Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:25, реферат
Формирование науки управления персоналом началось вместе с формированием теории управления как науки, которое произошло более ста лет назад в самом начале периода промышленной революции. Тогда управление организацией и управление ее персоналом не различались. Кроме того, наиболее важные проблемы науки об управлении относились к управлению персоналом. Другими словами, теория и практика управления персоналом являлись основой управления как науки. В настоящее время научное направление «Управление персоналом» формируется на стыке теории и организации управления, психологии, социологии, конфликтологии, этики, экономики труда, трудового права, политологии и ряда других наук.
Цель – рассмотрение теоретических основ управления о роли человека в организациях.
Введение 3
Глава 1. Маркетинг как метод управления 4
Глава 2. Планирование 6
Глава 3. Финансовый метод управления 13
Список использованной литературы 17
Чтобы выявить связи ЦКП с планом, прогнозом и программой условно подразделим реальные производственные системы (организации) на три типа — А, В, С.
К типу
А относятся системы, которые
функционируют при невысокой
степени риска и
К типу В принадлежат развивающиеся системы, в которых цель развития еще не достигалась данной системой, однако она достигалась другими близкими по своим характеристикам системами.
К типу
С относятся также
Для системы типа А программа представляет последовательность действий, план — задание уровня известных показателей, прогноз — исследование тенденций изменения этих показателей. При данном типе системы менеджмент организации вполне обойдется планом (бизнес-планом), и поэтому отсутствует необходимость в разработке программы и прогноза.
Для системы В программу можно не разрабатывать, поскольку при необходимости следует использовать программы развития аналогичных организаций. Потребность в прогнозе возникает. Для того чтобы удовлетворить эту потребность, можно расширить план, добавляя в него мероприятия для достижения заданных показателей, либо разработать прогноз. Однако в любом случае менеджмент имеет дело с двумя моделями — планом и прогнозом.
В системах типа С происходит все большее пересечение программ, планов и прогнозов по элементам и функциям, которые они не выполняют. Следует отметить, что в этих условиях ни одна из моделей (план, программа, прогноз) или их попарное сочетание не в состоянии описать всей совокупности элементов, которые входят в ЦКП. В этом типе систем возникает необходимость полного слияния всей совокупности категорий элементов, определений и функций, которые обеспечивают возможность системного решения всего комплекса возникающих вопросов, что под силу только программно-целевому подходу, т.е. на основе целевых комплексных программ.
На рынке
образовательных услуг
маркетинг управление планирование финансовый
Практикой доказано, что ЦКП обеспечивает
получение более существенного
эффекта по сравнению с простой
координацией деятельности в организации,
поскольку при этом достигается:
оптимизация процесса реализации цели по времени и располагаемым ресурсам;
конструирование,
сравнение и выбор
подчинение
механизма и структуры
создание рациональной организационной структуры управления;
повышение
степени управляемости и
Глава
3. Финансовый метод
управления
Финансовый метод управления — это метод управления финансовыми отношениями в организации, а также между организацией и внешней средой. Этот метод в образовательной организации реализуется через принципы плановости, системности, целевой направленности, диверсифицированности, достаточности.
Финансовый метод, кроме названных, также ориентирован на принципы:
самоокупаемости;
контроля за исполнением принятых решений;
учета тенденций развития и возможных изменений во внешней среде хозяйствования;
учета стратегических целей и перспектив;
признания непредсказуемости последствий влияния внешних факторов;
достижения целей — задается стратегией развития.
Финансовый метод позволяет достичь: стабилизации финансового состояния, адаптации крыночным преобразованиям, стимулирования инновационной активности организации.
Задачами метода финансового управления в образовательной организации являются обеспечение ее деятельности капиталом, размещение и эффективное использование капитала для самофинансирования расширенного воспроизводства.
Финансовый метод управления в образовательной организации использует два источника денежных средств — бюджетное и внебюджетное финансирование.
Бюджетное финансирование включает все денежные средства, поступающие из федерального, регионального (субъекта РФ) и муниципального бюджетов.-
Внебюджетное финансирование образовательной организации включает:
средства на подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих и специалистов по договорам с предприятиями и организациями, а также средства населения;
средства
от реализации продукции, произведенной
в учреждениях
средства от сдачи в аренду зданий, сооружений, оборудования;
кредиты банков;
добровольные
взносы и передаваемые материальные
ценности от государственных и
поступления
от коммерческой, в том числе
другие источники финансирования, не запрещенные законом.
Кризис, охвативший экономику России, существенным образом сказывался на деятельности учебных заведений. Действительно, вузы, колледжи, техникумы постоянно живут в условиях чрезвычайного бюджета, нерегулярного финансирования. Финансовые трудности накладываются на психологические представления и стереотипы, связанные с непониманием необходимости создания принципиально новых направлений организации подготовки молодых специалистов, науки, хозяйственной деятельности.
