Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:01, курсовая работа
Основой любой организации, и ее главным богатством являются люди. Вступая во взаимодействие с организацией, человек интересуется различными аспектами этого взаимодействия, касающимися того, чем он должен жертвовать для интересов организации, что, когда и в каких объемах он должен делать, в каких условиях функционировать, с кем и сколько времени взаимодействовать, что будет давать ему организация и т.п. От этого и ряда других факторов зависят удовлетворенность человека взаимодействием с организацией, его отношение к ней и его вклад в её деятельность.
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия личности и организации 3
1.1. Роль личности в организации 3
1.2. Ролевые конфликты. Их типы и особенности 5
1.3. Способы решения ролевых конфликтов 9
Глава 2. Методологические основы взаимодействия личности и организации 11
2.1. Взаимодействие личности и организации 11
2.2. Вхождение человека в организацию 15
2.3. Модель взаимодействия человека и организационного окружения 20
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия личности и организации 3
1.1. Роль личности в организации 3
1.2. Ролевые конфликты. Их типы и особенности 5
1.3. Способы решения ролевых конфликтов 9
Глава 2. Методологические основы взаимодействия личности и организации 11
2.1. Взаимодействие личности и организации 11
2.2. Вхождение человека в организацию 15
2.3.
Модель взаимодействия
человека и организационного
окружения 20
Основой
любой организации, и ее главным
богатством являются люди. Вступая
во взаимодействие с организацией,
человек интересуется различными аспектами
этого взаимодействия, касающимися
того, чем он должен жертвовать для
интересов организации, что, когда
и в каких объемах он должен
делать, в каких условиях функционировать,
с кем и сколько времени
взаимодействовать, что будет давать
ему организация и т.п. От этого
и ряда других факторов зависят удовлетворенность
человека взаимодействием с
Многие организации, желая подчеркнуть свой вес и размах деятельности, говорят не о размере их производственных мощностей, объеме производства или продаж, финансовом потенциале и т.п., а о числе работников в организации. Хорошая организация стремится максимально эффективно использовать потенциал своих работников, создавая все условия для наиболее полной отдачи сотрудников на работе и для интенсивного развития их потенциала, что и является другой стороной этого взаимодействия.
Для того чтобы понять, как строится взаимодействие человека и организации, необходимо выяснить в чем суть проблемы взаимодействия человека и организации, какие характеристики личности определяют поведение человека в организации и какие характеристики организационного окружения оказывают воздействие на включение человека в деятельность организации.
Учитывая актуальность темы, целью работы является теоретический и методологический обзор ролевого аспекта взаимодействия личности и организации.
В
связи с поставленной целью, задачами
работы определены: изучение теоретических
аспектов взаимодействия личности и организации;
роли личности в организации; ролевых
конфликтов, их типов и особенностей; способов
решения ролевых конфликтов; взаимодействия
личности и организации; вхождение человека
в организацию; модели взаимодействия
человека и организационного окружения.
Организация ожидает от человека, что он будет выполнять определенную роль. Если член организации успешно выполняет свою роль и если при этом он сам лично удовлетворен характером, содержанием и результатами своей деятельности в организации и своего взаимодействия с организационным окружением, то не возникает конфликтных противоречий, подрывающих взаимодействие человека и организации. Одним из важнейших условий этого является правильное построение роли и, в частности, формирование верных предпосылок в отношении содержания, сущности и места данной роли в системе организации.
Сформулировать предпосылки относительно роли таким образом, чтобы роль, с одной стороны, соответствовала целям, стратегии и структуре организации и, с другой стороны, отвечала запросам и ожиданиям человека, исключительно трудно. Двумя необходимыми условиями этого являются ясность и приемлемость роли. Ясность роли предполагает, что человеку, ее исполняющему, известно и понятно не только содержание роли, т.е. содержание его работы и способы ее осуществления, но и связь его деятельности с целями и задачами организации, ее место в совокупности работ, выполняемых коллективом. Приемлемость роли состоит в том, что человек готов ее выполнять осознанно, исходя из того, что выполнение данной роли будет давать ему определенное удовлетворение и приведет к получению некоего положительного результата, который не обязательно должен носить материальный характер и быть четко определенным для человека до начала действия.
