Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:24, курсовая работа
История менеджмента знает огромное количество великих людей, которые поучаствовали в создании менеджмента, как науки. Не все они имели высшее образование, да и не все из них имели хоть какое-то образование. Все они были из разных стран и континентов, но мыслили в одном направлении: как управлять людьми, как или чем мотивировать работников, как сделать их работу эффективнее и повысить производительность труда и все в том же духе.
Введение 3
Цель Курсовой работы 3
Глава I 4
Краткая биография 4
Глава II 7
Научная деятельность 7
2.1 Принцип группы 7
2.2 «Созидательный опыт» 8
2.3 Конфликты 10
2.4 Рабочая группа или индивидуальный работник? 11
2.4 Концепция «власть с» 13
2.5 Принципы групповых основ демократии и образования социальных связей 13
Глава III 15
3.1 Организация 15
3.2 Хороший лидер не имеет подчиненных 17
3.3 Делегирование полномочий 18
Глава IV 21
Глава IV 21
Теория управления М.П. Фоллет 21
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Фоллет определяет необходимые свойства лидера: «Самый лучший лидер знает, как заставить своих последователей самим почувствовать власть, а не просто осознать исключительно его (или её) власть». Лидерство не существует само по себе и уж тем более это не является статичным процессом с участием одного человека. Лидеры и последователи находятся в неких взаимоотношениях, следовательно, это динамичная сила между людьми. Роль лидера возникает тогда и там, где она необходима. Когда проблема решена, лидер перестает быть нужным. Лидерство исчезает. Тем, кто хочет управлять, Фоллет советовала серьёзно относиться к профессии управленца. Менеджер должен понимать, что выполняет роль созидателя.
Согласно формулировке
Фоллет, власть — способность добиваться
определённых целей, быть их причиной,
порождать изменения. Авторитет — это
обладание властью, право создавать и
осуществлять власть.
Именно Фоллет была первой, кто определил
менеджмент как «обеспечение выполнения
работы с помощью других лиц». Это непосредственно
связано с делегированием, которое означает
передачу задач и полномочий работнику,
который принимает на себя ответственность
за их выполнение. Руководитель не может
выполнять все функции, закрепленные за
руководимым им подразделением. Поэтому
он часть работы оставляет за собой, а
остальную часть распределяет между сотрудниками
своего подразделения. Задачей руководителя,
как заметила Фоллет, является умение
«добиться выполнения работы другими».
Поэтому, можно считать, делегирование
представляет собой акт, который превращает
человека, возглавляющего какое-то подразделение,
в подлинного руководителя.
Рассмотрение иерархической структуры
управления приводит представителей этой
школы к переоценке делегирования. Делегирование
рассматривается как двусторонний процесс.
Нижние уровни управления организации
делегируют вверх функции администрации
и координации деятельности, а верхние
слои делегируют вниз право выполнять
те или иные действия. Представители этой
школы пытались также дать рекомендации
руководителям по осуществлению делегирования
ответственности. Ответственность означает,
что работник отвечает за результаты выполнения
задачи перед лицом, которое передает
ему полномочия (права), хотя конечную
ответственность всегда несет его непосредственный
руководитель.
В
рамках концепции М. Фоллет существует
форма взаимосвязанного поведения
— «власть вместе с кем-либо»
вместо «власти против кого-либо». Реализация
власти (которую Фоллет не отделяла
от авторитета) для достижения поставленной
цели должна осуществляться совместно
всем персоналом данной организации
и быть кооперативной, а не принудительной.
Идея «власти с кем-либо» может
быть воплощена в форме
Хотя
коллективистские императивы Фоллет,
если их рассматривать в самом
общем политическом, экономическом
и социальном смысле представляются
достаточно зловещими, в ограниченных
пределах предприятия или
Если
рассматривать менеджмент в качестве
универсального феномена, принципы политического
администрирования будут иметь
отношение и к деловой
Это заявление имеет много общего с тейлоровской идеей «ментальной революции» и отражает давние амбиции теоретиков менеджмента, стремившихся к преодолению групповщины, ради достижения гармонии, повышения эффективности производства и коммерческого успеха. Фоллет небезразлично отношение рабочих к выполняемой ими работе, она хочет, чтобы они сохраняли свою самобытность и духовно росли, оставаясь в рамках рабочей группы, что ставит ее теорию в один ряд с несколько упрощенной психологией Тейлора и с учением, учитывающим человеческий фактор, основы которого были заложены Джилбретами и развиты Мэйо.
