Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 13:11, курсовая работа
Показатель прибыли позволяет оценить эффективность работы организации в целом, складывающейся из эффективности использования всех организационных ресурсов, в том числе каждого сотрудника. Естественно, что сотрудники неодинаково выполняют свои производственные обязанности - в любой организации или подразделении есть лидеры, аутсайдеры и середняки.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1.Основные функции оценки трудовой деятельности персонала
Формы оценки персонала
Общие подходы к аттестации сотрудников
Глава 2. Количественные и качественные методы оценки персонала
Метод стандартных оценок
Экспертные оценки
Сравнительные методы
Оценка по методу черт
Оценка на основе анализа труда
Метод оценочных центров
Управление посредством установки целей
Глава 3. Диагностическая система оценки
Общие подходы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Одна из важнейших методических проблем - кто должен оценивать работника. В практике большинства фирм этим занимается менеджер - управляющий. Кроме него в ряде случаев этим занимаются:
Методы оценки, при которых сотрудников оценивает непосредственный руководитель, являются традиционными для большинства современных компаний. Они эффективны в крупных иерархических организациях, действующих в условиях достаточно стабильной внешней среды.
В
тоже время, этим методам присущ ряд
недостатков, делающих их неадекватными
для современных динамичных компаний,
которые функционируют в
Неудовлетворенность
многих организаций традиционными
методами аттестации побудила их начать
активные поиски новых подходов к
оценке персонала, в большей степени
соответствующих реалиям
В
целевых и плановых оценках, а
также в текущих оценках
1.2 Общие подходы
к аттестации сотрудников
Аттестация - представляет собой процесс оценки эффективности выполнения сотрудником своих должностных обязанностей, осуществляемой его непосредственным руководителем. Аттестация включает в себя несколько этапов: определение даты аттестации, подготовка сотрудника и руководителя, аттестационное собеседование и заполнение формы.
Личный план сотрудника. Одним из результатов аттестационного собеседования является утверждение личного плана сотрудника на следующий аттестационный период. Основное назначение плана - выработка "рецепта" для повышения эффективности работы сотрудника. Существует несколько форм таких планов, хотя наиболее распространенными (и взаимодополняющими) в настоящее время являются индивидуальный план развития и личные цели.
Индивидуальный
план развития (рис.1) представляет собой
самооценку сотрудника (применительно
к занимаемой им должности), его видение
того, как он мог бы улучшить результаты
своей профессиональной деятельности
и мероприятия, которые могли бы помочь
ему в самосовершенствовании. Часто индивидуальный
план содержит пункт о профессиональном
долгосрочном развитии сотрудника, т.е.
развитии его карьеры.
Ф.И.О._________________ | |
Должность:_____________ | Подразделение:_______________ |
б) В
чем вам нужно
совершенствоваться?
а) Каким
образом Вы могли бы улучшить свои
результаты в данных областях? б) Какое обучение могло бы Вам в этом помочь? |
Рис.1. Индивидуальный
план развития
Личные цели - это ограниченный набор ключевых задач для сотрудника на аттестационный период. Установление личных целей является элементом системы управления посредством установки целей. Включаемые в личный план цели должны быть конкретными, поддающимися измерению, напряженными и связанными с задачами, стоящими перед организацией в целом и подразделением, в котором работает сотрудник. Для того чтобы достичь этого, цели, намеченные работником, обсуждаются им с руководителем. Результатом такого обсуждения является согласованный личный план сотрудника, которым он руководствуется в течение аттестационного периода.
Для проведения аттестации многие организации используют сегодня и индивидуальные планы развития, и личные цели. Первое дает возможность спланировать и оценить профессиональное развитие и рост работника, второе устанавливает конкретные профессиональные задачи и предоставляет инструмент оценки их выполнения.
Текущий
контроль. В течение всего аттестационного
периода руководитель осуществляет контроль
за работой сотрудника, в том числе за
выполнением индивидуального плана. Для
этих целей руководитель может использовать
специальную форму регистрации достижений
(рис. 2), позволяющую более объективно
аттестовать сотрудника в конце периода
и лучше подготовиться к аттестационному
собеседованию.
|
Рис. 2 Форма регистрации достижений
2.1 Метод стандартных
оценок
Наиболее
старым и самым распространенным
методом оценки является метод стандартных
оценок. Руководитель заполняет специальную
форму, оценивая отдельные аспекты
работы сотрудника в течение аттестационного
периода по стандартной шкале (рис. 3).
Вес |
Фактор | Оценка | Комментарий |
30% | Качество работыАккуратность и тщательность в работе. Соответствие стандартам качества |
||
10% | ПланированиеСпособность разрабатывать
и реализовывать планы |
||
25% | ОрганизацияСпособность эффективно использовать ресурсы и время для достижения результатов |
||
15% | Руководство/ЛидерствоСпособность мотивировать и руководить людьми, устанавливать стандарты, оценивать работу подчиненных и способствовать ее улучшению |
||
10% | КоммуникацияСпособность эффективно взаимодействовать с людьми, ясно выражаясь в устной и письменной форме |
||
10% | Отношение к работеОтветственность, способность работать с большой нагрузкой |
||
Итоговая
оценка:
П (превосходно) О (отлично) Х (хорошо) НО (ниже ожидаемого)
Н (неудовлетворительно) Комментарии: |
Рис.
3 Форма аттестационного листа
Данный метод отличается малыми издержками и общедоступностью. Руководителю не требуется ни специальной подготовки, ни значительных затрат времени или других ресурсов. Использование данного метода также обеспечивает единообразие аттестации всех сотрудников.
Однако метод стандартных оценок страдает рядом серьезных недостатков. Во-первых, аттестацию проводит один человек - руководитель, что предполагает высокую степень субъективности и односторонности оценки. Хотя он должен принимать во внимание только профессиональные качества сотрудника, на оценке могут отразиться личные взаимоотношения с подчиненным. Во-вторых, стандартная шкала не учитывает особенностей профессиональной деятельности каждого отдельного работника, что может повлиять на качество оценки.
Чтобы
преодолеть эти недостатки, некоторые
организации усовершенствовали
метод стандартных оценок следующим
образом: форма оценки заполняется
не самим руководителем, а специалистом
по управлению человеческими ресурсами.
При использовании этого метода
аттестации повышается степень объективности
оценки за счет использования
2.2 Экспертные оценки
Количественные оценки, например деловых и организаторских качеств работника, производятся, как правило, с помощью экспертных оценок. При этом для характеристики кандидата на должность сначала устанавливают (с учетом специфики производства и условий работы) 6-7 критериев. Например:
По каждому из этих критериев на основе изучения деятельности кандидатов на должность дается соответствующая оценка по избранной шкале, например, пятибалльной (отлично - 5; хорошо - 4; удовлетворительно - 3; не -удовлетворительно - 2; плохо - 1).
Оценки по критериям обычно располагают по нарастающему количественному значению. Например, при оценке по критерию "способность организовывать и планировать труд":
Информация о работе Методы оценки трудовой деятельности персонала