Место и роль контроля в менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

Руководители начинают осуществлять функцию контроля с того самого момента, когда ими сформулированы цели и задачи, создана организация. Контроль очень важен для успешного функционирования организации. Без контроля начинается хаос, и объединить деятельность каких-либо групп становится чрезвычайно сложно. Контроль, таким образом, является неотъемлемым элементом самой сущности организации.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Раскрыть теоритические аспекты проблемы,сущность,необходимость,виды,процесс контроля.
Глава 2.Дать краткую характеристику предприятия объекта исследования.
2.1.Полное название предприятия
2.2.Организационно-правовая форма

2.3.Основной вид деятельности


2.4.Конкуренты


2.5.Привести схему организационной структуры управления
2.6.Проанализировать в динамике основные ТЭП
2.7.Проанализировать роль контроля на предприятии


Глава 3.Разработать направления совершенствования контроля на исследуемом предприятии.
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Учреждение образования.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

Особое место  в управлении принадлежит разовому контролю. Он, как правило, проводится специализированными функциональными органами и направлен на всестороннюю проверку какого-либо отдельного аспекта или всей производственно-хозяйственной деятельности. 

Четвёртой, заключительной группой является группа контроля, отличающаяся по форме осуществления. В ней выделяют следующие виды контроля: 

· финансовый контроль; 

· административный контроль; 

· технический контроль. 

Финансовый  контроль проводится путем получения  от каждого хозяйственного подразделения  финансовой отчетности по важнейшим экономическим показателям. При этом в центре внимания находятся такие показатели, как уровень прибыли, издержки производства и их отношение к чистым продажам, эффективность капиталовложений, обеспеченность собственными средствами, финансовое состояние и др. 

Административный  контроль осуществляется за соответствием  хозяйственных результатов показателям, запланированным в текущем бюджете: производится сравнение объема фактических  и планируемых продаж; анализируются  изменение доли фирмы на рынке - как  в целом, так и по отдельным продуктам и сегментам рынка, состояние портфеля заказов. В то же время административный контроль направлен на решение стратегических задач и достижение намеченных целей путем наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов и тесно связан с перспективным планированием. 

Технический контроль используется для проверки производственных параметров. Он необходим  для своевременного устранения технических  неполадок, проверки состояния оборудования.

1.4.Процесс  контроля

Процесс - это  явление, протекающее во времени. 

Процесс контроля состоит из четырех взаимосвязанных  этапов: 

- установление  целей контроля; 

- измерение  фактических результатов работы; 

- сравнение  фактических результатов с запланированной  нормой или стандартом; 

- управленческие  мероприятия для исправления  любых значительных отклонений  от плановых норм и стандартов.  

2. ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч»

2.1Открытое  акционерное общество «Кондитерская фабрика «Слодыч» - лидер по производству печенья на рынке мучных кондитерских изделий. На сегодняшний день фабрика «Слодыч» является крупнейшим в Беларуси предприятием, выпускающим сдобное, сахарное, затяжное, диабетическое, овсяное, глазированное печенье, а так же крекеры, кексы и вафельный лист. Предприятие имеет многолетнюю историю. Здесь собран и приумножен опыт мастеров-кондитеров нескольких поколений

Предприятие размещено на 20000 м2. Проектная мощность более 12000 тонн печенья в год.  

ОАО “Кондитерская  фабрика “Слодыч” производит и  реализует более 100 видов печенья (затяжного, сахарного и сдобного), а также более 10 видов крекеров. Отличительной особенностью продукции является высокое качество, отсутствие консервантов и использование только натурального экологически чистого сырья. 

Предприятие постоянно совершенствует и расширяет ассортимент выпускаемой продукции, что наряду с высоким качеством продукции сделало торговую марку “Слодыч” любимой и узнаваемой не только в Беларуси, но и за ее пределами.  

Главной целью  предприятия является удовлетворение спроса потребителей и повышение конкурентоспособности продукции. Качество -- важнейшее, неизменное средство достижения поставленной цели. Это подтверждается почетными дипломами и медалями, которыми награждено предприятие на выставках.

