Методология принятия решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Тема данного курсового проекта: методология принятия решений. Актуальность данной темы заключается в том, что принятие решений является неотъемлемой частью процесса управления. Ответственность за принятие организационных решений – тяжелое моральное бремя, от индивидуального решения в организации может зависеть судьба самой организации и отдельных ее членов.
Цель курсовой работы: дать определение процесса принятия решений; представить методологию принятия управленческих решений, существующих на сегодняшний день.

Содержание

Введение 3
Происхождение и центральный объект науки управления
4
1.1. Научные подходы в процессе принятия решений 5
Процесс принятия управленческих решений
15
2.1. Этапы процесса принятия решений
17
2.2. Методология принятия решений
19
2.3. Процесс и процедура принятия решений
20
Заключение 25
Список используемой литературы 26

Работа содержит 1 файл

kurs.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

   Виртуальный подход заключается в применении глобальной сети Интернет, сотовой и других средств электронной связи с целью формирования виртуальных организационных структур, получения, обработки, использования и передачи информации для удовлетворения соответствующих потребностей, действуя на местном уровне. Конкурируя же в глобальном масштабе без прямых контактов с клиентами и партнерами, можно виртуально "уничтожить" огромные расстояния. На основе виртуального подхода в настоящее время создаются виртуальные организации, осуществляется сервисное обслуживание, заключается множество сделок и т. д.

   Стандартизационный  подход заключается в установлении стандартных, единых для какой-либо системы (организация, регион, отрасль, страна, мировое сообщество) норм, правил и характеристик с целью обеспечения безопасности, технической и информационной совместимости и взаимозаменяемости, единства измерений, экономии ресурсов и повышения качества.

   Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы на потребителя при решении любых задач. При применении маркетингового подхода приоритетами выбора критериев управления будут следующие:

   1) повышение качества объекта (выхода системы) в соответствии с нуждами потребителей;

   2) экономия ресурсов потребителей  за счет повышения качества объекта и его сервиса и других факторов;

   3) экономия ресурсов при производстве  объекта за счет реализации факторов масштаба, научно-технического прогресса, ресурсосбережения, совершенствования системы менеджмента организации.

   Эксклюзивный  подход заключается в приобретении субъектом управления исключительного права на пользование по своему усмотрению новшеством или конкурентным преимуществом в любой области деятельности. Чтобы и меньшей степени зависеть от конкурентов, иметь перед ними дополнительные преимущества, каждый субъект управления должен иметь что-то свое, свою изюминку, новшество, устойчивое конкурентное преимущество и редко делиться этим преимуществом. Если такой эксклюзив не получен по наследству (талант, капитал и т. д.), его надо приобретать упорным трудом над собой и вверенным вам коллективом.

   Функциональный  подход заключается в том, что потребность рассматривается как результирующая функций, которые нужно выполнить для удовлетворения потребности. После установления функций создаются несколько альтернативных объектов под эти функции и выбирается тот из них, который требует минимума совокупных затрат за жизненный цикл на единицу его полезного эффекта (отдачи). Цепочка развития объекта: потребности – функции - показатели будущего объекта – изменение или формирование структуры системы. В настоящее время в основном применяется предметный подход, при котором совершенствуется существующий объект. Инструментом применения функционального подхода является функционально-стоимостный анализ, который стандартизован в большинстве промышленно развитых стран как эффективный метод.

   Процессный  подход рассматривает все общие функции управления как взаимосвязанные, выполняемые в следующей последовательности: стратегический маркетинг, планирование, организация процессов, учет и контроль, мотивация, регулирование. Если эти функции представить в виде круга со стрелками от предыдущей функции к последующей, то в центре круга будет всеобщая функция — координация.

   Структурный подход — это определение значимости, приоритетов среди факторов, методов, принципов и других инструментов в их совокупности с целью установления рационального соотношения (структуры) и повышения обоснованности распределения соответствующих ресурсов. Например, значимость факторов достижения конкурентоспособности товара — качества, цены, качества сервиса, затрат потребителя — может быть примерно следующей: 4:3:2:1, т.е. в распределении ресурсов при формировании стратегий приоритет должен быть отдан обеспечению качества товара. Структура стратегических, тактических и оперативных задач в структуре рабочего времени главного маркетолога — 5:3:2, т.е. приоритет должен отдаваться формированию стратегий. Этот подход должен заменить популярный ныне альтернативный подход (или — или).

   Ситуационный (вариантный) подход концентрируется на том, что пригодность различных параметров и методов управления определяется конкретной ситуацией в конкретном месте в конкретное время. Применение ситуационного подхода основано на альтернативности достижения одной и той же цели во время принятия или реализации управленческого решения (планов и т.д.), учете непредвиденных обстоятельств.

   Конкретные ситуации могут изменяться по следующим признакам: а) по содержанию — технические, экономические, политические, организационные, психологические и др.; б) по виду управленческого решения во времени — стратегические, тактические, оперативные; в) по ресурсам и способам обеспечения реализации управленческих решений; г) по методам реализации управленческих решений.

   Нормативный подход заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы стратегического менеджмента. Нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам подсистем: целевой, обеспечивающей, управляемой, управляющей. Эти нормативы должны отвечать требованиям комплексности, эффективности, обоснованности, перспективности применения по масштабу и во времени. Чем больше удельный вес обоснованных и количественно выраженных нормативов в системе стратегического менеджмента, тем выше будут ее организованность, устойчивость, уровень автоматизации стратегического и тактического планирования и т. д.

