Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:24, курсовая работа
История менеджмента знает огромное количество великих людей, которые поучаствовали в создании менеджмента, как науки. Не все они имели высшее образование, да и не все из них имели хоть какое-то образование. Все они были из разных стран и континентов, но мыслили в одном направлении: как управлять людьми, как или чем мотивировать работников, как сделать их работу эффективнее и повысить производительность труда и все в том же духе.
Введение 3
Цель Курсовой работы 3
Глава I 4
Краткая биография 4
Глава II 7
Научная деятельность 7
2.1 Принцип группы 7
2.2 «Созидательный опыт» 8
2.3 Конфликты 10
2.4 Рабочая группа или индивидуальный работник? 11
2.4 Концепция «власть с» 13
2.5 Принципы групповых основ демократии и образования социальных связей 13
Глава III 15
3.1 Организация 15
3.2 Хороший лидер не имеет подчиненных 17
3.3 Делегирование полномочий 18
Глава IV 21
Глава IV 21
Теория управления М.П. Фоллет 21
Заключение 23
Список использованной литературы 25
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
им. А.И.ГЕРЦЕНА
Факультет
управления
Кафедра
социального менеджмента
КУРСОВАЯ
РАБОТА:
По дисциплине: История менеджмента
Тема: «Мери Паркер Фоллетт»
Выполнила: Кристина Левкина
Студентка 2 курса
1 группа
Санкт-Петербург
2011 год
Содержание
Оглавление
Введение 3
Цель Курсовой работы 3
Глава I 4
Краткая биография 4
Глава II 7
Научная деятельность 7
2.1 Принцип группы 7
2.2 «Созидательный опыт» 8
2.3 Конфликты 10
2.4 Рабочая группа или индивидуальный работник? 11
2.4 Концепция «власть с» 13
2.5 Принципы групповых основ демократии и образования социальных связей 13
Глава III 15
3.1 Организация 15
3.2 Хороший лидер не имеет подчиненных 17
3.3 Делегирование полномочий 18
Глава IV 21
Глава IV 21
Теория управления М.П. Фоллет 21
Заключение 23
Список
использованной литературы 25
История менеджмента знает огромное количество великих людей, которые поучаствовали в создании менеджмента, как науки. Не все они имели высшее образование, да и не все из них имели хоть какое-то образование. Все они были из разных стран и континентов, но мыслили в одном направлении: как управлять людьми, как или чем мотивировать работников, как сделать их работу эффективнее и повысить производительность труда и все в том же духе.
На фоне всех существующих теорий и их создателей я бы хотела выделить представительницу прекрасного пола, Мэри Паркер Фоллет. Хотя многие люди считают, что лучшими управляющими становятся в основном мужчины, смею заверить, что за ними стояли великие женщины.
При выборе темы курсовой работы, я мотивировалась своими эмоциями, отношением к мнению о том, что лучшими управленцами являются мужчины.
И цель моей курсовой работы – это доказать, что женщины имеют такие же права на то, чтобы носить это гордое звание – управленец, и что они имеют больше первичных (врожденных) способностей к управлению, чем мужское население нашей планеты.
Все
это мне хотелось бы показать на
примере Мэри Паркер Фоллет (Приложение
1).
М. П. Фоллет родилась в городе Куинси, неподалеку от Бостона, штат Массачусетс (Приложения 2-4) в семье, предки которой были жителями этого города. Ее жизнь отнюдь не была самой легкой: мать ее была инвалидом, а отец умер, когда она была еще подростком. В связи с чем, ей пришлось с раннего детства заниматься домашним хозяйством и финансовыми делами семьи, к счастью деньги, оставшиеся у ее матери помогли сделать их семью финансово независимой. Эри была послушной дочерью и отличной ученицей, и закончила Рэдклиффский колледж в 1898 году с отличием, получив дипломы по экономике, государственному управлению, правоведению и философии. Некоторое время она училась в Англии, хорошо владела английским и немецким языками, и всегда была в курсе событий, происходивших в сфере ее деятельности. Еще до окончания колледжа Мэри в 1896 году написала книгу «The Speaker of the House of Representatives»1 (Приложение 5). В этой книге она подробнейшим образом рассмотрела сложный процесс принятия законов, где впервые опробовала «параллельный подход»2, который потом она применяла во всех своих работах.
Формально, Мэри закончила учебу в возрасте 32 лет, затем в 1891 году она познакомилась с Мисс Изабелл Бриггс3, с которой очень сдружилась, и в последствие они стали жить вместе. Не кто иной, как Мисс И. Бриггс (благодаря ее связям и интересам), помогла сделать Мэри сделать рывок и стать активной участницей интеллектуальной и общественной жизни Бостона и Гарварда.
