Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 13:03, реферат
Прежде чем выискивать идеи, необходимо уяснить задачи, требующие решения. Возникновение проблемы разумнее всего воспринимать как шанс решить ее в рабочем порядке. Именно так и поступают опытные руководители и специалисты. Увидев, что возникла конкретная проблема, они рассматривают ее как повод решить, стоит ли вообще заниматься этим делом. Если да, то возникшая проблема становится производственной задачей.
Введение.......................................................................................................................3
1. Формулирование проблемы...................................................................................5
2. Метод «Бритва Оккама».........................................................................................8
3. Диаграмма сродства..............................................................................................13
Заключение.................................................................................................................18
Список использованной литературы.......................................................................19
Министерство образования и науки РФ
ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова»
Экономический
факультет
Кафедра
экономико-математического
Методы
формулировки и анализа
проблемы
Чебоксары 2012
Содержание
Введение..................
1.
Формулирование проблемы......................
2.
Метод «Бритва Оккама».......................
3.
Диаграмма сродства......................
Заключение................
Список
использованной литературы....................
Введение
Несколько
очень умных людей, собравшихся
для обсуждения новых идей, вряд
ли смогут начать обсуждение, если никто
из них ничего не предложит. Как выбрать
проблему, заслуживающую внимания?
Кто определит точку его
Прежде чем выискивать идеи, необходимо уяснить задачи, требующие решения. Возникновение проблемы разумнее всего воспринимать как шанс решить ее в рабочем порядке. Именно так и поступают опытные руководители и специалисты. Увидев, что возникла конкретная проблема, они рассматривают ее как повод решить, стоит ли вообще заниматься этим делом. Если да, то возникшая проблема становится производственной задачей.
Чтобы решить, есть проблема или ее нет, лучше всего попробовать ответить на следующие вопросы:
Вслед за этим идут типичные рабочие задачи:
1. Формулирование проблемы
Эффективность
работы групп или отдельных
1. Разное представление членов группы об окончательных результатах своей работы. Любой человек в силу своей индивидуальности может концентрировать свое внимание на чем-то определенном, поэтому точки зрения на одну и ту же проблему будут различными. В качестве примера можно привести ситуацию, когда команда улучшения одной фирмы работала над проблемой, сформулированной как "плохие условия труда". Эта группа столкнулась с большими трудностями в процессе решения данной проблемы по той причине, что все члены группы имели различные представления о сути работы над проблемой. Вот какие точки зрения были у различных сотрудников:
2. Формулировка проблемы может содержать в себе завуалированное решение. Чаще всего при обсуждении проблемы на ум приходят уже готовые решения. Например, проблема, сформулированная как "Мы нуждаемся в новой программе по документообороту предприятия", уже содержит в себе готовое решение. Но, если сформулировать проблему иначе, например, "Неэффективный документооборот на предприятии", то можно найти множество способов решить эту проблему другими способами.
3. Формулировка проблемы определена слишком пространно. В этом случае возможные решения трудно сформулировать, так как проблема определена слишком широко. Группе следует сделать формулировку более конкретной, четко определиться с тем, чтобы проблема была детально рассмотрена и четко обозначена ее формулировка.
Важно помнить, что чем больше времени будет потрачено на то, чтобы правильно сформулировать, какую задачу предстоит рассмотреть, тем правильней будет ее решению. И наоборот: чем меньше времени уделяется определению сути вопроса, тем вероятнее, что решение окажется не самым лучшим.
Прежде всего, надо сформулировать задачу и правильно определить ее суть. Процесс формулирования задачи можно сравнить с борьбой сумо. Большую часть поединка борцы сумо - огромные и мощные японцы - сидят на корточках, присматриваются друг к другу. Борцы принимают позу, сохраняют ее некоторое время, затем встают, ходят и снова садятся на корточки. Так повторяется много раз, и вдруг они бросаются друг на друга, один быстро выталкивает соперника за татами, и поединок завершен!
В процессе сидения на корточках и принятия разных поз борцы ищут нужное положение тела, стараясь оптимально сосредоточиться, чтобы достойно встретить главный удар. Единственная защита борца сумо заключается в сохранении правильной "центровки", в постоянной готовности к внезапной атаке и оказанию немедленного отпора.
Точно так же в процессе постановки задачи необходимо проделать ряд шагов, которые помогут определить «центровку» задачи. Чтобы правильно определить суть задачи, нужно:
1. Записать ее в виде вопроса, который начинается словами "Каким образом мы можем...?"
2. Варьировать формулировку задачи, заменяя ключевые слова синонимами (например: разработать на преобразовать).
3. "Растянуть" формулировку, чтобы расширить перспективу. Чтобы раскрыться для самых важных возможностей, несколько раз задайте себе вопрос «Почему?». Это позволит вам определить главную цель и разобраться с предположениями, что в свою очередь ведет к переосмыслению задачи. После того как вы дадите несколько ответов на вопрос "Почему?", сформулируйте по каждому своему ответу новые вопросы со словом «Как?».
4. "Сжать" формулировку, чтобы сузить перспективу.
• продолжать задавать вопросы: «А как еще?...», «А почему еще?...»
Чтобы «сжать» задачу и выявить ее сильные и слабые стороны, надо задавать специальные вопросы: кто, что, где, когда, почему, как.
Рассмотрим несколько методов, позволяющих существенно сократить время на формулирование проблемы.
2. Метод «Бритва Оккама»
Вильям Оккам родился в Англии в 1280 году. Монах-францисканец, философ-революционер, он учился в Оксфордском университете. Его труды лежат в основе современных теорий управления. Оккам прославился своим афоризмом: «Сущности не следует умножать без необходимости». Это утверждение, получившее название «бритвы Оккама», широко применяется в наши дни и подразумевает, что все явления, по возможности, должны иметь простой и упорядоченный вид, и нам необходимо придерживаться сути проблемы.
Метод
«бритва Оккама» может помочь
как группам, так и отдельным
сотрудникам более четко
Шаг 1 Группа проводит мозговой штурм по выдвижению проблем предприятия, которые, по их мнению, существуют, создают помехи в деятельности и их необходимо решать. Выдвижение идей может происходить при использовании любых, наиболее удобных для группы методов мозгового штурма. Этот шаг не нужен, когда проблема формулируется с самого начала, это касается в основном целевых групп или групп в подразделениях.
Шаг 2 Далее необходимо выбрать из большого списка идей, полученных в результате мозгового штурма, те, над которыми группа хотела бы работать. Существуют два метода, которые позволяют достичь подходящего результата, не рассматривая каждую идею во всех подробностях: анализ темы и четыре директивы.
а) Анализ темы
Анализ
темы заключается в простой
После проведения анализа темы, на следующем этапе нужно провести предварительный выбор одной из тем, а затем — одного из вопросов в качестве проблемы для рассмотрения.