   Оптимизационный подход  заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи применения методов исследования операций, инженерных расчетов, статистических методов, экспертных оценок и др. Лучше сегодня потратить единицу валюты на прогнозирование и оптимизацию эффективности стратегического решения, чем завтра терять тысячи.

   Оптимизационный подход реализуется также путем  установления зависимостей между технико-организационными и экономическими  показателями, изучения механизмов действия закона масштаба и закона экономии времени, закона конкуренции, зависимостей между показателями качества товара и затратами по стадиям жизненного цикла и т. д.

   Директивный (административный) подход заключается в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах (приказы, распоряжения, указания, стандарты, инструкции, положения, методики и т. п.).

   В основе директивного подхода лежат  методы принуждения, которые опираются  на:

   а) систему законодательных актов;

   б) систему нормативно-директивных и методических документов;

   в) систему планов, программ, заданий;

   г) систему оперативного руководства (власти), граничащую с психо-логическими воздействиями.

   Поведенческий подход заключается в оказании помощи работнику (объекту управления) в осознании собственных возможностей, творческих способностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению фирмы и управлению ею. Основной целью этого подхода является повышение эффективности функционирования организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности, как отдельного работника, так и организации в целом.

   Чтобы эффективно двигаться навстречу цели, руководитель должен координировать работу и принуждать, побуждать и убеждать людей выполнять ее. Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике различные методы управления и принципы мотивации.

   Деловой подход является наиболее комплексным (после системного) и сложным, так как у каждого свое понимание этого подхода, индивидуальное воспитание и образование. Поскольку деловой подход к решению любых проблем применяют только люди или группа людей, то полнота и глубина его применения (соблюдения) будет определяться внешней средой и человеком (группой).

   К объективным факторам, определяющим полноту и глубину применения делового подхода, мы относим:

  • конкурентоспособность внешней среды;
  • силу конкуренции на данном рынке;
  • качество систем управления (менеджмента);
  • качество информационных связей;
  • качество правового и методического обеспечения процесса разработки и реализации управленческого решения;
  • систему учета, контроля и мотивации качественного решения;
  • систему ценностей, организационную культуру и миссию организации и др.

   К субъективным факторам, определяющим полноту и глубину применения делового подхода, мы относим:

  • уровень культуры и национальные традиции;
  • системность и логичность мышления человека;
  • деловые качества работника;
  • уровень автоматизации информационного обеспечения и организации управления;
  • систему мотивации и ответственности;
  • темперамент человека;
  • характер, способности, целенаправленность, эмоциональность человека и другие параметры психологического портрета личности.

   Исходя  из перечисленных факторов, можно  сделать вывод, что деловой подход — это очень широкое понятие, определяющее качество, эффективность и перспективность деятельности человека, его культуру, профессионализм, обязательность и другие качества.

   Для повышения качества и эффективности  принимаемых решений необходимость  использования данных методов, безусловно, высока. Такое количество научных  подходов (20) к принятию стратегических решений обусловлено суперсложностью системы обеспечения конкурентоспособности различных объектов в условиях перехода на рыночные отношения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2. Процесс принятия управленческих решений

   Менеджером  можно назвать человека тогда, когда  он принимает организационные решения  или реализует их через других людей. Принятие решений, как и обмен информацией, - составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формулируя цели и добиваясь их достижения. Как способность к коммуникациям, так и способность принимать решения, это умение, развиваемое с опытом. В управлении  принятие решений представляет систематизированный процесс.

   Принятию  решения предшествуют несколько  этапов:

  • возникновение проблем, по которым необходимо принять решение;
  • выбор критериев, по которым будет принято решение;
  • разработка и формулировка альтернатив;
  • выбор оптимальной альтернативы из их множеств;
  • утверждение (принятие) решения;
  • организация работ по реализации решения - обратная связь.

   Также управленческое решение можно рассматривать как творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в субъекте управления. Любое управленческое решение проходит через три стадии:

        1.Уяснение проблемы: сбор информации; анализ полученной информации; выяснение актуальности; выяснение, определение условий, при которых эта проблема будет решена.

        2.Составление плана решения: разработка альтернативных вариантов решения; сопоставление альтернативных вариантов решения с  имеющимися ресурсами; оценка альтернативных вариантов по  социальным  последствиям; оценка  альтернативных вариантов по экономической эффективности; составление программ решения; разработка и составление детального плана решения.

        3.Выполнение решения: доведение решений до конкретных исполнителей; разработка мер поощрений и наказаний; контроль за выполнением решений.

   Решение проблемы – это процесс, что подразумевает собой последовательность взаимосвязанных этапов.

   2.1. Этапы процесса принятия решений

   

   

     

   

   

   

   

   

     

   

   

   

   

   

   

   

   

     

     
 

   Данная  схема наиболее подробно отражает процесс  принятия решений.

   Первый  этап на пути к разрешению проблемы – это диагностика проблемы (1). Диагностика – это определение проблемы. Первой фазой диагностики будет осознание и установление симптомов затруднения (примером могут служить низкая прибыль, плохой сбыт, чрезмерные издержки). Результатом данного этапа являются: четкая речевая формулировка проблемной ситуации, определение смысла проблемы, условий и основных требований.

Информация о работе Методология принятия решений