Тем не менее, основной целью Фоллет считала интегративное единство, средством достижения которого являлся, по ее мысли, конструктивный конфликт. Она настаивала на том, что рабочие должны играть активную роль в управлении производством, подобную той роли, которую играют в обществе активные граждане. Вот что она пишет в этой связи:
Активное
участие в управлении производством
или вклад со стороны различных
работников имеют сейчас куда большее
значение, чем прежде, ибо соединять
теперь приходится куда больше познаний
и опыта разного рода... По этой
причине я считаю, что участие
в социальном процессе должно быть
не самопожертвованием, а сотрудничеством.
Благодаря столкновению идей, члены группы, предприятия или, по аналогии, всего общества должны будут понять, что их собственные интересы совпадают с общими интересами, а не ограничиваются узкими границами их самости. Разумеется, здесь нет ничего нового, именно с этой идеей был связан основной пафос работы Руссо «Социальный контракт» (1762). Хотя Фоллет приводит множество практических примеров преодоления самостного интереса логикой коллективного действия, тем не менее, она не дает сколько-нибудь общего способа примирения интересов различных групп, если последние не воспринимают приводимых в пользу него аргументов. Разумеется, всегда можно вернуться к практике принуждения. Конечно же, в сфере политических действий, где для обеспечения легитимности власти требуется достижение максимального уровня согласия, использование принуждения в интересах большинства или, напротив, для защиты меньшинства, оправдано. Фоллет не хочет прибегать к принуждению. Для того чтобы перейти от атомистического индивидуализма к холистическому взаимопониманию, она предлагает воспользоваться некоторыми положениями, почерпнутыми ею из гештальтпсихологии.
Гештальтпсихология
как особая школа была создана
в 1912 г. тремя немецкими психологами
(Кёлер, Коффка и Вертгеймер). По сути, она
являлась реакцией на аналитический подход,
сторонником которого был Вильгельм Вундт.
Вундт считал, что основная задача психологии
состоит в анализе человеческого сознания,
при этом он исходил из того, что сознание
может быть представлено рядом простых
фундаментальных элементов. Гештальтпсихологи,
напротив, считали, что организованное
целое превышает или, во всяком случае,
отличается от суммы своих составляющих.
Фоллет выражает эту идею следующим образом:
Любая
индивидуальная психология, не признающая
объединяющей природы опыта, любая
социальная психология, не видящая
ее, имеет дело не с жизнью, а с
абстракциями... Опыт наших чувств, наши
личные переживания, наш социальный
опыт- это комплексная структура,
нечто целое... Многие биологи занимаются
организмом как целым, другие принимают
за целое нечто, составными элементами
которого являются как организм, так
и среда... Если методом традиционной
психологии было расчленение, то наиболее
характерным моментом современной
психологии является изучение интегративных
процессов.
Заключение
Фоллет внесла значительный вклад
в развитие школы психологии и человеческих
отношений. Она опередила Мэйо и первой
сформулировала идею о том, что решающее
влияние на рост производительности труда
рабочего оказывают не материальные, а
главным образом психологические и социальные
факторы. В основе доктрины человеческих
отношений, по мнению Фоллет, должны лежать
достижения научной психологии. В своих
работах она критиковала предшествующие
школы за односторонний подход к управлению,
игнорирование психологических аспектов
и развивала идею «нового подхода» к процессу
управления.
По
мнению сторонников «человеческих
отношений», производство не сможет достичь
значительной эффективности, если оно
не будет совершенствовать социальную
организацию предприятия. Инженерный
подход давно исчерпал себя. На первый
план выдвигаются проблемы человеческого
поведения, психологии работников. Поэтому
предметом исследования становятся
этические нормы и правила, убеждения,
мотивы поведения. На смену концепции
«экономического человека»
Сила идей М. П. Фоллет определяется сочетанием трех факторов. Во-первых, это знания и навыки, которые она приобрела в процессе изучения таких социальных наук, как экономике, психология, юриспруденция; во-вторых, это глубокое сочувствие людям и, в-третьих, ее собственный практический опыт и трезвая оценка путей развития мира. Таким образом, она привнесла новый взгляд, как на проблемы промышленности, так и общества в целом. Этот новый взгляд получает все более широкое распространение в теории и практике передового менеджмента.
Привлекая
внимание к важности человеческих отношений
в процессе труда М.П. Фоллет внесла огромный
вклад в развитие управленческого мышления
своей эпохи. Она добавила новое измерение
менеджмента как науки (использование
в исследованиях и теоретических разработках
результатов социальных наук и в особенности
психологии). Сегодня ее учение является
столь же действенным, каким оно было в
пору его создания. Результаты научной
деятельности М.П. Фоллет получат дальнейшее
развитие по мере изменения социальных,
экономических и технологических факторов,
но вряд ли они будут преданы забвению.
Список использованной литературы