Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 16:42, реферат
Важнейшими условиями успешной реализации стратегии в организации являются мониторинг стратегической ситуации и интеграционные процессы между различными административными системами и элементами организации (рис. 5. 1). Являясь условиями реализации стратегии, мониторинг и интеграционные процессы в то же время представляют собой достаточно сложные управленческие процессы при реализации стратегии.
В ряде случаев начинают
с формирования -видения и далее,
следуя логике, переходят к планированию
политики, определению целей, анализу
бизнес-планов, групповых и индивидуальных
стандартов выполнения работ и т.
д. Другой подход предусматривает начало
с обзора деятельности, основных параметров
и результатов работы. Повсеместный
опыт показал, что организации, начавшие
с обзоров деятельности, осуществляемой
на высшем уровне, обнаружили определенные
трудности в получении
Наиболее приемлемым подходом, тем не менее, может быть контекстуальный (мониторинг среды) и стратегический мониторинг.
Контекстуальный мониторинг
включает определение степени влияния
на цели, которых стремится достичь
организация, оказываемого деятельностью
других организаций, вспомогательных
или конкурирующих, и влияния, оказываемого
меняющимися социально-
Мониторинг стратегии заключается в рассмотрении стратегии и контроле за соответствием осуществляемой деятельности, ее видов и результатов — стратегии, и особенно целям, задачам и приоритетам. Мониторинг стратегии является основной необходимостью для любой организации, для того чтобы обеспечить соответствие ее стратегии и используемых ресурсов.
Наиболее приемлемым подходом, тем не менее, может быть контекстуальный (мониторинг среды) и стратегический мониторинг.
Контекстуальный мониторинг
включает определение степени влияния
на цели, которых стремится достичь
организация, оказываемого деятельностью
других организаций, вспомогательных
или конкурирующих, и влияния, оказываемого
меняющимися социально-
Мониторинг стратегии заключается в рассмотрении стратегии и контроле за соответствием осуществляемой деятельности, ее видов и результатов — стратегии, и особенно целям, задачам и приоритетам. Мониторинг стратегии является основной необходимостью для любой организации, для того чтобы обеспечить соответствие ее стратегии и используемых ресурсов (рис 17.4).
Преимущество использования
мониторинга стратегии и
Мониторинг представляет собой непрерывный процесс сбора, обработки, оценки и подготовки решений, направленных на достижение целей и задач организации.
Процессы мониторинга зависят от потребностей и условий конкретной организации, но формируются на следующих общих принципах.
Всесторонность. Мониторинг должен быть всесторонним, основываться на простых и сводных измерениях, фокусируясь на исключениях.
Соответствие. Мониторинг должен соответствовать миссии, видению, целям и стратегии предприятия.
Приемлемость. Эффективный метод мониторинга должен быть приемлем для его объектов. Необходимо уважать их личное пространство и не вторгаться в повседневные обязанности.
Своевременность. Данные мониторинга должны быть доступны, позволяя выявлять отклонения, о которых надо немедленно сообщить для принятия верных и оперативных решений.
Доказательность. Информация, полученная в ходе мониторинга, должна поддаваться проверке другими средствами, т. е. быть точной и по возможности основанной на фактах.
Динамичность. Любая форма мониторинга должна допускать оперативные корректирующие меры.
Гибкость/адаптируемость. Систе
Задача мониторинга – применение всех методов оценки качества (как комплексных, так и дифференциальных). В настоящее время комплексные количественные оценки качества все больше и больше внедряются в различные сферы человеческой деятельности.
Существующие сейчас методики оценки качества могут быть описаны одним алгоритмом. Таким образом, принято считать, что:
К наиболее распространенным методам мониторинга процессов следует отнести проведение внутренних и внешних проверок и анализ запланированных и выполненных мероприятий.
