Методы оценки стратегического выбора

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 13:15, реферат

Описание работы

Стратегический выбор – это второй ключевой этап стратегического процесса управления, в котором можно выделить три компонента.
Выработка вариантов стратегии. Стратегический выбор включает выработку серии стратегических альтернатив, исходя из целей компании, ее преимуществ и недостатков, а также внешних возможностей и угроз. Каждая стратегическая альтернатива может представлять возможные направления действий. На этом этапе фигурирует следующий основной вопрос: какие направления стратегического развития кажутся наиболее приемлемыми?

Работа содержит 1 файл

Методы оценки стратегического выбора.doc

— 68.50 Кб (Скачать)

    Однако  в действительности, даже в тех  случаях, когда применяется рациональный подход к выбору стратегии, часто  бывает необходимо переопределить цели в свете изменений положения  организации относительно факторов среды. Таким образом, данное действие, описываемое как «пост-рационализация», устанавливает, что цели соответствуют стратегии и, наоборот, стратегия соответствует целям. Для успешного использования данного метода необходимо, чтобы цели были четко определены и поняты, а также выражены количественно.

    Обращение к вышестоящему звену управления

    Это тоже достаточно распространенный метод  выбора конкретной стратегии из серии  альтер­натив. Обычно серия жизнеспособных вариантов стратегии совместно  с индивидуальными оценками передается более высокому руководству, которое и должно принять решение о конкретном пути действий. Это звено управления впоследствии, руководствуясь своей предпринимательской интуицией, примет решение, исходя из того, в какой мере конкретная стратегия соответствует общему предназначению организации.

    Наем  консалтинговых агентств, не входящих в организацию 

    Наем  консалтинговых агентств, не входящих в организацию, – обычное явление  при выборе стратегии. Хотя их часто  нанимают из-за каких-либо конфликтов внутри организации, широта и глубина опыта персонала агентств в различных вопросах управления ценны сами по себе. Консультанты часто имеют богатый опыт работы с различными организациями, который можно приложить к конкретной ситуации. При принятии решения в таких случаях также необходима объективность.

    Оценка  стратегии предполагает оценку выработанных стратегических вариантов для определения  их пригодности и сравнение результатов  осуществления стратегии с уровнем  достижения целей.

    Эффективная система оценки требует наличия трех основных элементов: мотивации, инфор­мации и критериев оценки принятия решений по результатам оценки стратегии.

    Выделяются  следующие критерии оценки стратегии: последовательность осуществления  стра­тегии, согласованность с требованиями среды, осуществимость стратегии, приемлемость для групп влияния, преимущества по отношению к конкурентам.

    Существуют  специальные методы оценки стратегии, наиболее известными из которых являются следующие: анализ портфеля заказов, матрица  Мак-Кинси, анализ жизненного цикла, бенчмаркинг.

    Анализ  отдачи от стратегии представлен  следующими видами оценки: анализ прибыльности и анализ затрат и результатов.

    Анализ  затрат и результатов представляет собой попытку дать денежное выражение  всем затратам и результатам варианта стратегии. Он позволяет определить, превышают ли результаты данного варианта стратегии расходы по нему, и дает возможность стратегам выбрать альтернативу, которая обеспечивает максимальный чистый доход.

    Методы  оценки риска осуществления стратегии  включают в себя прогнозирование финансовых коэффициентов (коэффициенты финансовой зависимости, коэффициенты лик­видности, коэффициенты рентабельности); анализ чувствительности; матрицы решений; имитационное моделирование.

    Определение финансовой осуществимости стратегий включает анализ движения денежных средств, анализ чувствительности, анализ безубыточности.

Анализ  отдачи от стратегии.

Как уже  отмечалось, при проектировании стратегии  необходимо разработать критерии оценки как хода процесса ее реализации, так  и оценки финального состояния организации, когда стратегический план завершен и пришло время оценивать преимущества, достигнутые организацией в результате осуществления стратегии. Этот процесс оценки называется анализом отдачи от стратегии. Несмотря на все многообразие целей и задач, преследуемых организациями в стратегическом процессе, и различение типов организаций, можно выделить несколько групп технологий анализа, которые позволяют оценить как количественные, так и качественные изменения, произошедшие в организации. Рассмотрим последовательно такие из них, как финансовые показатели стратегического анализа, анализ прибыльности и анализ затрат и результатов. Но предварительно выскажем несколько замечаний общего характера относительно значения финансовой информации в оценке и выборе стратегии.

