Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 15:24, курсовая работа
Тема данного курсового проекта: методология принятия решений. Актуальность данной темы заключается в том, что принятие решений является неотъемлемой частью процесса управления. Ответственность за принятие организационных решений – тяжелое моральное бремя, от индивидуального решения в организации может зависеть судьба самой организации и отдельных ее членов.
Цель курсовой работы: дать определение процесса принятия решений; представить методологию принятия управленческих решений, существующих на сегодняшний день.
Введение 3
Происхождение и центральный объект науки управления
4
1.1. Научные подходы в процессе принятия решений 5
Процесс принятия управленческих решений
15
2.1. Этапы процесса принятия решений
17
2.2. Методология принятия решений
19
2.3. Процесс и процедура принятия решений
20
Заключение 25
Список используемой литературы 26
Сбор информации (2): на данном этапе необходимо собрать внутреннюю информацию (финансовые отчеты, компьютерный анализ, приглашение консультанта, т.е. внутри фирмы) и внешнюю информацию (необходимо собрать на основе формальных методов, используя внеорганизационный анализ рынка).
На этапе (3) в ходе наблюдений необходимо видеть различия между релевантной и неуместной информацией и уметь отделять одну от другой.
Релевантная информация (4) (relevant – относящийся к делу) – это данные, касающиеся только конкретной проблемы.
Следующим этапов в процессе принятия решения будет выявление ограничений (5) при принятии решения. Ограничениями являются правила и законы. Руководитель должен знать ограничения до того как начнет выявлять альтернативы. В дополнение к идентификации ограничений, руководителю необходимо определить стандарты по которым предстоит оценивать альтернативные варианты выбора. Эти стандарты принято называть критериями принятия решений. Они выступают в качестве рекомендаций по оценке решений.
Как только определены факторы, ограничивающие решение, менеджер может начинать работу по поиску альтернатив (6) или возможных направлений действия для решения проблемы. Многие из альтернатив легко обнаружить. Они обычно известны из предыдущего опыта, стандартны и легко вписываются в критериальные границы лучшего решения.
Все предложенные альтернативы на следующем этапе должны быть сравнены друг с другом или оценены для последующего выбора лучшей из них (7). При сравнении альтернатив существенную роль играют: системный анализ, предыдущий опыт руководителя, пробные попытки. Оценка предполагает определение отрицательных и положительных сторон рассматриваемых альтернатив и установление между ними некоего уровня компромисса.
Выбор альтернативы (8). Руководитель выбирает альтернативу с наиболее благоприятными общими последствиями.
Организация выполнения решения (9) предусматривает координацию усилий многих людей. Менеджер должен стремится избегать потенциальных конфликтов, делать людей заинтересованными и мотивированными на реализацию решения, таким образом расставить людей, чтобы максимально использовать их способности.
Для этого, во-первых, необходимо составить план мероприятий, превращающих решение в реальность. Необходимо распределить права и ответственность среди участников. Следует также построить коммуникационную сеть для обмена информацией и отрегулировать соответствующие отношения подчинения между участниками. Во-вторых, менеджер должен проявить беспокойство о конфликте интересов и принятии для себя данного решения его исполнителями. Этому во многом способствуют различные методы делегирования.
Еще одной фазой, входящей в процесс принятия управленческого решения и начинающейся после того, как решение начало действовать, является установление обратной связи (10). На этой фазе происходит измерение и оценка последствий решения или сопоставление фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить. Обратная связь позволяет руководителю скорректировать его, пока организации еще не нанесено значительного ущерба.
Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Поэтому процесс принятия решений занимает центральный пункт в теории управления. Увеличение способности руководства к принятию обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности с помощью моделей и количественных методов способствует повышению эффективности организаций.
Согласно американскому социологу М. Рубинштейну можно выделить 10 принципов, которыми следует руководствоваться при принятии любых решений:
1.
Прежде чем вникать в детали,
постарайтесь представить
2. Не принимайте решения, пока не рассмотрите все возможные варианты.
3. Сомневайтесь. Эдисон решил загадку электричества только потому, что усомнился во всем, что утверждали его знаменитые коллеги.
4.
Старайтесь взглянуть на
5. Ищите модель или аналогию, которая поможет вам лучше понять сущность решаемой проблемы.
