Методы борьбы с бюрократией в крупных организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 15:47, реферат

Описание работы

При формировании аппарата управления следует иметь в виду, что его структура во многом определяет содержание, обоснованность и быстроту доведения до исполнителей принимаемых решений, достоверность и оперативность получаемой информации, содержание работы руководителей и исполнителей и структурных подразделений. Это означает, что аппарат управления организацией должен быть: во-первых, оперативен, т.е. в установленные сроки выполнять возложенные на него функции; во-вторых, надежен, обеспечивая однозначное достоверное отображение состояния производства и результатов принимаемых решений; в-третьих, оптимален, что означает обеспечение нахождения наилучших решений тенико-технологических, организационно-экономических, социальных и экологических аспектов производственно-хозяйственной деятельности организации путем многовариантной их проработки; наконец, в-четвертых, экономичен, т.е. качественно выполнять возложенные на него функции с наименьшими затратами, обеспечивая одновременно снижение административно-управленческих затрат на производство и реализацию продукции (услуг).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие «бюрократия» 5
2. Бюрократия по М. Веберу 7
3. Признаки бюрократии 9
4. Проблемы бюрократической организации 11
и методы борьбы с бюрократией
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 71.50 Кб (Скачать)

Рыночный подход ориентируется на  стихийную подстройку системы управления к меняющимся условиям. Но спонтанность его реализации может привести, наоборот, к росту сопротивления со стороны бюрократии и укреплению ее позиций.

Стратегический  подход ориентируется не на бесперспективный конфликт с бюрократией, а на развитие демократических форм управления организацией с привлечением все той же бюрократии. При этом с учетом реальных условий деятельности и расстановки сил используются игра на интересах и противоречиях отдельных группировок управленцев, их подкуп и проч.

Существует несколько  вариантов реализации такого подхода, важнейшими из которых считаются:

- применение гибких управленческих структур;

- делегирование  подчиненным полномочий и ответственности;

- развитие коллективных  методов принятия решений;

- формирование  принципиально новой модели управления;

- распространение  в системе управления экономических отношений и др. 

Организационно-экономические  методы борьбы с бюрократией.

Прежде всего  бюрократические тенденции ослабляются  переходом к гибким управленческим структурам (проектным, программно-целевым  и матричным).

В проектных  структурах бюрократизации управления препятствует временный характер существования, вследствие чего их руководители попросту не успевают обюрократиться.

В матричных  и программно-целевых структурах руководители подразделений и проектов (комплексных программ) делят между собой управленческие функции. Этим они уравновешивают взаимные притязания, что также ослабляет бюрократизацию.

В вертикальной кольцевой системе совещательных  структур не только улучшается координация  действий руководителей различных  уровней, но и обеспечивается их взаимный контроль.

Бюрократизации препятствует формирование новой модели управления, предусматривающей:

- уменьшение  числа уровней иерархии и переход  от «высоких» управленческих  структур к плоским с соответствующим  расширением прав и ответственности  исполнителей;

- локализацию  максимального числа управленческих  функций непосредственно на низовом  уровне и интеграцию их с  производственными функциями;

- отказ от  узкой специализации работников  и обособленности звеньев управления, их интеграцию;

- резкое сокращение  функций надзора и контроля в пользу консультирования и поддержки исполнителей;

- развитие «рабочего  представительства» и формирование  некоторых направлений внутренней  политики организации (прежде  всего в социальной сфере) в  прямом диалоге руководства и  рядовых работников (их представителей, например, профсоюзов);

- повышение информированности  всех сотрудников;

- внедрение политики «открытых дверей» и принципа максимальной прозрачности, допускающих возможность прямого обращения к вышестоящему руководителю любого ранга, минуя непосредственно начальника.

«Снижает бюрократизацию управления и перевод где только возможно внутренних отношений на экономические рельсы. Речь идет о том, что все подразделения организации получают право реализовывать свои товары и услуги на внутриорганизационном рынке (рынок, как известно, главный враг бюрократии).

Организации, в  которых переплетаются административные и экономические методы управления, получили название многомерных. В них значительно повышаются четкость, гибкость, надежность управления, создается простор для совершенствования его форм и методов, ослабляется негативное воздействие бюрократических тенденций».6 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«В настоящее время наблюдается растущая значимость для общества бюрократических организационных форм. Бюрократизация, с одной стороны, рассматривается как «объективный процесс в политической сфере: это – ужесточающееся государственное регулирование, рост государственных заказов-заданий, увеличение государственных квот; расширение управленческого аппарата, построенного на бюрократических принципах регулирования и иерархии. С другой же стороны, наблюдается усиливающаяся зависимость граждан и частных организаций (в экономике) от государственного регулирования и от официальных органов управления, а в связи с этим появляются тенденции к самостоятельности данных органов управления» (Майнтц)»7. 

Феномен бюрократии в масштабе всего общества вызывает особый вид исследований. Они ориентированы на изучение проблем, возникающих внутри самой бюрократии как способа управления (Мертон). В русле данного направления наиболее интенсивно и детально обсуждаются возможные пути влияния бюрократических структур на методы и эффективность деятельности работников управленческого аппарата. У последних, как предполагается, применение бюрократических средств может в известных условиях становиться самоцелью. В данной же связи рассматривается опасность смещения целей, при котором средства подменяют первоначально установленные цели организации. С этим же связана другая опасность, а именно: политическая рациональность общих и частных целей бюрократической организации также отходит на задний план, а само ее функционирование превращается в самоцель. Возможным следствием этого может оказаться возникновение тенденции, обусловливающей структурный консерватизм бюрократических организаций.

Сегодня, в условиях развивающегося рынка и динамичной жизни общества в целом, дело остается за быстротой, точностью, скоростью  и операционализмом любых действий. Поэтому крупные организации  со слишком усложненным и сильно разветвленным бюрократическим аппаратом скорее всего будут вытеснены организациями, не циклящимися на строгом бюрократизме, а уделяющими главное внимание целям и результатам своей работы, а это означает экономию времени и более эффективную деятельность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Брудер В. Бюрократия [Электронный ресурс]:http://www.humanities.edu.ru/db/msg/81516

2. Веснин В.Р.  Менеджмент: Изд-во Проспект, 2007.

3. Гольдштейн  Г.Я. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.

4. Елена Лашкина, Марина Волкова, Тамара Шкель «Как исполнить президентское Послание» [Электронный ресурс]: «Российская газета» - Центральный выпуск №3757 от 28 апреля 2005 г. - http://www.rg.ru/2005/04/28/poslanie.html

5. Макаренко В.П. Бюрократизм и сталинизм.

6. Оболонский А.В. Бюрократия и государство: Очерк, Москва: Инс-т государства и права РАН, 1996, cерия "Новое в юридической науке и практике"

7. Орлов А.И.: Изд-во Изумруд, 2003.

8. Переверзев М.П. Менеджмент учебник: Изд-во Инфра-М, 2007.

9. Чуксин Николай Яковлевич. [Электронный ресурс]: В защиту бюрократии - http://zhurnal.lib.ru/c/chuksin_n_j/bureaucracy.shtml 
 

Информация о работе Методы борьбы с бюрократией в крупных организациях