Использование
ролевого подхода к вовлечению человека
в организацию может
При отдельных обстоятельствах выполнение определенной роли может быть затруднено противоречиями, порождаемыми ролью. Противоречие может возникнуть между руководством и работником, если первое считает, что он неверно выполняет свою роль, или второй считает, что ему предъявляются необоснованные требования, претензии и обвинения. Конфликт по поводу выполнения роли может возникнуть и тогда, когда ожидания коллег не соответствуют действиям члена организации. Часто это происходит в ситуации, когда новый член организации выполняет свою роль не так, как делал его предшественник и к чему привыкли окружающие его коллеги. Ролевое противоречие может возникнуть, если цели члена организации противоречат целям организации, если его ценности не соответствуют ценностям группы, в которой он трудится, и т.п.
Ролевой конфликт - ситуация, когда человек сталкивается с двумя или более одновременными требованиями, при которых выполнение им одной из ролей делает невозможным исполнение других ролей.
Работающие
в организациях люди различны между
собой. Соответственно, они по-разному
воспринимают ситуацию, в которой
они оказываются. Различие в восприятии
часто приводит к тому, что люди
не соглашаются друг с другом. Это
несогласие возникает тогда, когда
ситуация действительно носит
Ролевой конфликт возникает тогда, когда индивид, выполняющий определенную роль, получает неадекватное его роли задание.
Можно выделить четыре типа ролевого конфликта:
Высокий
уровень ролевых конфликтов
Существует такое понятие как ролевая неопределённость. Оно означает, что исполнитель роли не точно знает, что именно от него требуется. При этом исполнитель роли может либо не знать целей, которые должны быть достигнуты, либо путей достижения этих целей. Корни ролевой неопределенности следует искать в ролевом наборе, когда ожидания, формируемые этим набором, недостаточно ясны (тогда как в случае возникновения ролевого конфликта они ясны, но несовместимы).
Ролевой конфликт является более серьезной проблемой на низших уровнях, тогда как ролевая неопределенность - на высших.
Однако
неопределенность роли нельзя однозначно
рассматривать как негативную характеристику
построения роли. В любой организации
с повышением уровневой позиции
роли обязательно возрастает её неопределенность.
Часто она способствует развитию
самостоятельности, расширяет сферу
принятия решения, развивает у членов
организации чувство
Возникающие при исполнении ролей конфликты и противоречия могут быть устранены различными способами. В зависимости от того, какая сторона конфликта подвергается изменению, это могут быть: изменение работы, изменение (развитие) людей, исполняющих роль, и перестановка.
При изменении
работы происходит выяснение причин
и факторов, заключённых в роли,
которые приводят к конфликтам и
противоречиям, и осуществляется корректировка
роли. Если роль внутренне противоречива,
то необходимо исключить из нее одну
из альтернативных сторон. Работа может
быть слишком напряженной и
Второй подход состоит в том, что осуществляется изменение, развитие человека, с тем, чтобы он мог выполнять закреплённую за ним роль и справляться с возникающими конфликтами. Развитие работника происходит по трём направлениям.
Первое - это более глубокое ознакомление с ролью. Часто именно незнание работником своей роли является причиной ролевых конфликтов.
Второе
- это повышение квалификации и
совершенствование
Третье - развитие у исполнителя способностей справляться с противоречивыми ситуациями, приноравливаться к работе в конфликтных условиях, уметь распознавать и адекватно реагировать на возникающие проблемы, правильно общаться с людьми в конфликтных ситуациях.
Третьим подходом предотвращению ролевых конфликтов является перестановка работников с одной роли на другую в зависимости от их способностей справляться с конфликтными ситуациями.
И, наконец, если посмотреть на проблему взаимодействия человека и организационного окружения шире, чем только через призму выполняемой им роли, то окажется, что значение личностных характеристик человека не только очень велико, но зачастую может быть определяющим в предотвращении конфликтных ситуаций в организации.
Информация о работе Методологические основы взаимодействия личности и организации