Менеджмент. Курс лекций

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 23:08, курс лекций

Описание работы

Курс лекций для заочников

Работа содержит 1 файл

Менеджмент( курс лекций для заочников)2009г.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

      2. Межличностный конфликт  (самый  распространенный) проявляет себя  в столкновении характеров и личностей (работодатели за рабочие руки, люди с разными взглядами, ценностями).

      3. Конфликт между личностью и  группой (если человек имеет мнение, отличающееся от позиции группы).

      4. Межгрупповой конфликт (пример: отдел  сбыта ориентирован на быстрое  обслуживание покупателей, а бухгалтерия – на тщательный документированный учет, что замедляет обслуживание. 

Причины конфликта:

      1. Ограниченность ресурсов, которые  нужно делить.

        2. Взаимозависимость  заданий.

          3. Различие в целях, представлениях, ценностях, манере поведения,  уровне образования.

Структурные  методы управления конфликтной  ситуацией:

      1) разъяснение требований к работе

      2) установление общеорганизационных  комплексных целей

      3) использование системы вознаграждений.

      К межличностным стилям разрешения конфликтов относятся:

      1. Уклонение, т.е. менеджер сознательно  уходит от конфликта, воздерживается от участи в споре.

      2. Сглаживание (попытка менеджера   сгладить негативное отношение  одной стороны по отношению к другой путем приуменьшения серьезности ситуации).

      3. Принуждение – попытка принять  свою точку зрения любой ценой.

      4. Компромисс – частичное принятие  точки зрения другой стороны.

      5. Решение проблемы – это признание  различий во мнениях, готовность  ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти решение, приемлемое для всех сторон. 
 
 
 
 
 
 
 

Управление  трудовыми ресурсами.

      Планирование потребности в трудовых ресурсах необходимо для обеспечения достижения целей организации.

      Должностные инструкции по всем должностям и специальностям организации составляются по результатам анализа содержания работы соответствующими службами организации.

      Набор заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все должности  и специальности, из которого организация  отбирает наиболее подходящих для нее работников.

      Подготовка  кадров является одним из способов достижения эффективности деятельности организации. Обучение необходимо: 1) если человек поступает в организацию; 2) когда назначают на новую должность; 3) если не хватает определенных навыков для эффективного выполнения своей работы.

      Методы  подготовки управленческих кадров включает организацию лекций, дискуссий, чтение литературы, деловые игры.

      Характеристики  высокого качества трудовой жизни:

      1) работа должна быть интересной

      2) вознаграждение и признание труда  должно быть справедливым

      3) рабочая среда должна соответствовать  современным санитарным нормам.

      Управление  продвижением по службе многие организации  осуществляют путем планирования карьеры – разработки программы продвижения по службе. Планирование карьеры позволяет увязать планы профессионального роста сотрудников с задачами организации. Руководство должно дать сотрудникам время на разработку плана продвижения по службе и всячески стимулировать выполнение этой работы. 
 
 

Управление  операциями.

      Сущность  управления операциями.

      Обязанности операционных менеджеров можно разбить  на 3 основные группы: 1) разработка и реализация общей стратегии и направлений операционной деятельности организации;

               2) разработка и внедрение операционной системы, включая разработку продукта, производственного процесса, стандартов и норм, проектирование предприятия, решение о размещении производственных мощностей;

                3) планирование и контроль текущего функционирования системы.

      Операционная  функция – это действия, в результате которых производятся товары и услуги, поставляемые организацией во внешнюю среду.

      Операционная  система состоит:

      1. Перерабатывающая подсистема  (превращение  «входных» величин в «выходные».  Пример: пищевая промышленность: производятся  товары, начиная с получения сырья  и материалов, включая производство продуктов и заканчивая отгрузкой в торговую сеть.

      2. Подсистема обеспечения (пример: в ВУЗе – библиотека, на заводе  – ремонтно-строительная служба).

      3. Подсистема планирования и контроля  получает информацию из внутренней и внешней среды организации, обрабатывает ее и выдает решение, которое включает  планирование производственных мощностей, диспетчеризацию, управление материально-производственными запасами, контроль качества) .

      Стратегия операций состоит в предоставлении услуг или продуктов для удовлетворения основных потребностей потребителей (клиентов организации). В этой области главные стратегические решения – это как, когда и где производить товары или предоставлять услуги.

      Конкурентоспособность  заключается в том, что организация  делает что-то лучшее, чем ее конкуренты, это позволяет ей привлекать и сохранять потребителей.

      Стратегические  решения в управлении операциями таковы: выбор процесса производства или обслуживания – степени специализации, автоматизации; определение мощностей – размера предприятия; организация рабочей силы, технологии вблизи рынков и источников сырья.

