Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 15:47, реферат
При формировании аппарата управления следует иметь в виду, что его структура во многом определяет содержание, обоснованность и быстроту доведения до исполнителей принимаемых решений, достоверность и оперативность получаемой информации, содержание работы руководителей и исполнителей и структурных подразделений. Это означает, что аппарат управления организацией должен быть: во-первых, оперативен, т.е. в установленные сроки выполнять возложенные на него функции; во-вторых, надежен, обеспечивая однозначное достоверное отображение состояния производства и результатов принимаемых решений; в-третьих, оптимален, что означает обеспечение нахождения наилучших решений тенико-технологических, организационно-экономических, социальных и экологических аспектов производственно-хозяйственной деятельности организации путем многовариантной их проработки; наконец, в-четвертых, экономичен, т.е. качественно выполнять возложенные на него функции с наименьшими затратами, обеспечивая одновременно снижение административно-управленческих затрат на производство и реализацию продукции (услуг).
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие «бюрократия» 5
2. Бюрократия по М. Веберу 7
3. Признаки бюрократии 9
4. Проблемы бюрократической организации 11
и методы борьбы с бюрократией
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Министерство образования Российской Федерации
Поморский
государственный университет
Гуманитарный
факультет
РЕФЕРАТ
Тема:
Методы борьбы с бюрократией в крупных
организациях.
Выполнила студентка
3 курса, 36 группы,
Социологического отделения
Гуманитарного факультета
Баснарёва
А.Э.
Проверил:
Цветков А.Ю.
Архангельск
2009
Оглавление:
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие «бюрократия»
2. Бюрократия по М. Веберу
3. Признаки бюрократии
4. Проблемы бюрократической
организации
и методы борьбы с бюрократией
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
При формировании аппарата управления следует иметь в виду, что его структура во многом определяет содержание, обоснованность и быстроту доведения до исполнителей принимаемых решений, достоверность и оперативность получаемой информации, содержание работы руководителей и исполнителей и структурных подразделений. Это означает, что аппарат управления организацией должен быть: во-первых, оперативен, т.е. в установленные сроки выполнять возложенные на него функции; во-вторых, надежен, обеспечивая однозначное достоверное отображение состояния производства и результатов принимаемых решений; в-третьих, оптимален, что означает обеспечение нахождения наилучших решений тенико-технологических, организационно-экономических, социальных и экологических аспектов производственно-хозяйственной деятельности организации путем многовариантной их проработки; наконец, в-четвертых, экономичен, т.е. качественно выполнять возложенные на него функции с наименьшими затратами, обеспечивая одновременно снижение административно-управленческих затрат на производство и реализацию продукции (услуг).
«Типы организационной структуры управления прошли сложный путь развития под воздействием совершенствования производственной структуры предприятий, концентрации и специализации деятельности, научно-технического прогресса. Начало этого пути характеризуется появлением линейной организации структуры управления, сменой ее функциональной, затем заменой последней линейно-функциональной структуры управления и т.д.»1.
Многообразие внутренних и внешних связей организации, высокий организационно-технический уровень и сложность технологии производства, развитие концентрации, углубление специализации, динамичные изменения внешней среды привели к формированию различных типов организационных структур управления.
В современном
менеджменте выделяют два типа организационных
структур управления – бюрократический
и органический, каждый из которых имеет
свои специфические черты и, следовательно,
сферы своего развития.
1. Понятие «бюрократия»
«Бюрократия» дословно переводится на русский язык как «власть стола». Этим термином обозначают, во-первых, особую систему принципов управления организацией и, во-вторых, слой управленцев, которые применяя эти принципы, на практике их извращают»2.
«Термин «бюрократия» может иметь два значения:
1) узкий, привилегированный
чиновничье-административный
2) специфическая форма социальной организации, в которой исполнительная власть практически независима и проявляет тенденции к произволу, формализму, стремлению подчинить правила и задачи деятельности организации целям своего сохранения и укрепления.
Следует отметить, что значение термина «бюрократия» менялось в зависимости от конкретно-исторической обстановки, приобретало неоднозначную смысловую трактовку в разных трудах». 3
Слово «бюрократия» достаточно часто употребляется как синоним административного управления. Этим термином нередко обозначается рационально организованная система управления, в которой трудятся компетентные служащие.