После окончания учебы, она активно занялась общественной работой рабочего клуба в одном из самых неблагополучных районов Бостона. В результате долгой и упорной работы она открыла так называемые «вечерние центры», которые впоследствии были переименованы в «бостонские» и стали не чем иным, как бюро по трудоустройству. В 1917 году эти организации были официально включены в систему городского образования Бостона, и стали копироваться другими городами по всей стране.
Параллельно с этим, она наблюдала за групповыми процессами и оценивала их возможности (как совместно действующие люди могут намечать, разрабатывать и осуществлять свои собственные планы?). Она видела в локальной группе политическую основу для развития самоуправления. И как настоящий ученый, она осмыслила свои наблюдения и изложила свои взгляды в книге «The New State-Group Organization: The Solution for Popular Government»4 (Приложение 6). Эта книга сделала ее известной по обе стороны Атлантики общественной фигурой. В Массачусетсе она стала выступать различных судах и комитетах, где получила непосредственный опыт решения проблем в сфере трудовых отношений. Написала книгу «Creative Experience»5.
Выход этой книги помог М. П. Фоллет познакомится с новой аудиторией – бизнесменами и многие из них просили ее помочь в решении проблем управления предприятиями. Фоллет исследовала различные ситуации на фабриках, изучала их организацию, структуру, работу и предлагала варианты исправления проблем. Нью-Йоркское Бюро администрирования кадрами признало Мэри в качестве одного из лучших теоретиков менеджмента. В дальнейшем, директор этого бюро, Генри Меткалф, знавший о широте ее интересов, пригласил прочитать цикл лекций по “психологическим основам управления бизнесом” на конференции 1925 году и затем еще в течение многих лет привлекал Мэри Паркер Фоллет к участию в этих ежегодных форумах.
Известный бизнесмен и первооткрыватель в области менеджмента, Сибом Роунтри, неоднократно (с 1926 г.) приглашал ее участвовать в ежегодных конференциях по проблемам управления в оксфордском колледже. И именно там она встретила Линдала Урвика, который стал горячим приверженцем ее идей и начал активно их распространять.
После смерти мисс И. Бриггс Мэри Фоллет переехала в 1928г. в Англию и жила в одном доме с Кэтрин Ферс в лондонском пригороде Челси. В начале 1933г. Мэри удостоилась прочитать цикл лекций при открытии факультета управления бизнесом (потом переименованного в факультет трудовых отношений) в Лондонской Школе Экономики. Потом Линдал Урвик собрал и опубликовал тексты лекций под общим названием «Freedom and Coordination»6.
В декабре 1933г. в Бостоне Мэри заболела и 18 декабря 1933г. скончалась.
Мэри Паркер Фоллет была ученым-политологом. Она поддерживала идею создания смежных групп, которые она рассматривала за единицу самоуправления для наиболее эффективного достижения справедливого гражданского общества. Мэри Фоллет, знаток философии и политической науки, заинтересовалась социальной психологией. Хронологически, она принадлежала к эпохе научного управления, а по своей философии и убеждениям она была участником эры социального человека. Она владела достаточной информацией в обеих областях и была как бы связующим звеном между этими двумя эпохами. Она обобщила концепцию Тейлора и предвидела многое, к чему позже пришли исследователи из Хоторна.
Ее нельзя отнести ни к «деловым женщинам», ни к ученым. Она интересовалась политикой, социологией и вопросами управления, на что ее вдохновил опыт социальной работы в Бостоне.
М.
П. Фоллет привнесла в изучение предприятий
бизнеса и менеджмента
Она считала, что единицей общества является не изолированный, а «групповой индивид», т. е. именно через группы, к которым они принадлежат, индивиды проявляют свою идентичность и реализуют свой потенциал.
Чтобы понять управленческие и психологические построения М. П. Фоллет, необходимо знать её предпочтения в философии. Она была поклонницей Иоганна Фихте 7(Приложение 7). Немецкого философа, который считал, что свобода личности должна подчиняться группе. Таким образом, эго одного человека принадлежит широкому сообществу. Иерархия эго, по Фихте, образует единое «Великое Эго», являющееся частью жизни всех людей. Разделяя идеи Фихте, Фоллет в труде «Новое государство» оспаривает основные политические идеи конца ХIХ в. Основная мысль работы: истинная сущность человека проявляется только через групповую организацию, т. е. потенциал личности остается тишь потенциалом, если его не реализовать в группе. Человек может получить истинную свободу только через группу. Принцип группы был сформулирован, чтобы противостоять идеям о том, что люди думают, чувствуют и действуют самостоятельно и независимо. С точки зрения М. Фоллет, группы людей живут как единое целое, а не отдельное эго. Отдельные личности порождены общественными взаимодействиями. Используя такие выражения как, «духовное единение», «групповое мышление» и «коллективная воля», М. Фоллет искала новое общество, основанное на групповом принципе, а не индивидуализме. Основной задачей ученой было не разрушение личности, а доказательство, что только в группе человек может найти свое «истинное Я». Следуя этому принципу, Мэри сделала вывод, что «истинное Я человека – это его Я в группе» и что «у человека не может быть прав отдельно от общества, независимо от общества или против общества8». Опровергая заявление, что задача правительства – защищать права личности, она провозгласила иную концепцию демократии: демократия – великая сила, которая развивается самими людьми, в демократию вовлечен каждый, дополняя себя извне тем, чего ему не хватает, это развитие общественного сознания, а не индивидуализм.