6. Задавайте как можно больше вопросов.
7.
Не удовлетворяйтесь первым
8.
Перед принятием
9.
Не пренебрегайте своими
10. Помните, что каждый человек смотрит на жизнь и возникающие повседневные проблемы со своей точки зрения, и поэтому разница во взглядах на жизнь – основное препятствие на пути принятия решения, которое удовлетворило бы всех.
Для дальнейшего рассмотрения методологии и методов принятия решений следует разобраться с определениями основных понятий.
Для того чтобы принять управленческое решение, каждый менеджер должен хорошо разбираться не только в понятийном аппарате, но и достаточно квалифицированно при этом применять на практике:
Методология управленческого решения представляет собой логическую организацию деятельности по разработке управленческого решения, включающую формулирование цели управления, выбор методов разработки решений, критериев оценки вариантов, составление логических схем выполнения операций.
Методы разработки управленческих решений включают в себя способы и приемы выполнения операций, необходимых в разработке управленческих решений. К ним относятся способы анализа, обработки информации, выбора вариантов действий и пр.
Организация разработки управленческого решения предполагает упорядочение деятельности отдельных подразделений и отдельных работников в процессе разработки решения. Организация осуществляется посредством регламентов, нормативов, организационных требований, инструкций, ответственности.
Технология разработки управленческого решения – вариант последовательности операций разработки решения, выбранный по критериям рациональности их осуществления, использования специальной техники, квалификации персонала, конкретных условий выполнения работы.
Качество управленческого решения – совокупность свойств, которыми обладает управленческое решение, отвечающих в той или иной мере потребностям успешного разрешения проблемы. Например, своевременность, адресность, конкретность.
Объект принятия управленческого решения – многогранная деятельность предприятия независимо от его формы собственности. В частности, объектом принятия решения являются следующие виды деятельности:
Решение – результат выбора из множества вариантов, альтернатив и представляет собой руководство к действию на основе разработанного проекта или плана работы.
Ценность получаемой информации зависит от точности задачи, так как правильно поставленная задача предопределяет необходимость конкретной информации для принятия решения.
Принятие решений присуще любому виду деятельности, и от него может зависеть результативность работы одного человека, группы людей или всего народа определенного государства. С экономической и управленческой точек зрения принятие решения следует рассматривать как фактор повышения эффективности производства. Эффективность производства, естественно, в каждом конкретном случае зависит от качества принятого менеджером решения.
С
одной стороны, выполняя свои функциональные
обязанности, каждый менеджер выбирает
наиболее оптимальные решения, способствующие
претворению в жизнь
Применительно к процессу управления все решения можно классифицировать как:
Управленческое решение устанавливает переход от того, что имеется, к тому, что должно быть проделано за определенный период. В процессе подготовки решения выявляются проблемы, уточняются цели, ведется вариантная проработка решений, выбор лучшего варианта и завершается его утверждение. Управленческие решения могут быть: единоличные, коллегиальные, коллек-тивные, стратегические (перспективные), тактические (ближайшие), оперативные.
Решения в управлении подразделяются на два вида:
Принятие
решения всегда сопряжено с определенной
моральной ответственностью, в зависимости
от уровня, на котором принимается
решение: чем выше уровень управления,
тем выше моральная ответственность
за принятое решение. С экономической
и управленческой точек зрения принятие
решения можно рассматривать как фактор
повышения эффективности производства.
Заключение
В данной работе были рассмотрены методология и методы принятия решений, а также их применение. По данной работе можно сделать выводы, что принятие решений – сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием организации. А управленческое решение – это результат конкретной управленческой деятельности менеджера. Понимание природы принятия решения важно для любого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.
Решения
бывают различных видов, такие как
особенные, единичные, политические, экономические,
регулятивные, постановочные, организационные
и другие решения. Важно знать методологию
принятия решений. Она помогает структурировать
данный процесс и способствует принятию
эффективных управленческих решений.
Необходимо помнить, что принятие решений
происходит не в организационном вакууме,
а на фоне постоянно изменяющихся событий,
как во внешней, так и во внутренней среде
организации, и учитывать факторы, влияющие
на процесс принятия решений, которые
были рассмотрены в данной работе.