2.2Основным  видом деятельности предприятия в соответствии с Уставом является: 

- производство  мучных кондитерских изделий; 

- розничная  торговля; 

- оптовая торговля  и мелкооптовая торговля; 

- производство  полиграфической продукции; 

- транспорт; 

- общественное  питание; 

- медицинские  услуги. 

2.3 Конкуренция 
 

Бесспорными лидерами в отрасли по ассортименту и объемам производства печенья  являются ОАО “Кондитерская фабрика  “Слодыч” и СП ОАО “Спартак”. 

СП ОАО “Спартак”  является крупнейшим предприятием РБ по выпуску кондитерской продукции. Предприятие выпускает более 300 наименований продукции. Основная доля производимых кондитерских изделий приходится на карамель, шоколадные изделия, конфеты. Удельный вес печенья в общем объеме выпуска составляет не более 20-25%, а в выручке - 13-15%. Предприятие стремится удерживать лидирующие позиции на рынке сахаристых изделий, а печенью отводится вспомогательная роль. Между двумя лидерами на рынке печенья сохраняются преимущественно партнерские отношения. 

Поэтому пока говорить о серьезной конкуренции  на белорусском рынке печенья между отечественными производителями не приходится. Отдельные сегменты рынка еще не насыщены продукцией. Кондитерские предприятия имеют выраженную специализацию, существует распределение ассортимента, что позволяет каждому предприятию занимать свою нишу на внутреннем рынке республики.  

На рынке  республики имеется множество мелких цехов, производящих печенье, которое  также составляет фабрике конкуренцию. Однако их конкурентная политика - ориентация в основном на узкий сегмент рынка  со специфическими потребностями, копирование у ведущих производителей способов позиционирования товаров, торговых марок, упаковки и т.д. В области ассортиментной политики наблюдается взаимозаменяемость внутри ассортиментных групп, что распыляет средства, затрудняет продвижение продукции на рынок. Поэтому для крупного производителя они не представляют серьезной конкуренции.  

  
 
 
 

 Конкурентная  среда на рынке печенья в  РБ 

Как видно  из рис. 1, более серьезную угрозу на сегодняшний день представляет конкуренция  со стороны иностранных производителей. Импортная продукция представлена продукцией, в основном, российских производителей: московской фабрики “Большевик”, петербургской “Любимый Край”, предприятий “ПК Бежицкий” и “Брянконфи” из Брянска, подмосковных “Русь-Хлеб”, г. Ярославль, “Покров” и “Дан Кейк”, ОАО “Крекер”, г. Воронеж, ОАО “Любятово”, г. Псков. Создание крупных кондитерских корпораций в России создало реальную возможность массированного проникновения российской продукции на белорусский рынок. 

Кроме продукции  из России, в значительно меньших объемах, представлена продукция западноевропейского (“HGF”, “Bisca”, “Tago”), молдавского (“Nefis”, “Франзелуцца”), казахского (“Хамле”) и украинского (“Харьковская кондитерская фабрика”) производства. 

Таким образом, пока ОАО “Кондитерская фабрика “Слодыч” имеет сильные конкурентные позиции, однако его положение нельзя считать достаточно устойчивым, прежде всего по причине активного наступления конкурентов. Поэтому перед предприятием стоит задача конкурентного противостояния усиливающемуся давлению со стороны российских и украинских кондитеров. Необходимость этого выражается и в отношении потребителей к отечественной и импортной кондитерской продукции. Белорусские потребители значительно лучше относятся к отечественной продукции (более натуральная, качественная, вкусная, полезная и менее дорогая) нежели к зарубежной, несмотря на то, что она всегда уступала последней по внешнему виду и качеству упаковки. При этом конкурентоспособность предприятия определяется не только возможностями совершенствовать упаковку, но и умением создать новую рыночную нишу. 
 
