применении этих методов, как правило, воздействуют на сознание работников, на социальные, этические, религиозные и другие интересы людей и осуществляют моральное стимулирование трудовой деятельности. Моральная мотивация отличается особой сложностью и тонкостью. Ее конечный эффект определить трудно, но результаты, как правило, значительны.
Также автору хотелось бы обратить внимание на тесную связь методов и стилей руководства. Число знаков “+” в таблице № 1 характеризует степень предпочтения тем или иным стилем руководства методов управления.
Методы управления |
Стили управления | ||
Автократический |
Демократический |
Либеральный | |
Экономические |
+ + |
+ + |
+ |
Организационно- |
+ + + |
+ + |
+ |
Социально – психологические |
+ |
+ |
+ + + |
Таблица №1 Взаимосвязь методов и стилей управления.
Автократический стиль управления - явно тяготеет к организационно- распорядительным методам, более ярко выражающим императив власти, принуждение. Либеральный стиль руководства существенно тяготеет к социально – психологическим методам управления возможно даже в ущерб правам и ответственности. Наибольшие потенциальные возможности использовании методов управления у демократического стиля управления.
2. Содержание основных методов управления и их реализация в современных условиях.
В данной главе автор считает нужным наиболее полно рассмотреть содержание основных методов управления.
2.1. Экономические методы
Информация о работе Методы управления и их мотивационная направленность