Методы формулировки и анализа проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 13:03, реферат

Описание работы

Прежде чем выискивать идеи, необходимо уяснить задачи, требующие решения. Возникновение проблемы разумнее всего воспринимать как шанс решить ее в рабочем порядке. Именно так и поступают опытные руководители и специалисты. Увидев, что возникла конкретная проблема, они рассматривают ее как повод решить, стоит ли вообще заниматься этим делом. Если да, то возникшая проблема становится производственной задачей.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
1. Формулирование проблемы...................................................................................5
2. Метод «Бритва Оккама».........................................................................................8
3. Диаграмма сродства..............................................................................................13
Заключение.................................................................................................................18
Список использованной литературы.......................................................................19

Работа содержит 1 файл

Реферат мат. методы.docx

— 323.74 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

ФГОУ  ВПО «Чувашский государственный  университет им. И.Н.Ульянова»

Экономический факультет 

Кафедра экономико-математического моделирования 
 
 
 
 
 
 

Методы  формулировки и анализа  проблемы 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                           Выполнила:

                                                                                           студентка 3 курса

                                                                                           группы ЭК-82-09

                                                                                           Захарова Юлия

                                                                                           Научный руководитель:

                                                                                           Бобин Д.В. 
 
 
 
 
 
 
 

Чебоксары 2012

Содержание

    Введение.......................................................................................................................3

    1. Формулирование проблемы...................................................................................5

    2. Метод «Бритва Оккама».........................................................................................8

    3. Диаграмма сродства..............................................................................................13

    Заключение.................................................................................................................18

Список  использованной литературы.......................................................................19

 

Введение

    Несколько очень умных людей, собравшихся  для обсуждения новых идей, вряд ли смогут начать обсуждение, если никто  из них ничего не предложит. Как выбрать  проблему, заслуживающую внимания? Кто определит точку его фокусировки? Как определить цели?

    Прежде  чем выискивать идеи, необходимо уяснить  задачи, требующие решения. Возникновение  проблемы разумнее всего воспринимать как шанс решить ее в рабочем порядке. Именно так и поступают опытные  руководители и специалисты. Увидев, что возникла конкретная проблема, они рассматривают ее как повод  решить, стоит ли вообще заниматься этим делом. Если да, то возникшая проблема становится производственной задачей.

    Чтобы решить, есть проблема или ее нет, лучше  всего попробовать ответить на следующие  вопросы:

  • Какую цель вы преследуете?
  • Над какими идеями вы хотели бы работать?
  • Что вы ожидаете от вашей работы?
  • Что в деловых отношениях вы хотели бы улучшить?
  • Что вообще вы хотели бы улучшить?
  • На какие дела вам не хватает времени?
  • Что еще вы ожидаете от своей работы?
  • Каковы не достигнутые вами цели?
  • Что вам нравится в вашей работе?
  • Что вас в ней раздражает?
  • Какие проблемы вы связываете с непониманием?
  • На что вы жалуетесь?
  • Какие изменения к худшему вы отмечаете в деятельности вашей фирмы?
  • Что вы ожидаете от сотрудников?
  • Какие перемены вы хотели бы реализовать?
  • На что уходит слишком много времени?
  • Что слишком проблематично?
  • Каковы "узкие места"?
  • В каких случаях вы работаете неэффективно?
  • Что вас утомляет?
  • Что в вашей работе выбивает вас из колеи?
  • Что надо организовать лучше?
  • Как еще можно делать деньги на работе?

