Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 23:08, курс лекций
Курс лекций для заочников
Конечная
цель контроля – это решение задач,
стоящих перед организацией. Контроль
должен быть своевременным, гибким, простым
и экономичным.
Информационно-управляющая система ( ИУС)
ИУС – это постоянно
действующая система
ИУС включает в себя подсистемы: 1) внутренняя отчетность;
2) сбор внешней информации; 3) анализ информации.
Цель ИУС – обеспечение эффективного выполнения функций планирования, контроля и производственной деятельности.
Задача ИУС – выдача нужной информации нужным людам в нужное время.
Компьютеры
и современные информационные технологии
многократно повышают эффективность
ИУС. Пример: директор супермаркета
может получить 0,5 часовую ежедневную
информацию о том, какие товары продаются,
по какой цене, количество, остатки, план
и т.п.
Мотивация
Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.
Старые концепции мотивации:
1.
«Метод кнута и пряника»
2. Психологический метод. Э.Мэйо считает, что человеческие факторы, особенно социальное взаимодействие и групповое поведение, сильно влияют на производительность труда.
Современные теории мотивации:
1.
Содержательные теории
2.
Процессуальные теории
Мотивационное поведение состоит в том, что потребности человека (первичные и вторичные) служат мотивам к действию.
Первичные потребности – есть, спать, дышать, общаться.
Вторичные – социально-психологические, культурные, т.е. потребность в успехе, уважении, власти и т.п.
Содержательные теории мотивации.
Низший уровень – Иерархия потребностей по Маслоу:
1) физиологические (еда, вода, отдых, секс);
2) потребности в безопасности и уверенности в будущем;
3) социальные (соц.связи, поддержка);
4) потребности в уважении;
5) потребности в самовыражении
Высший уровень. На практике эта иерархия не столь четкая, как предполагает Маслоу.
Российским менеджерам необходимо знать, что в большинстве случаев в связи с низким уровнем жизни в стране, с одной стороны, с высоким уровнем образования, с другой стороны, им необходимо мотивировать подчиненных, используя все уровни потребностей в комплексе.
Теория потребностей Макклелланда делает основной акцент на потребности высших уровней: власти, успеха и причастности (дружеское общение, оказание помощи).
Двухфакторная теория Герцберга основывается на представлении о том, что следует выделять 1) гигиенические факторы и 2) мотивацию.
- связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа(заработок, условия работы, политика администрации, степень контроля и т.п.)
- связана с характером и сущностью работы (успех, возможность творческго роста, высокая ответственность)
Процессуальные теории мотивации.
Теория ожиданий основывается на том, что наличие активной потребности – не единственное условие мотивации человека к достижению определенной цели.
Ожидания – это оценка данной личностью вероятности определенного события. При анализе мотивации теория ожидания подчеркивает важность взаимосвязей: затраты труда >>> результаты >>> вознаграждения >>> удовлетворенность вознаграждением.
Теория
справедливости постулирует, что люди
субъективно определяют отношения
полученного вознаграждения к затраченным
усилиям и затем соотносит его с вознаграждением
других людей, выполняющих аналогичную
работу. Если вознаграждение было несправедливое,
то возникает напряжение >>> необходимо
мотивировать сотрудника и восстановить
справедливость.
Групповая динамика.
Формальные группы, неформальные группы существуют в любых организациях. Формальные создаются по воле руководства, их функцией является выполнение конкретных задач и достижение конкретных целей. В организации существует 3 основных типа формальных групп: группы руководителей, производственные группы и комитеты:
Неформальные организации – это спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определённой цели. Принадлежность к неформальным группам может дать людям психологические выгоды(взаимопомощь, общение)
Неформальный лидер имеет 2 функции: помогает группе в достижении целей и поддерживает и укрепляет ее существование.
Факторами эффективности работы групп являются размер, состав, групповые нормы, сплоченность, конфликтность, статус и функциональные роли ее членов.
Теоретики
менеджмента предлагают следующий
подход к неформальным группам и
организациям: признавать существование
неформальной организации и работать
с ней, выслушивать мнения лидеров и
членов неформальных групп, работать с
ними, поощряя тех, кто способствует достижению
целей предприятия.
Истоки современной управленческой науки и истоки проблем
Российского менеджмента.
Изучение организаций прошлых эпох показывает, что они имели определенную организационную структуру, в которой существовали разные уровни управления. До 20 века подходы и методы управления носили в основном имперический характер. Современная концепция управления, как научной дисциплины, профессии, области исследований сформировалась только в 20 веке.
Ф.Тейлор в 1911 году опубликовал книгу «Принципы научного управления, чем положил начало признанию управления наукой. Становление управления как науки было ответом на потребности развития экономики.
Известен ряд подходов к теории и практике управления:
1) Подход, основанный на выделении различных школ управления.
2)
Процессный подход
3) Системный подход (руководитель рассматривает организацию как систему),4) Ситуационный подход
Экономический
рост является наиболее важной особенностью
современного экономического развития,
которое в значительной степени определило
эволюцию управления организациями.
Истоки проблем российского менеджмента
На рубеже веков – в конце ХIХ – начале ХХ в. в России и Японии шла ускоренная индустриализация, происходило становление управления (как и в развитых странах Европы и в США).
В конце 20-х, начале 30-хг. ХХ века управление народным хозяйством в СССР было полностью централизовано. Функции стратегического управления сосредоточились на уровне наркоматов (министерств), высшего руководства страны. Предприятия и организации стали играть роль производственных подразделений. Лишь после ликвидации командно-административной системы сотни тысяч предприятий стали самостоятельными организациями.
Элементы
систем управления на п/п в 20-х –
30-хг. ХХ в. были скопированы с аналогичных
п/п США и Германии. В качестве научной
основы использовались труды Ф.Тейлора.
Значительная часть этих элементов сохранилась
и до настоящего времени. Пример: в управлении
часто используют подходы школы «научного
управления», до сих пор применяется устаревшая
форма отчетности, которая была создана
для однопродуктовых предприятий времен
начала индустриализации.
Стратегическое управления
Стратегия – это основное направление деятельности, она должна быть отражена в плане, предназначенном для того, чтобы обеспечить осуществление миссии – главной цели организации – и достижение других ее целей. Стратегия воплощается в детальный комплексный план.
Стратегическое планирование – это предпринимаемые руководством действия и решения, которые ведут к разработке стратегий, предназначенных для достижения организацией своих целей.
Процесс стратегического планирования – это инструмент принятия управленческих решений.
Современной
задачей стратегического
Стратегическое планирование состоит из 8 основных этапов: 1) формирование миссии предприятия; 2) постановка целей; 3) оценка и анализ внешней среды; 4) управленческое обследование предприятия; 5) анализ стратегических альтернатив; 6) выбор стратегии; 7) реализация стратегии;
8) оценка стратегии.
Процесс реализации стратегии можно представить в виде последовательности действий, включающей 13 этапов, образующих замкнутую цепь:
1.
Определение стратегии и
2.
Оценка и при необходимости
изменение организационной
3.
Распределение ресурсов по
4.
Определение ключевых
5.
Постановка задач для
6. Делегирование полномочий и установление методов координации.
7.
Определение политики в
8.
Уточнение целей отдельных
9.
Определение критериев и
10.
Создание информационной
11.
Формирование системы
12.
Воспитание и обучение
13.
Оценка результатов,
Существует
динамическое взаимодействие между
стратегией, структурой и средой, в
которой функционирует