Чтобы быть эффективной, система финансовой информации должна обладать целым рядом  важных характеристик. Например, она  должна быть оптимальной. Слишком много  информации так же плохо, как и  слишком мало, избыток органов  контроля может принести больше вреда, чем пользы.

Для эффективной  системы финансовой информации в  интересах оценки стратегии информация должна обладать следующими характеристиками.

• Предоставляемая  информация должна быть значимой. Она  должна быть связана с ключевыми целями и задачами стратегии.

• Система  должна представлять своевременную  информацию. Необходимо выяснить: дает ли она информацию, которая может  быть использована командами управляющих  в ходе процесса стратегического  управления?

• Система  должна быть разработана так, чтобы представлять достоверную картину происхо­дящего. Информация должна точно отображать ситуацию.

• Она  должна обеспечивать действие и направляться тем лицам в организации, которые  должны предпринимать основанные на ней действия.

• Информация должна способствовать развитию здравого смысла и взаимопонимания. Пред­ставляемая информация не должна довлеть над решениями. Ни одно подразделение не может позволить себе не сотрудничать с другим подразделением только из-за вопросов оценки.

• Финансовые отчеты должны быть простыми, не слишком громоздкими или ограниченными. Проверкой качественной системы является ее полезность, а не сложность.

• Необходимо признать, что не существует одной  эффективной системы финансовой инфор­мации. Единственные в своем роде характеристики организации, включающие размеры, стиль управления, цели, проблемы и сильные стороны, определяют конечную структуру.

Методы  оценки, применяемые для выявления резервов фирмы.

Экономическая категория «резервы экономического развития предприятия», отражающая достижение динамичного соответствия между различными факторами производства – землей, трудом, капиталом и координацией деятельности, тесно связана с системой оценок. Оценка выступает инструментом измерения состояния каждого из названных факторов и является первым шагом в процессе выявления резервов.

Вопрос  выбора оценок становится особенно актуальным в период трансформации экономической  системы. Пересмотру подвергаются не просто конкретные методы оценивания, а представления  исследователей и практиков о новой складывающейся экономической действительности. Экономические объекты меняют свою природу с централизованной на рыночную и для приведения факторов производства в соответствие с новой хозяйственной средой необходимы новые методики оценок, способствующие выявлению резервов развития предприятия в кризисный период.

Однако  это не означает, что изменение  экономических отношений должно повлечь за собой тотальный отказ  от системы оценивания, разработанной  в периоды централизованно управляемого хозяйства. Более того, именно гибкостью управления в переходный период определяется степень эффективности адаптации социально-экономической системы в целом и производства в частности к новым экономическим реалиям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    *Люкшинов А. Н. Стратегический менеджмент. М., 2000.

    Оценка  стратегии предполагает оценку выработанных стратегических вариантов для определения  их пригодности и сравнение результатов  осуществления стратегии с уровнем  достижения целей.

    Эффективная система оценки требует наличия трех основных элементов: мотивации, информации и критериев оценки принятия решений по результатам оценки стратегии.

    Выделяются  следующие критерии оценки стратегии: последовательность осуществления  стратегии, согласованность с требованиями среды, осуществимость стратегии, приемлемость для групп влияния, преимущества по отношению к конкурентам.

    Существуют  специальные методы оценки стратегии, наиболее известными из которых являются следующие: анализ портфеля заказов, матрица  Мак-Кинси, анализ жизненного цикла, бенчмаркинг.

    Анализ  отдачи от стратегии представлен  следующими видами оценки: анализ прибыльности и анализ затрат и результатов.

    Анализ  затрат и результатов представляет собой попытку дать денежное выражение  всем затратам и результатам варианта стратегии. Он позволяет определить, превышают ли результаты данного варианта стратегии расходы по нему, и дает возможность стратегам выбрать альтернативу, которая обеспечивает максимальный чистый доход.

    Методы  оценки риска осуществления стратегии  включают в себя прогнозирование финансовых коэффициентов (коэффициенты финансовой зависимости, коэффициенты ликвидности, коэффициенты рентабельности); анализ чувствительности; матрицы решений; имитационное моделирование.

    Определение финансовой осуществимости стратегий включает анализ движения денежных средств, анализ чувствительности, анализ безубыточности.

    Возможны  различные варианты выбора стратегии. Наиболее часто в управленческой практике используются: выбор в зависимости  от целей организации, выбор стратегии  как прерогатива высшего руководства, наем консалтинговых агентств для оценки и выбора стратегии.


Информация о работе Методы оценки стратегического выбора