    Вслед за этим идут типичные рабочие задачи:

  • Какие можно внести творческие предложения, связанные с производством?
  • Как снизить затраты и повысить производительность?
  • Каким образом сделать так, чтобы ваша продукция выгодно отличалась от продукции конкурентов?
  • Какой новый продукт требуется на рынке? Как расширить продукцию, представленную на рынке?
  • Каким образом увеличить уровень продаж на 20 процентов?
  • Какие новые способы сбыта можно придумать? Реально ли снизить затраты при существующих способах сбыта продукции?
  • Каким образом стать незаменимым для фирмы человеком?
  • Как лучше отвечать на жалобы клиентов?
  • Как повысить роль сервиса при сбыте изделий?
  • Какими способами можно улучшить качество рекламы товаров и услуг?
  • Как настроить сотрудников на более активный поиск путей продвижения производимых товаров на рынке сбыта?
  • Какие процедуры следует ввести, чтобы сократить "бумажную" работу?
  • Какие виды поощрений более значимы для сотрудников?
  • Как в большей мере ориентироваться на потребителя?
  • Возможно ли изменить к лучшему впечатление от вашей фирмы?
  • Как превзойти конкурентов?
  • Какое ваше изделие может стать "серебряной пулей"? ("Серебряная пуля" это главный продукт или основная услуга в данной области производства).

    1. Формулирование проблемы

    Эффективность работы групп или отдельных сотрудников, занимающихся решением проблем, во многом снижается за счет того, что они  не могут четко выделить или сформулировать проблему, подлежащую рассмотрению. Данная ситуация возникает в силу ряда основных причин:

    1. Разное представление членов группы об окончательных результатах своей работы. Любой человек в силу своей индивидуальности может концентрировать свое внимание на чем-то определенном, поэтому точки зрения на одну и ту же проблему будут различными. В качестве примера можно привести ситуацию, когда команда улучшения одной фирмы работала над проблемой, сформулированной как "плохие условия труда". Эта группа столкнулась с большими трудностями в процессе решения данной проблемы по той причине, что все члены группы имели различные представления о сути работы над проблемой. Вот какие точки зрения были у различных сотрудников:

  • Для повышения производительности следует улучшить условия труда.
  • Решить вопросы безопасности труда.
  • Уменьшить текучесть кадров.
  • Устранить препятствия в проведении переговоров по заработной плате.
  • Сделать работу в компании более привлекательной.

    2. Формулировка проблемы может содержать в себе завуалированное решение. Чаще всего при обсуждении проблемы на ум приходят уже готовые решения. Например, проблема, сформулированная как "Мы нуждаемся в новой программе по документообороту предприятия", уже содержит в себе готовое решение. Но, если сформулировать проблему иначе, например, "Неэффективный документооборот на предприятии", то можно найти множество способов решить эту проблему другими способами.

    3. Формулировка проблемы определена слишком пространно. В этом случае возможные решения трудно сформулировать, так как проблема определена слишком широко. Группе следует сделать формулировку более конкретной, четко определиться с тем, чтобы проблема была детально рассмотрена и четко обозначена ее формулировка.

    Важно помнить, что чем больше времени  будет потрачено на то, чтобы правильно  сформулировать, какую задачу предстоит  рассмотреть, тем правильней будет  ее решению. И наоборот: чем меньше времени уделяется определению  сути вопроса, тем вероятнее, что  решение окажется не самым лучшим.

    Прежде  всего, надо сформулировать задачу и  правильно определить ее суть. Процесс  формулирования задачи можно сравнить с борьбой сумо. Большую часть поединка борцы сумо - огромные и мощные японцы - сидят на корточках, присматриваются друг к другу. Борцы принимают позу, сохраняют ее некоторое время, затем встают, ходят и снова садятся на корточки. Так повторяется много раз, и вдруг они бросаются друг на друга, один быстро выталкивает соперника за татами, и поединок завершен!

    В процессе сидения на корточках и  принятия разных поз борцы ищут нужное положение тела, стараясь оптимально сосредоточиться, чтобы достойно встретить  главный удар. Единственная защита борца сумо заключается в сохранении правильной "центровки", в постоянной готовности к внезапной атаке  и оказанию немедленного отпора.

    Точно так же в процессе постановки задачи необходимо проделать ряд шагов, которые помогут определить «центровку»  задачи. Чтобы правильно определить суть задачи, нужно:

    1. Записать ее в виде вопроса, который начинается словами "Каким образом мы можем...?"

