Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:34, курсовая работа
Процесс формирования рыночных отношений предполагает все большую значимость обеспечению организаций квалифицированными кадрами. Без разработки реализации кадровой политики. Основная задача кадрового планирования - это «перевести» имеющиеся цели и планы организации в конкретные потребности в квалифицированных служащих, т.е. вывести неизвестную величину необходимых работников из наличного уравнения планов организации, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
1.Теоретические аспекты кадрового планирования.
1.1. Место и роль кадрового планирования системе планового предприятия.
Процесс формирования рыночных отношений предполагает все большую значимость обеспечению организаций квалифицированными кадрами. Без разработки реализации кадровой политики. Основная задача кадрового планирования - это «перевести» имеющиеся цели и планы организации в конкретные потребности в
квалифицированных служащих, т.е. вывести неизвестную величину необходимых работников из наличного уравнения планов организации, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
Кадровое планирование – это составная часть
планирования в организации. Оно будет малоэффективным, если его рассматривать изолировано от всей системы планирования, поскольку на решение по кадровым вопросам оказывают огромное влияние другие планы организации, которые могут привести к отрицательным последствиям. Поэтому кадровое планирование должно учитываться в деятельности организации, которое имеет несколько основных моментов:
- Процесс кадрового планирования – это анализ стратегического плана организаций. Это цели, которые в будущем встают перед организацией в сфере
производительности труда. Цели, которые организация планирует достигнуть в течение года, три, пять лет. Четкое определение этих целей будет являться ориентиром, которое будет важным решением в сфере человеческих ресурсов.
- Прогнозирование потребности организации в персонале .
На процесс совершенствования технологии влияет качественная и количественная потребность в персонале.
Количественная
потребность в персонале – это потребность в определенном числе работников разных специальностей. Эта потребность делится на следующие методы:
- Метод времени, который необходим для выполнения работ;
- Численность персонала;
- Метод норм обслуживания;
- Статистические методы;
- Методы экспертных оценок.
Качественная потребность – потребность определенных специальностей и уровня квалификации. Также можно выделить следующие подходы:
- Штатное расписание;
- Опрос экспертов;
- Анализ документаций;
- описание рабочих мест.
Важной функцией кадрового планирования – это потребность в дополнительной рабочей силе, временному графику и разделение направлений компании.
3.Внутреняя рабочая сила.
Следующие данные позволяют выявить, препятствие достижению поставленных целей:
- Демографические данные;
- Образовательный уровень;
- Аттестация;
- Реальный уровень производительности.
4.Оценка внешних источников рабочей силы.
5.Увязка потребности организации.
6.Разработка комплексных планов мероприятий. Целью
этого момента является сокращение разрыва между наличными ресурсами организации и будущими потребностями. Планы мероприятий: программа обучения, стажировки, переводы и планы развития.
Кадровое планирование проходит в три этапа:
На первом этапе устанавливаются главные
задачи. Они обеспечивают количественную и качественную эффективность на рабочем месте.
На втором этапе вырабатывается кадровая стратегия. Это развитие и обновление кадрового планирования, обеспечение индивидуальных возможностей каждого работника.
На третьем этапе кадрового планирования определяются конкретные цели каждого работника, уточняя
принципы руководства внутри организации.[1,стр.56]
Нередко смешивают два вида планирования: бюджетное и кадровое. Кадровое планирование, как мы уже сказали – это планирование численности и состава сотрудников организации. Бюджетное планирование – расчет фонда оплаты труда (это расходы на оплату работ и услуг, на найм персонала и его обучение).
Факторы, влияющие на кадровое планирование:
· стратегия развития предприятия;
· финансовые возможности предприятия, допустимый уровень издержек на управление персонала;
· количественные и качественные характеристики персонала;
· ситуация на рынке труда (количественные и качественные характеристики предложения труда по профессиям предприятия, условия предложения);
· спрос на рабочую силу со стороны конкурентов, складывающийся уровень заработной платы;
· жесткость в отстаивании интересов
работников;
- влиятельность профсоюзов;
· требования трудового законодательства, принятая культура работы с наемным персоналом.