Как известно, коммерческая деятельность в сфере высшей школы вызывает противоречивую реакцию как в самих учебных и научных коллективах, так и у населения. Особенно это касается платности образования. Оппоненты находят аргументированные доводы в пользу той или другой точек зрения. Однако сегодня трудно найти человека, который бы не признал необходимость поиска места высшего учебного заведения в системе рыночных отношений.
Вузы не могут больше рассчитывать только на бюджетные ассигнования, они вынуждены кроме решения образовательных проблем еще и зарабатывать деньги на свое существование путем продажи научной продукции, оказания услуг населению, предприятиям и организациям.
Конечно,
коммерческая деятельность вуза —
это дело очень сложное. Ее можно
развивать в различных
Основная
задача Центра образовательных услуг
— поиск внебюджетных источников
финансирования для обеспечения
жизнедеятельности
Следует отметить, что Центр образовательных услуг согласно положению о ЦОУ непосредственно не оплачивает коммунальные услуги; капитальный ремонт и аренду помещений. Такой подход является экономически оправданным, поскольку ЦОУ есть структурное Подразделение университета.
Централизованный
фонд университета реально структурируется
последующим направлениям: фонд развития
общей материально-технической
Общеизвестно,
что государственный бюджет вуза
реально обеспечивает в основном
стипендию студентам и
На сегодняшний день ЦОУ реально приносит доход, составляющий примерно 30% бюджета университета. Однако имеются реальные возможности дальнейшего увеличения дохода. В качестве примера можно привести расширение объемов учебно-производственной работы и, самое главное, внедрение различных видов предпринимательской деятельности, включая банковские операции с ценными бумагами. Такие виды деятельности не связаны непосредственно с платными образовательными услугами. Их внедрение требует определенной подготовки кадров, особенно в области налогового законодательства.
Международный отдел в структуре ЦОУ создан и работает над рядом проектов со странами Европейского Союза. Историко-археологическая лаборатория имеет специфическую систему финансирования через спонсоров. Информационно-издательский центр — хозрасчетное подразделение. Подразделение «Автотранспорта и автосервиса» работает не только с внешними заказчиками, но и полностью обслуживает транспортом все остальные подразделения университета.
Рассмотрим следующий, весьма существенный канал формирования внебюджетных средств. Речь идет о бюджетных подразделениях университета — факультетах и кафедрах, которые также имеют возможность зарабатывать внебюджетные средства. В частности, письмом № 52 от 21.07.1995 г. Министерства образования РФ «Об организации платных дополнительных образовательных услуг» было дано разрешение высшим учебным заведениям предоставлять с целью улучшения качества образования дополнительные платные услуги. Есть и другие возможности у факультетов и кафедр для получения внебюджетных доходов (например, студенты, обучающиеся на основе полного возмещения затрат, научные гранты, платные аспиранты и стажеры, другие виды деятельности в зависимости от специфики факультета или кафедры).
Бюджетные средства в настоящее время составляют только заработную плату с начислениями и стипендии, поэтому отношение внебюджетных доходов к реально исполненному федеральному финансированию удобно использовать как относительный показатель устойчивости полного бюджета вуза. Более того, при анализе, на первый взгляд, может показаться, что ситуация оптимистическая. Однако далеко не все внебюджетные средства идут непосредственно на закупку оборудования, производство капитального ремонта и прочие расходы (включая оплату коммунальных услуг). Часть внебюджетных средств уйдет на дополнительную заработную плату сотрудникам, которые эти средства заработали, и часть (пусть очень небольшая) пойдет на хозяйственные и прочие расходы самих коммерческих подразделений университета. Поэтому если учесть эти факторы, то 34,21% внебюджетных средств уменьшатся примерно до 23—25% и станут вполне сопоставимы с цифрой 19,82% остальных статей расходов, например, существовавших в 1987 г. при плановой экономике.
Имеется еще ряд факторов, существенно усложняющих ситуацию. Речь идет об изменении размеров и структуры цен в период с 1992 г. И если изменение размеров или величины цен вследствие инфляции или других факторов еще как-то можно учесть с помощью обычных линейных коэффициентов, то реструктуризация цен при переходе от плановой экономики к рыночной зависит от достаточно большого числа факторов и существенно затрудняет проведение сравнительного анализа.
В настоящее время стоимость коммунальных услуг резко возросла как в абсолютных, так и в относительных ценах, и реальная доля этих услуг в бюджете вуза никак не может составлять 10—12%. Не случайно, кстати, что практически все высшие учебные заведения, несмотря на достаточно внушительные в отдельных случаях внебюджетные доходы, имеют существенную задолженность перед местным бюджетом в оплате коммунальных услуг. С другой стороны, относительные цены на компьютерную и другую оргтехнику явно стремятся вниз.