    2. Варьировать формулировку задачи, заменяя ключевые слова синонимами (например: разработать на преобразовать).

    3. "Растянуть" формулировку, чтобы расширить перспективу. Чтобы раскрыться для самых важных возможностей, несколько раз задайте себе вопрос «Почему?». Это позволит вам определить главную цель и разобраться с предположениями, что в свою очередь ведет к переосмыслению задачи. После того как вы дадите несколько ответов на вопрос "Почему?", сформулируйте по каждому своему ответу новые вопросы со словом «Как?».

    4. "Сжать" формулировку, чтобы сузить перспективу.

  • разделить задачу на ряд подзадач,
  • решить подзадачи,

    • продолжать задавать вопросы: «А как  еще?...», «А почему еще?...»

    Чтобы «сжать» задачу и выявить ее сильные  и слабые стороны, надо задавать специальные  вопросы: кто, что, где, когда, почему, как.

    Рассмотрим  несколько методов, позволяющих  существенно сократить время  на формулирование проблемы.

 

    2. Метод «Бритва Оккама»

    Вильям  Оккам родился в Англии в 1280 году. Монах-францисканец, философ-революционер, он учился в Оксфордском университете. Его труды лежат в основе современных  теорий управления. Оккам прославился  своим афоризмом: «Сущности не следует  умножать без необходимости». Это  утверждение, получившее название «бритвы  Оккама», широко применяется в наши дни и подразумевает, что все  явления, по возможности, должны иметь  простой и упорядоченный вид, и нам необходимо придерживаться сути проблемы.

    Метод «бритва Оккама» может помочь как группам, так и отдельным  сотрудникам более четко определить проблемы. Метод состоит из трех шагов.

    Шаг 1 Группа проводит мозговой штурм по выдвижению проблем предприятия, которые, по их мнению, существуют, создают помехи в деятельности и их необходимо решать. Выдвижение идей может происходить при использовании любых, наиболее удобных для группы методов мозгового штурма. Этот шаг не нужен, когда проблема формулируется с самого начала, это касается в основном целевых групп или групп в подразделениях.

    Шаг 2 Далее необходимо выбрать из большого списка идей, полученных в результате мозгового штурма, те, над которыми группа хотела бы работать. Существуют два метода, которые позволяют достичь подходящего результата, не рассматривая каждую идею во всех подробностях: анализ темы и четыре директивы.

    а) Анализ темы

    Анализ  темы заключается в простой перегруппировке  высказанных в ходе мозгового  штурма идей по общим категориям и  темам. Для этого необходимо сделать  следующее:

  1. Группа должна обсудить весь список выдвинутых идей и обозначить главные темы, которые содержатся в данных формулировках. Обычно выделяется не более 5-8 тем.
  2. При анализе темы, кроме формулировки главных категорий, необходимо ввести категорию «другие», чтобы поместить в нее разнообразные предложения, не подходящие ни к одной из выдвинутых тем.
  3. После согласования заголовков и тем, нужно распределить все идеи, полученные во время мозгового штурма, по категориям. При этом необходимо соблюдать два правила:
  • группа должна распределять идеи быстро, не рассматривая подробно каждую из них;
  • не нужно записывать одну и ту же идею под заголовками разных категорий, чтобы не создавать путаницу.
  1. Лучше всего пронумеровать темы (для удобства восприятия можно использовать для обозначения номеров различные цвета) и затем рядом с каждой идеей проставить номер нужной темы соответствующим цветом.
  1. После нумерации идей необходимо переписать их заново, сгруппировав под соответствующими заголовками. Это может быть выполнено как на собрании, так и в любое другое время.

    После проведения анализа темы, на следующем  этапе нужно провести предварительный  выбор одной из тем, а затем  — одного из вопросов в качестве проблемы для рассмотрения.

Информация о работе Методы формулировки и анализа проблемы