Проверка – это систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельства соответствия и объективного оценивания с целью установления степени выполнения установленных критериев. Проведение проверок позволяет определить:
Взаимосвязь мониторинга
процессов и измерений
Любая стратегия
начинается с мониторинга. А мониторингу,
как говорят специалисты, учат по
Гегелю. А нашему с вами "кораблю"
(см. статью "С ног на голову..."
в № 5 (9) журнала "Я - руководитель")
нужен компас и карта. Начиная
разговор о мониторинге, приведем некоторые
аксиомы менеджмента.
"О будущем мы знаем только две вещи:
первое - это то, что оно неизвестно, и второе
- оно может отличаться от настоящего и
от наших сегодняшних ожиданий.
В этих утверждениях нет ничего нового и особенного. Но из них можно сделать далеко идущие выводы:
-любая
попытка основывать
-но именно
потому, что будущее нельзя
Питер Друкер. Эффективное управление.
Для того чтобы разрабатывать
стратегию, необходимо понимать, что
происходит, и иметь достаточную
информацию для принятия решения. Это
очевидно. Однако как быть, если данные
о состоянии внешней среды
весьма противоречивы, либо вы как лицо,
ответственное за организацию мониторинга
получаете ежедневно
Постараемся заглянуть глубже в принципы и процедуры стратегического мониторинга.
Первое, о чем говорят специалисты, - трафаретных методик мониторинга не существует. Это вполне понятно и очевидно, поскольку происходящие события во внешней среде и поступающий поток информации не может обрабатываться одним фильтром для всех организаций. Поэтому вопрос о том, как этот фильтр создать, и есть искусство мониторинга.
Второе, обязательное
использование методик
Третье, мониторинг должен осуществляться непрерывно, это не разовая акция по исследованию рынка, поскольку время обработки информации после ее сбора может длиться дольше, нежели это необходимо для принятия решения. С правильным шагом можно просто опоздать.
Наконец, четвертое, мониторинг должен быть целенаправленным. Нельзя собирать и обрабатывать информацию ради самого процесса. В данном случае необходимо отчетливое понимание, что собранная и обработанная информация необходима для принятия решения, как в краткосрочной перспективе, так и в долгосрочном аспекте, когда требуется в течение долгого времени отслеживать состояние анализируемого объекта.
Теперь вернемся
к практическому аспекту
Практически специалисту,
занимающемуся вопросами
Вот как может
выглядеть цепочка
- выбор метода - реализация метода и анализ данных - предоставление информации для принятия решения".
За каждой из этих позиций стоит творчество, наука и практика. Поэтому, дорогие друзья, - дерзайте.
Несколько слов об источниках информации. Нет смысла фантазировать. Любую информацию, достаточную для принятия решения, можно почерпнуть из открытых источников. Главное - поставить нужные фильтры.
Вот тут и кроется
вся тайна стратегического
Вот как о применении
стратегического мониторинга
Еще одним наблюдением поделился с нами предприниматель, торгующий на Петровском рынке. Он отметил, что пик продаж в 1999-2003 соответствовал датам выдачи заработной платы на ОАО "НЛМК". Достаточно интересное наблюдение.
Один из директоров туристического агентства поведал нам историю своего мониторинга: "В конце января и в середине мая мы осуществляем адресную рассылку предложений отдохнуть на элитных курортах. Адресатами являются преподаватели вузов. Такая идея мне пришла в голову, когда моя супруга, достаточно занятый человек, вдруг не смогла сдать экзамен в одном из вузов.... Дальнейшие комментарии, я думаю, излишни".
Все эти примеры
указывают еще на одну важную часть
стратегического мониторинга - поведение
потребителей. Все дело в том, что
оно не всегда рационально, скорее -
наоборот - иррационально, поэтому изучать
и мониторить поведение крайне необходимо,
если вы хотите устоять и выжить в конкурентной
борьбе. А управлять потребительским поведением,
обеспечивая эффективный менеджмент компании
- высший пилотаж стратегического менеджмента.
Подводя итоги, укажем
наши рекомендации тем руководителям,
которые хотят сделать будущее своего
предприятия управляемым.