Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 07:31, контрольная работа
Метод аналогий успешно применяться для непосредственного получения знаний, хотя в научной среде существует мнение, что аналогии применяют лишь в том случае, когда нет прямых доказательств. Необходимо определить, что же мы будем считать аналогией. Согласно Большому энциклопедическому словарю "... аналогия - сходство предметов (явлений, объектов) в каких-либо свойствах. Умозаключение по аналогии - [ситуация, когда] знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на менее изученный, сходный по существенным свойствам, качествам объект; такие умозаключения - один из источников научных гипотез".
1. Понятие «метод аналогий» и формы аналогий 3
2. Раскройте взаимосвязь между функциональной и структурной аналогиями, отметьте следствия от нарушения соответствия между функциональной и структурной моделями системы управления. 7
3. Инструменты графического отображения функциональной модели: системная карта и SADT-модель 9
4. Выберите подсистему или систему управления в целом и составьте (табл. ) Практическая часть 22
Литература 26
Основные элементы этой методологии основываются на следующих концепциях:
графическое представление блочного моделирования. Графика блоков и дуг SADT-диаграммы отображает функцию в виде блока, а интерфейсы входа/выхода представляются дугами, соответственно входящими в блок и выходящими из него. Взаимодействие блоков друг с другом описываются посредством интерфейсных дуг, выражающих "ограничения", которые в свою очередь определяют, когда и каким образом функции выполняются и управляются;
строгость и точность. Выполнение правил SADT требует достаточной строгости и точности, не накладывая в то же время чрезмерных ограничений на действия аналитика. Правила SADT включают:
ограничение количества блоков на каждом уровне декомпозиции (правило 3-6 блоков);
связность диаграмм (номера блоков);
уникальность меток и наименований (отсутствие повторяющихся имен);
синтаксические правила для графики (блоков и дуг);
разделение входов и управлений (правило определения роли данных).
отделение организации от функции, т.е. исключение влияния организационной структуры на функциональную модель.
Методология SADT может использоваться для моделирования широкого круга систем и определения требований и функций, а затем для разработки системы, которая удовлетворяет этим требованиям и реализует эти функции. Для уже существующих систем SADT может быть использована для анализа функций, выполняемых системой, а также для указания механизмов, посредством которых они осуществляются.
Состав функциональной модели
Результатом применения методологии
SADT является модель, которая состоит
из диаграмм, фрагментов текстов и
глоссария, имеющих ссылки друг на друга.
Диаграммы - главные компоненты модели,
все функции ИС и интерфейсы на
них представлены как блоки и
дуги. Место соединения дуги с блоком
определяет тип интерфейса. Управляющая
информация входит в блок сверху, в
то время как информация, которая
подвергается обработке, показана с
левой стороны блока, а результаты
выхода показаны с правой стороны. Механизм
(человек или
Одной из наиболее важных особенностей методологии SADT является постепенное введение все больших уровней детализации по мере создания диаграмм, отображающих модель.
Рис 1. Функциональный блок и интерфейсные дуги
Диаграмма является основным
рабочим элементом при создании
модели. Разработчик диаграмм и моделей
обычно называется аналитиком, или, в
терминологии SADT, автором. Диаграммы
имеют собственные
Каждая SADT-диаграмма содержит блоки и дуги. Блоки изображают функции моделируемой системы. Дуги связывают блоки вместе и отображают взаимодействия и взаимосвязи между ними (рис.2-1). Диаграмме дается название, которое располагается в центре нижней части ее бланка. На каждой диаграмме написана стандартно идентифицирующая ее информация: автор диаграммы, частью какого проекта является работа, дата создания или последнего пересмотра диаграммы, статус диаграммы. Вся идентифицирующая информация располагается в верхней части бланка диаграммы.
Функциональные блоки на диаграммах изображаются прямоугольниками. Блок представляет функцию или активную часть системы, поэтому названиями блоков служат глаголы или глагольные обороты. Например, названиями блоков диаграммы выполнить задание являются: определить степень выполнения задания, выбрать инструменты, подготовить рабочее место, обработать на станке и собрать, как показано на рис. 2.
Кроме того, SADT требует, чтобы в диаграмме было не менее трех и не более шести блоков. Эти ограничения поддерживают сложность диаграмм и модели на уровне, доступном для чтения, понимания и использования. Другими словами, SADT-диаграммы и SADT-модели наглядны.
В отличие от других графических
методов структурного анализа в
SADT каждая сторона блока имеет
особое, вполне определенное назначение.
Левая сторона блока
Блоки SADT никогда не размещаются на диаграмме случайным образом. Они размещаются по степени важности, как ее понимает автор диаграммы. В SADT этот относительный порядок называется доминированием. Доминирование понимается как влияние, которое один блок оказывает на другие блоки диаграммы. Например, самым доминирующим блоком диаграммы может быть либо первый из требуемой последовательности функций, либо планирующая или контролирующая функция, влияющая на все другие функции (такая, как определить степень выполнения задания на рис. 2).
Рис 2 Типичная SADT-диаграмма
Наиболее доминирующий блок обычно размещается в верхнем левом углу диаграммы, а наименее доминирующий - в правом нижнем углу. В результате получается "ступенчатая" схема, подобная представленной на рис. 2-1 для блоков 1, 2, 3.