 

Организационная структура управления 
 

Высшим органом  управления ОАО “Кондитерская фабрика  “Слодыч” является общее собрание акционеров. В период между собраниями акционеров управление ОАО осуществляется Наблюдательным советом, действующим на основании Устава. Руководство текущей деятельностью общества осуществляет дирекция и директор. Они подотчетны по всем вопросам своей деятельности Наблюдательному совету и собранию акционеров. 

Директор возглавляет дирекцию, организует ее работу и председательствует на ее заседаниях. Заместители директора назначаются директором предприятия по согласованию с наблюдательным советом. Руководители подразделений назначаются на должность и освобождаются от должности директором предприятия. Главный бухгалтер предприятия назначается и освобождается от должности директором предприятия по согласованию с наблюдательным советом предприятия в порядке, установленном Законом Республики Беларусь. 

Дирекция предприятия  в составе директора, главного инженера, заместителя директора по экономике и финансам, заместителя директора по логистике, заместителя директора по идеологической работе, заместителя директора по производству, заместителя директора по продажам, главного бухгалтера, начальника отдела правовой и кадровой работы осуществляет функции организации и управления работой подразделений предприятия по всем направлениям производственно-хозяйственной деятельности. 

Исполнительным  органом предприятия является дирекция во главе с директором, который решает самостоятельно все вопросы деятельности, за исключением отнесенных Уставом общества и законодательством к компетенции наблюдательного совета и собрания акционеров. 

Анализируя  организационную структуру управления ОАО, видим, что напрямую директору подчиняются 6 функциональных руководителей: заместитель директора по экономике и финансам; заместитель директора по производству; главный инженер; заместитель директора по идеологической работе; заместитель директора по логистике; заместитель директора по продажам. Количество и перечень функциональных руководителей определяется штатным расписанием на предприятии. В свою очередь у каждого функционального руководителя в подчинении находятся определенные подразделения (звенья).  

Заместитель директора по экономике и финансам, в его подчинении: бухгалтерия во главе с главным бухгалтером, планово-экономическое бюро, отдел организации труда и заработной платы, сектор АСУП;  

Заместитель директора по производству, в его  подчинении: главный технолог, бисквитный цех, отдел маркетинга и стратегического развития, полиграфический участок;  

Главный инженер, в его подчинении: главный энергетик, главный механик, лаборатория КИПиА, ремонтно-строительный участок, ведущий  инженер по системе менеджмента и качества, ведущий инженер по охране труда. Главный энергетик в свою очередь возглавляет отдел главного энергетика и курирует вопросы электротехнического участка, участка эксплуатации энергетического и сантехнического оборудования. Главный механик возглавляет отдел главного механика и курирует следующие службы: ремонтно-механический участок, участок эксплуатации технологического оборудования.  

Заместитель директора по идеологической работе, в его подчинении отдел правовой и кадровой работы, здравпункт, столовая, делопроизводитель;  

Заместитель директора по логистике, в его  подчинении отдел материально-технического снабжения, центральный склад готовой  продукции, транспортный участок, участок  административно-хозяйственного обслуживания;  

Заместитель директора по продажам, в его подчинении отдел продаж по Республике, ОПП по г. Минску, ОПП по г. Гродно и Гродненской области, ОПП по г. Бресту и Брестской области, ОПП по г. Могилеву и Могилевской области, менеджер по фирменной торговле. Менеджер по фирменной торговле в свою очередь возглавляет и курирует всю фирменную торговлю ОАО. 

Прямое подчинение директору: секретарь приемной руководителя, центральная лаборатория, участок  охраны, служба безопасности. 

Данная организационная  структура управления на предприятии имеет свои преимущества и недостатки. Одно из преимуществ состоит в том, что при решении важных вопросов и задач происходит более глубокая подготовка решений, связанных со специализацией работников. Недостаток состоит в том, что отсутствуют взаимосвязи на горизонтальном уровне между производственными отделениями.  

Информация о работе Место и роль контроля в менеджменте