Методы и задачи планирования в современной системе менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку планов. Динамичный процесс планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции, не используя преимущества планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия.

Содержание

Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Планирование. Методоы и задачи планирования……………………….……5
1.1. Планирование………………………………………………………………...5
1.2. Методы планирования……………………………………………………….8
1.3.Задачи планирования……………………………………………………......10
2. Оценка планирования на предприятии в рыбопромышленном холдинге «Дельта-плюс»…………………………………………………………………...12
2.1. Краткая характеристика предприятия……………………………………..12
2.2 Краткая экономическая характеристика предприятия…………………13
2.3 Планирование деятельности предприятия…………………………………15
2.4 Основные направления совершения планирования в организации……...25
Заключение………………………………………………………………………29
Список используемой литературы……………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 64.58 Кб (Скачать)

Академия  труда и социальных отношений 
 
Социально-экономический факультет 
 
Кафедра экономики и менеджмента 
 
 
 
 
 
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ 
 
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА» 
 
 
 
на тему: 
 
«Методы и задачи планирования в современной системе менеджмента» 
 
 

 
 
Работа выполнена студенткой 
 
3-ей группы 3-ого курса очного 
отделения  
 
социально-экономического факультета 
 
Овсянниковой Анастасией Владимировной 
 
Научный руководитель 
 
Молчанова Е.С
 
 

Москва 2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Планирование. Методоы и задачи планирования……………………….……5

1.1. Планирование………………………………………………………………...5

1.2. Методы планирования……………………………………………………….8

1.3.Задачи планирования……………………………………………………......10

2. Оценка планирования  на предприятии в рыбопромышленном  холдинге «Дельта-плюс»…………………………………………………………………...12

2.1. Краткая характеристика  предприятия……………………………………..12

2.2 Краткая  экономическая характеристика предприятия…………………13

2.3 Планирование  деятельности предприятия…………………………………15

2.4 Основные направления  совершения планирования в организации……...25

Заключение………………………………………………………………………29

Список используемой литературы……………………………………………..30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс  выбора целей организации и путей  их достижения. Планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку планов. Динамичный процесс планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции, не используя преимущества планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия.

     Процесс планирования обеспечивает основу для  управления членами организации. Проецируя  все выше написанное на реалии обстановки в нашей стране, можно отметить, что планирование становится все  более актуальным для российских предприятий, которые вступают в  жесткую конкуренцию как между  собой так и с иностранными корпорациями. Некоторые организации  и предприятия могут достичь  определенного уровня успеха, не затрачивая большого труда на формальное планирование. Более того, планирование само по себе не обеспечивает успеха. Тем не менее, формальное планирование может создать ряд важных и часто существенных благоприятных факторов для организации.

     Современный темп изменения и увеличения знаний является настолько большим, что  планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству средство создания плана на длительный срок. Планирование дает также основу для принятия решения. Знание того, чего организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действий. Формальное планирование способствует снижению риска при принятии решения. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях предприятия или о внешней ситуации. Планирование, поскольку оно служит для формулирования установленных целей, помогает создать единство общей цели внутри организации. Сегодня в промышленности планирование становится скорее правилом, чем исключением.

     В странах с развитой рыночной экономикой планирование выступает важнейшим  инструментом государственного регулирования  хозяйства. Планомерное развития общества - одно из основных достижений человеческой цивилизации. Необходимость его диктуется требованием объективного закона соразмерности воспроизводственного процесса. Планирование помогает поддерживать необходимые экономические пропорции. С его помощью обеспечивается согласованная целенаправленность функционирования всех звеньев хозяйственной системы общества. 

 

1.Планирование. Методоы и задачи планирования 

1.1. Планирование

            Планирование - это одна из основных функций менеджмента. В широком смысле планирование это деятельность, направленная на определение целей и задач организации, а также распределение и перераспределение ресурсов для реализации поставленных задач. 
В узком смысле - это процесс составления специальных документов, цель которых состоит в сочетании и координации работы, организации и повышении ее эффективности.

       Цель планирования: обеспечение взаимосвязи между отдельными подразделениями и всей фирмой, включая всю технологическую  цепочку, от научно-исследовательских разработок до производства и сбыти продукции. 
Виды планирования по срокам:

  1. долгосрочное осуществляется на срок более пяти лет и заключается в разработке перспективных целевых программ (стратегическое планирование);
  2. среднесрочное осуществляется на срок от года до пяти лет (различные программы);
  3. краткосрочное осуществляется на срок менее года (оперативные планы на день и др.).

    Виды  планирования по содержанию:

  1. Генеральное планирование определяет цели к принципы деятельности на длительную перспективу. Оно всегда долгосрочное и выполняется чаше всего научными, реже проектными организациями. Как правило оно охватывает деятельность большого числа организаций. Примерами могу; служить, генеральные планы развития городов или сельских районов, генеральные планы освоения новых территорий, целевые долгосрочные программы охраны природы.
  2. Стратегическое планирование предполагает реализацию целей, постав ленных в генеральных планах. Оно обычно охватывает деятельность конкретной организации и определяет пути развития этой организации с точки зрения повышения ее эффективности. Такое планирование является в основном долгосрочным.
  3. Оперативное планирование является средством упорядочения текущей работы и включает составление месячных, декадных и недельно-суточных планов. К нему можно отнести и ежедневное (почасовое) планирование. Оперативное планирование является процессом доведения до непосредственных исполнителей тех задач, которые ставятся более общими планами. Кроме того нужно учесть, что никогда нельзя точно предвидеть псе возможные ситуаций. Всегда требуется не только конкретизация, но и определенная корректировка ранее намеченных действий применительно к складывающимся условиям.