В
работе «Созидательный опыт» Фоллет
развивает идею о том, что посредством
общения, дискуссий и совместной
деятельности люди могут избежать возникновения
скрытых идей у каждого из них
и жить открыто во имя достижения
общих целей. Считая, что каждая психологическая
ситуация носит особенный характер,
отличается от абсолютной природы её
составных частей, то есть целое
— это больше, чем просто сумма
отдельных частей, Фоллет утверждала,
что с помощью группы отдельные
люди могут достичь более полного
воплощения своих собственных творческих
возможностей. Цель групповых усилий
заключалась в нахождении объединяющего
целого, которое превосходило составляющие
его части. В работе она попыталась
ответить на вопросы о внутригрупповом
конфликте. Фоллет постулировала, что
любой конфликт интересов может
быть разрешен тремя способами:
* доминирование (победа одной из конфликтующих
сторон над другой);
* компромисс (соглашение за счет взаимных
уступок);
* интеграция (разложение на составные
части мнений и интересов обеих сторон
с тем, чтобы принять наиболее рациональный
способ разрешения конфликта).
Фоллет выступала против выхода
из конфликта с помощью применения силы.
Компромисс — явление бессмысленное и
потому, что он изменяет суть вопроса,
и оттого, что «истина не может быть у обеих
сторон». Интеграция — поиск решения,
удовлетворяющего обеим сторонам без
компромисса и доминирования. Типичная
для стиля Фоллет иллюстрация концепции
интеграции: «Для примера возьмём самую
простую ситуацию. Дело было в библиотеке
Гарварда. Небольшой зал. Кто-то захотел
открыть окно, я же хотела, чтобы окно было
закрыто. Мы открыли окно в соседнем зале,
где никто не сидел. Это не компромисс,
потому что ни одно из желаний не было
подавлено; мы оба получили то, что хотели.
Я не хотела, чтобы каждое окно было закрыто.
Я просто не хотела, чтобы на меня дул ветер.
Второй человек не хотел, чтобы именно
это окно было открыто; он просто хотел
побольше свежего воздуха в помещении.
Интеграция как раз и заключается в том,
чтобы расширить возможность решения
проблемы с помощью альтернатив».
Хотя Фоллет защищала идею интеграции,
она не отрицала, что здесь существуют
и препятствия. По мнению исследовательницы,
интеграция как принцип поведения будет
бесполезен до тех пор, пока люди не переосмыслят
концепции власти и силы. Обозначение
начальника и подчинённого создаёт проблемы
для признания общности интересов. Фоллет
предложила решать проблему, соблюдая
«закон ситуации»: «Один человек не должен
отдавать приказы другому, но они оба должны
согласиться выполнять приказы по ситуации.
Если эти приказы — лишь часть ситуации,
то вопрос о том, что кто-то должен отдать
приказ, а кто-то его должен выполнить,
не будет вставать».
Основой интеграции было то,
что Фоллет называла «ответная реакция»
— процесс, основанный на возможности
каждой стороны повлиять на другую через
открытое взаимодействие, породив дух
сотрудничества. В 1920-е годы Фоллет активно
поддерживала представительства работников.
Суть представительств в том, что работники
избирали представителей цеха или рабочего
совета; представители затем участвовали
в принятии управленческих решений. Таким
образом, у всех работников появлялась
возможность управлять. Фоллет считала,
что руководители должны понимать: предприятие
может работать лучше, позволяя рабочим
быть партнёрами в бизнесе. Цель представительства
работников — не разделение власти, а
её увеличение. Представительство рабочих
не должно превращаться в борьбу за чьи
бы то ни было доходы, но должно стать шагом
к интеграции.
Таким образом, Фоллет выдвигает идею
участия рабочих в управлении. Она принципиально
утверждает: подобно тому, как нет чёткой
разделительной линии между планированием
и исполнением, так и различие между теми,
кто управляет и теми, кем управляют, является
смутным. Фоллет была убеждена, что рабочие
неизбежно принимают участие в управлении,
когда они по собственному желанию решают,
как именно выполнять приказы. Поэтому
прогрессивное руководство должно развивать
у рабочих чувство не только индивидуальной,
но и, самое главное, «кумулятивной» ответственности9.
Фоллет призывает создавать на предприятиях
атмосферу «подлинной общности интересов»,
на основе которой, по её мнению, можно
обеспечить максимальный вклад всех сотрудников
в эффективную организационную деятельность.