Вопросы, которые нам помогут рассмотреть
теоретические аспекты кадрового планирования:
- сколько работников, какого уровня квалификации, когда и где будут необходимы;
- каким образом можно привлечь необходимый и сократить излишний персонал, учитывая социальные аспекты;
- каким образом можно использовать работников в соответствии с их способностями, целенаправленно содействовать повышению квалификации кадров и приспосабливать их знания к меняющимся требованиям;
- каких затрат потребуют планируемые кадровые мероприятия.
Кадровое планирование осуществляет отдел кадров организации по информации, поступающей от структурных подразделений. Цели планирования должны формулироваться
систематически, необходимым требованием является учет правовых норм и принципов политики организации. На содержание кадрового планирования оказывают существенное влияние колебания товарного рынка, изменения структуры спроса на производимые товары и услуги. Планирование, в свою очередь должно опережать изменения в жизненном цикле производимой продукции и воздействовать на техническое развитие производства. Для этого проводятся мероприятия по планированию трудового потенциала предприятия, они охватывают стратегическое развитие кадров и системы стимулирования, усиление участия сотрудников в управлении, целенаправленный отбор кадров, имеющих знания и способности, необходимые для выполнения будущих задач[2, стр121]
Определение перспектив развития кадрового потенциала предприятия помогает поставить основные задачи кадрового планирования:
- согласование кадрового планирования с планированием организации в целом;
- эффективное взаимодействие между плановым отделом организации и плановой группой кадровой службы;
- Успешное осуществление стратегии организации;
- выявление главных кадровых проблем и потребностей при стратегическом планировании;
- улучшение обмена информацией по персоналу.[3]
При осуществлении кадрового планирования организация можно выделить следующие цели:
- приобретение и удержание квалифицированных работников в необходимом количестве;
- использование потенциала своего персонала наилучшим образом;
- предвидение проблем, возникающих из-за возможного избытка или нехватки персонала.
Характер оценок потребности в персонале
Оценка потребности организации в персонале может носить количественный и качественный характер.
Количественная оценка потребности в персонале, призванная ответить на вопрос “сколько?”, основывается на анализе предполагаемой организационной структуры (уровни управления, количество подразделений, распределение ответственности)
, требований технологии производства (форма организации совместной деятельности исполнителей), маркетингового плана (план ввода в строй предприятия, поэтапность разворачивания производства), а также прогнозе изменения количественных характеристик персонала (с учетом, например, изменения технологии). При этом, безусловно, важной является информация о количестве заполненных вакансий.
Качественная оценка потребности в персонале — попытка ответить на вопрос “кого?”. Это более сложный вид
прогноза, поскольку вслед за анализом, аналогичным для целей количественной оценки, должны учитываться ценностные ориентации, уровень культуры и образования, профессиональные навыки и умения того персонала, который необходим организации. Особую сложность представляет оценка потребности в управленческом персонале. В этом случае необходимо учесть, как минимум, возможности персонала “определять рациональные оперативные и стратегические цели функционирования предприятия и осуществлять формирование оптимальных управленческих решений, обеспечивающих достижение этих целей”.
Важный момент в оценке персонала — разработка организационного и финансового планов укомплектования, включает:
- разработку программы мероприятий по привлечению персонала;
- разработку или адаптацию методов оценки кандидатов;
- расчет финансовых затрат на привлечение и оценку персонала;
- реализацию оценочных мероприятий;
- разработку программ развития персонала;
- оценку затрат на осуществление программ развития персонала.[4,стр150]
Уровни кадрового планирования:
- стратегическое;
- тактическое;
- оперативное.
Черты стратегического кадрового планирования:
- проблемно-ориентированный, долгосрочный характер;
- ориентированность на конкретные проблемы;
- высокий уровень зависимости от внешних факторов (экономических, технологических, социальным);
- концентрация на своевременном распознавании главных тенденций развития, их качественной оценке;
- согласованность с технической политикой организации и долгосрочной производственной программой.
Черты тактического кадрового планирования:
- среднесрочность планов;
- ориентированность на решение конкретных проблем управления персоналом;
- реализация кадровых программ руководителями среднего звена.
Черты оперативного кадрового планирования:
- имеет краткосрочный характер;
- ориентировано на достижение отдельных оперативных целей;
- основной план - оперативный план - содержит точно обозначенные цели и указания на конкретные цели и указания на конкретные мероприятия, направленные на достижение этих целей.