В общем, в процессе планирования можно выделить:

  • процесс целеполагания (определение системы целей);
  • процесс сочетания (координации) целей и средств их достижения;
  • процесс развития или единство существующей системы работы организации с ее будущим развитием.

       Целеполагание - это процесс разработки системы целей, начиная от общих целей организации и заканчивая целями отдельных ее подразделений. В результате получается дерево целей, которое лежит в основе всего процесса планирования.

    Само по себе наличие цели еще не означает, что она будет достигнута, необходимо наличие соответствующих материальных, финансовых и людских ресурсов. При этом часто от количества этих ресурсов зависит уровень достижения цели. Так, например, для создания предприятия в определенной отрасли необходимы первоначальные вложения не менее № млн рублей. Этот финансовый ресурс обязательно должен быть в наличии, и тогда будет обеспечено сочетание цели и средства ее достижения. Как результат координации появляются планы, в которых сочетаются мероприятия по достижению целей, сроки, средства и исполнители.

     Для реализации процесса планирования также необходимо иметь налаженную организационную систему. Работа организации направлена на достижение планового показателя, и от того, как построена и скоординирована эта работа, зависит результат. Даже самые идеальные планы не будут реализованы без соответствующей организации. Должна существовать исполнительская структура. Кроме того, у организации должна существовать возможность будущего развития, так как без этого организация будет разрушаться (если мы не развиваемся, значит, мы умираем).

     Будущее организации зависит от условий среды, в которой она работает, от навыков и знаний персонала, от того места, которое организация занимает в отрасли (регионе, стране).

     Весь процесс планирования в организации разделяется на два уровня: стратегический и оперативный. Стратегическое планирование - это определение целей и процедур организации в долгосрочной перспективе, оперативное планирование - это система управления организацией на текущий период времени. Эти два вида планирования соединяют организацию в целом с каждым конкретным подразделением и являются залогом успешной координации действий. Если брать организацию в целом, то планирование осуществляется в следующем порядке:

  1. Разрабатывается миссия организации.
  2. Исходя из миссии, разрабатываются стратегические ориентиры или направления деятельности (эти ориентиры часто называют качественными целями).
  3. Производится оценка и анализ внешней и внутренней среды организации.
  4. Определяются стратегические альтернативы.
  5. Выбор конкретной стратегии или пути достижения цели. Ответ на вопрос "что делать?".
  6. После установления цели и выбора альтернативных путей ее достижения (стратегии) основными компонентами формального планирования являются:
    • тактика, или как добиться того или иного результата (ответ на вопрос "как делать?"). Тактические планы разрабатываются на основе выбранной стратегии, они рассчитаны на более короткий период времени (текущий момент), разрабатываются менеджерами среднего звена, результат такого планирования появляется быстро, и его легко соотнести с конкретными действиями работников;
    • политика, или обще руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей;
    • процедуры, или описание действий, которые следует предпринимать в конкретной ситуации;
    • правила, или что должно быть сделано в каждой конкретной ситуации.
 

1.2. Методы планирования

     Под методами планирования понимается способ осуществления планирования, т. е. способ реализации плановой идеи. Выбор метода зависит от конкретной формы планирования и включает два аспекта: направление планирования и средства обоснования плановых решений

     В практике планирования можно выделить три направления планирования: прогрессивное, ретроградное и круговое.

     Прогрессивный метод планирования (способ планирования «снизу вверх»). При этом способе  планирование осуществляется от низших уровней иерархии (рабочих мест, участков, цехов) предприятия к высшим. Здесь низшие структурные подразделения сами составляют детальные планы своей работы, которые впоследствии интегрируются на верхнем уровне, образуя план предприятия.

     Ретроградный  метод («сверху вниз»). В этом случае процесс планирования осуществляется исходя из плана предприятия (портфеля заказов и госзаказа) путем детализации его показателей сверху вниз по иерархии. При этом структурные подразделения должны преобразовать поступающие к ним планы вышестоящих уровней в планы своих подразделений.

     Круговой  метод (встречное планирование) представляет собой синтез двух предыдущих методов. Он предусматривает paзработку плана в два этапа. На первом этапе (сверху вниз) приходится текущее планирование по главным целям. На втором этапе (снизу вверх) составляется окончательный план по системе детализированных показателей.

          Средства обоснования плановых решений должны способствовать нахождению оптимальных вариантов решения эконом и ческой проблемы. К ним условно можно отнести творчество планирующих подразделений (способность разрабатывать и применять нетрадиционные решения); адаптивный поиск, основанным на общем знании проблемы, данные бухгалтерского учета (как информационную 6aзy), предельный анализ (позволяющий контролировать и устанавливать прибыльное соотношение издержек и доходов предприятия), норму прибыли на вложенный капитал; дисконтирование.

Информация о работе Методы и задачи планирования в современной системе менеджмента