Методы анализа трудового поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 15:19, контрольная работа

Описание работы

Современные представления о трудовом поведении базируются на различных подходах, выработанных за всю историю развития данной науки.
Понимание ведущей роли "человеческого фактора" в производстве, возникшее благодаря эволюции науки о поведении, способствовало более широкому применению достижений личностной и социальной психологии, социологии в практике управления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………
Подходы к анализу трудового поведения ……………………….
Методы исследования трудового поведения……………………
Показатели анализа и оценки трудового поведения……………
Заключение……………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Методы анализа трудового поведения.doc

— 75.50 Кб (Скачать)

     Социологическое наблюдение. Представляет собой целенаправленное и систематизированное восприятие какого-либо явления, черты, свойства или особенности. Формы фиксации могут быть различны (бланк, дневник наблюдения, фото- или киноаппаратура и т.д.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Показатели  анализа и оценки трудового поведения

     В "трудовом поведении " все проблемные вопросы рассматриваются во взаимосвязи с вопросами управления и показателями социально-экономической эффективности работы организации: Производительностью труда, Дисциплиной, Текучестью кадров, Удовлетворенностью работой.

     Производительность. Существуют разные подходы к определению производительности. Для оценки работы организации может быть использован комплексный показатель, в состав которого входят два компонента: эффект и эффективность. Под эффектом следует понимать достижение целей, поставленных перед организацией, т.е. полученный результат. Под эффективностью - отношение полезного результата к затратам, обусловившим его достижение. Показателями эффективности могут выступить прибыль и выработка продукции в единицу времени. Дисциплина. Важнейшим показателем дисциплины являются неявки на работу. Их анализ в динамике и сравнение со средними показателями по отрасли (по группе предприятий) позволяют не только оценить поведение работников в организации, но и прогнозировать его изменения. Неявки на работу по уважительным причинам, например, по болезни, не являются непосредственным показателем дисциплины. Вместе с тем они могут свидетельствовать о наличии в организации факторов, способствующих высокому уровню стресса у работников, следствием чего является повышение уровня их заболеваемости. Текучесть кадров. Высокий уровень текучести кадров в организации означает увеличение расходов на подбор персонала, отбор наиболее достойных кандидатов и обучение. При этом также может наблюдаться снижение выработки продукции в период, предшествующий уходу работника. Конечно, организации не могут полностью избежать текучести кадров. В ряде случаев текучесть может рассматриваться и как позитивное явление, например, если уход не соответствующий требованиям организации работник, а взамен приходит работник с более высокими возможностями и мотивацией, с новыми идеями. Однако, чаще всего для организации текучесть означает потерю работников, которые не хотелось бы потерять.

     Таким образом, когда уровень текучести  в организации чрезмерно высок или когда организацию покидают лучшие работники, текучесть кадров следует рассматривать как разрушительный фактор, негативно влияющий на эффективность работы организации. Удовлетворенность работой. Под удовлетворенностью работой понимаются отношение работника к различным сторонам своей трудовой деятельности. Часто удовлетворенность определяют также как соотношение между суммой благ и вознаграждений, которую работник получает на работе, и той, которую, по его мнению, он должен был бы получить. В отличие от приведенных ранее критериев, удовлетворенность работой характеризует не столько поведение на работе, сколько отношение к ней. Вместе с тем, ее принято относить к числу важнейших оценочных показателей в силу следующих обстоятельств. Во-первых, принято считать, что работники, удовлетворенные своей деятельностью, как правило, более мотивированы и достигают более высоких результатов. Во-вторых, отмечается, что общество, особенно в странах с развитой экономикой, должно заботится не только о высоком уровне производительности и уровне жизни населения, но и о качестве жизни, неотъемлемым элементом которой является удовлетворенность выполненной работой. Рассмотренные выше показатели пригодны в первую очередь для оценки критериев краткосрочной эффективности поведения. Для оценки среднесрочной и долгосрочной эффективности могут быть использованы следующие критерии. Адаптивность - способность реагировать на внутренние и внешние изменения. Развитие - осуществление управления таким образом, чтобы осуществить удовлетворение будущего спроса внешней среды на товары и услуги организации. Выживание - эффективное существование в течение продолжительного времени с сохранением или улучшением своих позиций на рынке. 
 
 
 
 

Заключение 

     Современный цивилизованный рынок выработал свои нравственные ценности, этические нормы. Справедливо полагается, что рынок - это механизм превращения личного эгоистического интереса человека в общественное благо, и это отражается на всем поведении человека, определяет его нравственные нормы. концепция служения обществу, которая характерна для многих известных фирм и которой привержены все работники от президента до наемного персонала.

     Дело, настоящее, захватывающее целиком - вот главное богатство бизнесмена. Отсутствие культа денег делает предпринимателя раскрепощенным, дает возможность идти на разумный риск. Постоянная неудовлетворенность достигнутым, чувство здорового честолюбия, постоянная нацеленность на успех вызывают стремление к решению всё более сложных и масштабных задач. В цивилизованной деловой среде ценятся искренность, добросовестность, открытость. Быть честным всегда выгодно. На страже честной конкуренции стоит не только государство, но и многочисленные объединения предпринимателей по профессии - ассоциации, союзы, гильдии; гордость за свой бизнес независимо от области и масштабов. На западе например отсутствует "престижный" бизнес. Любой бизнес, удовлетворяющий потребности покупателей и приносящий доход, престижен.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы 

  1. Бандурка  М.А., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Психология управления. Харьков: Фортуна–пресс, 1998.
  2. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломандина Т.О. Организационное поведение. М.: ИНФРА-М, 2000.
  3. Крегер О., Тьюсон Дж.М. Типы людей. М.: Пересей, 1995.
  4. Аширов Д.А. Организационное поведение М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 360 с.
  5. Сёмова А. А. Учебно – методический комплекс лекционных и семинарских занятий по курсу «Организационное поведение» - Тольятти: Волжский университет им. В.Н.Татищева, 2006г.- 90 с.

Информация о работе Методы анализа трудового поведения