Расположение блоков на странице отражает авторское определение доминирования. Таким образом, топология диаграммы показывает, какие функции оказывают большее влияние на остальные. Чтобы подчеркнуть это, SADT-аналитик может перенумеровать блоки в соответствии с порядком их доминирования. Порядок доминирования может обозначаться цифрой, размещенной в правом нижнем углу каждого прямоугольника: 1 будет указывать на наибольшее доминирование, 2 - на следующее после наибольшего, и т.д. На рис. 2-1 показано, что блок определить степень выполнения задания влияет на все остальные шаги по обработке детали через следующий шаг задания и поэтому этот блок пронумерован единицей. Поскольку блок подготовить рабочее место должен быть перед блоком обработать на станке и собрать, этим блокам присвоены номера 3 и 4.
Блоки в SADT должны быть перенумерованы.
Номера блоков служат однозначными идентификаторами
для системных функций и
Дуги на SADT-диаграмме изображаются одинарными линиями со стрелками на концах. Для функциональных SADT-диаграмм дуга представляет множество объектов. Мы вынуждены использовать здесь общее понятие "объекты", поскольку дуги в SADT могут представлять, например, планы, данные в компьютерах, машины и информацию. Дуги диаграммы выполнить задание на рис. 2 представляют материалы, написанные на бумаге (например, следующий шаг задания), физические материалы (например, сырье и заготовки), инструменты (например, набор инструментов), рабочие чертежи (например, чертежи и указания), рабочую среду (например, оборудованное рабочее место) и управленческую информацию (например, статус задания). Однако в системном анализе вместо термина "объекты" часто употребляют термин "данные". Это объясняется тем, что системному анализу ранее подвергались, как правило, системы программного обеспечения.
Так как в SADT дуги изображают объекты, они описываются (помечаются) существительными или существительными с определениями, располагающимися достаточно близко к линии дуги. Мы настоятельно рекомендуем размещать описания дуг, называемые метками, как можно ближе к линиям дуг, не нарушая, однако, читабельность диаграмм. Это устраняет неопределенность в том, к какой дуге относится метка, и исключается необходимость в дополнительных графических связях. Обратите внимание на то, что все метки дуг на диаграмме выполнить задание расположены вплотную к соответствующим дугам.
Между объектами и функциями
возможны четыре отношения: вход, управление,
выход, механизм. Каждое из этих отношений
изображается дугой, связанной с
определенной стороной блока. По соглашению
левая сторона блока
Входные дуги изображают объекты, используемые и преобразуемые функциями. Например, в процессе изготовления детали сырье трансформируется функцией обработать на станке и собрать. Управленческие дуги представляют информацию, управляющую действиями функций. Обычно управляющие дуги несут информацию, которая указывает, что должна выполнять функция. Например, следующий шаг задания определяет, какие нужно выбрать инструменты, какие потребуются станки и цеха и как инструменты и станки должны использоваться при изготовлении детали. Выходные дуги изображают объекты, в которые преобразуются входы. Например, обработать на станке и собрать преобразует сырье и брак в результаты обработки, которые в конечном итоге становятся деталями. Дуги механизмов отражают, по крайней мере частично, как функции (т.е. функции системы) реализуются. Например, подготовить рабочее место организует инструменты и станки в эффективное пространство для следующего шага задания. Это - рабочая среда, называемая оборудованным рабочим местом. Она обозначает место, где рабочий изготавливает деталь, реализуя функцию обработать на станке и собрать. Таким образом, механизмы изображают физические аспекты функции (склады, людей, организации, приборы).
Итак, SADT-диаграмма составлена
из блоков, связанных дугами, которые
определяют, как блоки влияют Друг
на друга. Это влияние может выражаться
либо в передаче выходной информации
к другой функции для дальнейшего
преобразования, либо в выработке
управляющей информации, предписывающей,
что именно должна выполнять другая
функция. Например, блок обработать на
станке и собрать влияет на блок
определить степень выполнения задания,
выдавая ему результаты обработки
для оценки, а блок определить степень
выполнения задания влияет на очередную
операцию блока обработать на станке
и собрать с помощью следующего
шага задания. Другими словами, существует
сильная управляющая связь
В методологии SADT требуется только пять типов взаимосвязей между блоками для описания их отношений: управление, вход, обратная связь по управлению, обратная связь по входу, выход-механизм. Связи по управлению и входу являются простейшими, поскольку они отражают прямые воздействия, которые интуитивно понятны и очень просты. Отношение управления возникает тогда, когда выход одного блока непосредственно влияет на блок с меньшим доминированием. Например, блок определить степень выполнения задания влияет на блок выбрать инструменты в соответствии с детальными указаниями, содержащимися в описании следующего шага задания. Отношение входа возникает тогда, когда выход одного блока становится входом для блока с меньшим доминированием, например, выход блока определить степень выполнения задания, называемый законченное или незаконченное задание, становится входом функции обработать на станке и собрать при выполнении следующего шага задания.
Обратная связь по управлению
и обратная связь по входу являются
более сложными, поскольку они
представляют итерацию или рекурсию.
А именно выходы из одной функции
влияют на будущее выполнение других
функций, что впоследствии влияет на
исходную функцию. Обратная связь по
управлению возникает тогда, когда
выход некоторого блока влияет на
блок с большим доминированием. Рассмотрим
для примера диаграмму
Связи "выход-механизм"
встречаются нечасто и