Управление, предполагающее,
что чиновники в своей
- ясно обозначенные цели;
- большое количество
правил и инструкций, не нарушая
которые нельзя нормально
- предельная
централизация процесса
- четкое разделение
труда между частями
- авторитет руководителя, основанный на должности, и проч.
Все это вкупе создает благоприятную почву для произвола должностных лиц.
Развитие бюрократии
обусловлено естественным процессом
специализации в сфере
Западные специалисты
выделяют две их категории – добросовестные
и своекорыстные. Первые искренне верят
в свою незаменимость, считают, что действуют
во имя общего блага, хотя к интересам
каждого человека в отдельности относятся
безразлично; вторых волнуют только личные
проблемы, ради решения которых они готовы
идти на все.
2. Бюрократия по М. Веберу
«В 1916 году крупнейший немецкий социолог Макс Вебер разработал «идеальный тип» административного управления, обозначив его термином «бюрократия». Её отличительными признаками ученый считал:
- наличие специальных
управляющих, не обладающих
- глубокое разделение
труда по функциональному
- наличие канцелярии,
или «бюро» (сегодня – офиса),
где собраны основные
- построение
органов управления по
- ответственность
каждого менеджера перед
- обязанность работников прилагать все силы на благо организации; их лояльность по отношению к ней и безусловное подчинение руководителям;
- система официальных
правил, норм, формальных процедур,
определяющих права,
- построение
внутренней системы отношений
на формальных началах как
взаимодействие между
- соответствие
квалификации служащих
- подбор кадров
по формальным признакам на
конкурентной основе с
- поощрение сотрудников исключительно за техническую компетентность.»4
Все это вместе, по мысли М. Вебера, делает поведение управленцев предсказуемым, облегчает координацию их работы и ее контроль, повышает производительность труда. Главным достоинством бюрократии М. Вебер считал быстроту принятия решений, компетентность, минимальную конфликтность, обеспечиваемые единоначалием.
М. Вебер видел в бюрократии систему, превосходящую другие по своей четкости, стабильности, дисциплине исполнения. Он полагал, что «полностью развитый бюрократический механизм выглядит по сравнению с другими организациями точно так же, как машина в сравнении с немеханическими формами производства». Поэтому он рассматривал ее как необходимый и неуничтожимый атрибут любой организации.
Таким образом,
бюрократия – это специфическая форма
организации труда управленцев, обеспечивающая
предельно четкое и эффективное функционирование
фирмы и ее подразделений на основе официально
установленных норм и правил. Поэтому
формальную организацию называют бюрократической.
3. Признаки бюрократии
Бюрократический тип организации исторически сформировался первым. Главными концептуальными положениями рациональной бюрократии являются следующие:
1. Организация – это прежде всего порядок, исходным моментом которого служит трудовое поведение персонала, направленное в определенное русло.
2. Необходимое
поведение персонала
3. Общий порядок регулирования достигается в результате создания уровней управления, что ведет к формированию уровней иерархии (иерархических связей).
4. Преимущества
иерархической организации
- длительным
периодом использования
- предсказуемостью поведения членов организации, как во внутреннем их общении, так и при контактах с внешней средой.
5. Ограничение поведенческого диапазона работников действующими правилами (инструкциями), что создает предпосылки для единообразного поведения персонала.
6. Использование
общих (типовых) правил
«Главным в бюрократических оргструктурах управления является «должность», а не «человек» с его индивидуальностью. В результате, организация, использующая бюрократические оргструктуры управления, становится «жесткой», ее развитие возможно исключительно благодаря мероприятиям, проводимым извне».5
4. Проблемы бюрократической организации и методы борьбы с бюрократией
В бюрократических организациях отсутствует объективный механизм выявления, анализа и ранжирования реальных и потенциальных проблем, многие сотрудники игнорируются или вообще остаются неизвестными.
Поэтому результат управленческой деятельности здесь зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов и прежде всего от личных способностей руководителей, степени их заинтересованности в достижении целей организации.
Общим итогом является бюрократизация, которая усиливается с ростом масштабов управленческой деятельности.
Уничтожить бюрократию полностью нельзя хотя бы потому, что управленцы все же нужны; нельзя заставить их не быть бюрократией, а можно лишь держать «в узде», ослабляя или предотвращая некоторые негативные проявления и последствия ее господства.
На практике существует три подхода к решению этой проблемы.
Технократический.
Реализуется путем
Информация о работе Методы борьбы с бюрократией в крупных организациях