      Проектирование  изделий и процессов производства.

      Современные производственные системы используют информационные технологии и компьютерную технику. (САПР – система автоматизированного  проектирования, АСУП – автоматизированная система управления производством, САС – система автоматического складирования и выдачи товаров и др.).

      Проектирование  изделий должно быть нацелено на удовлетворение потребности покупателей. Критерии проектирования изделий ( качество, стоимость, экономичность эксплуатации, срок службы, размер, прочность, универсальность, безопасность).

      Проектирование  работ и нормирование труда.

      Проектирование  работ – точное определение содержания каждого вида работы в организации, учитывая способности работника и возможности оборудования.

      Нормирование  труда – определение времени, требующего для выполнения работы.

      Оперативное управление производством включает функции календарного планирования и диспетчеризации производства, разнарядки работ и контроля сроков их выполнения. 
 

Социальная  ответственность  и этика.

      Социальная  ответственность и этика предпринимательства  в современном представлении предполагает, что задачей предприятия является удовлетворение нужд, потребностей и интересов потребителей более эффективными и более продуктивными, чем конкуренты способами, при непременном сохранении и укреплении благополучия потребителей и общества в целом.

      Фридмэн (Нобелевский лауреат премии по экономики) считает, что истинная роль предпринимателя заключается «в использовании» энергии и ресурсов в деятельности, направленной на увеличение прибыли при условии, что он придерживается правил игры… «участвует в открытой конкурентной борьбе, не прибегая к мошенничеству и обману».

      Социальное  участие.

      Общественная среда может сильно влиять на достижение организацией ее целей, поэтому организации приходится уравновешивать чисто экономические цели с экономическими и социальными интересами составляющих среды (население, потребители, поставщики, средства массовой информации, общественные движения, партии, работники организации, держатели акций). Т.е., организации несут ответственность перед обществом, в котором функционируют, помимо и сверх обеспечения эффективности, занятости, прибыли и законности. Организации должны поэтому направлять часть своих ресурсов и усилий для решения социальных проблем, обязаны жертвовать средства на благо и совершенствование общества.

      Юридическая и социальная ответственность.

      Социальная  ответственность в отличие от юридической (обязательное следование конкурентным законам и нормам государственного регулирования, определяющим, что может, а что не должна делать организация), подразумевает определенный уровень добровольного участия организации в решении социальных проблем.

      Достоинства и недостатки концепции социальной ответственности:

      Достоинства:

      1. Благоприятные для предприятия  долгосрочные перспективы (в обществе, благополучном с социальной точки зрения, существуют хорошие условия для деятельности предприятий, если краткосрочные издержки в связи с соц.действием высоки, то в долгосрочной перспективе они могут стимулировать рост и прибыль, т.к. предприятие становится привлекательным для поставщиков и общества).

      2. Наличие ресурсов для оказания  помощи в решении соц.проблем  (предпринимательство располагает значительными трудовыми и финансовыми ресурсами, ему следовало бы предоставить их часть на соц.нужды).

      Недостатки:

      1. Нарушение принципа максимизации  прибыли.

      2. Расходы на соц.вовлеченность.

      3. Недостаточный уровень отчетности  перед обществом.

Контроль.

Контроль – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.

      Функция контроля – это выявление проблемы и корректировка деятельности до того, как проблемы перерастут в кризис.

      Система контроля является неотъемлемой частью планирования, создания организационных структур.

      1. Предварительный контроль охватывает  такие сферы как: 1) человеческие  ресурсы (анализ профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения должностных  обязанностей и отбора кадров); 2)  материальные ресурсы (выработка стандартов уровня качества, проведение проверок соответствия поступающих материалов требованиям); 3) финансовые ресурсы ( контроль за текущим финансовым планом).

      2. Текущий контроль осуществляется  непосредственно в ходе проведения работ. Объект – подчиненные сотрудники (регулярная проверка работы подчиненных).

      3. Заключительный контроль осуществляется  после того, как работа выполнена.

            Рекомендации по проведению эффективного контроля:

      1) устанавливайте объективные стандарты,  которые воспринимаются   сотрудниками (для оценки их деятельности);

      2) устанавливайте двухстороннее общение  с подчиненными при возникновении проблем для открытого обсуждения);

      3) избегайте чрезмерного контроля;

      4) вознаграждайте за достижение  стандарта.

      Характеристики эффективного контроля

      Стратегическая  направленность контроля является одним  из главных условий его эффективности. Контролироваться должны результаты деятельности организации по стратегическим направлениям на основе количественных оценок. Контроль за мелкими операциями не имеет смысла и будет отвлекать от важных целей.

Информация о работе Менеджмент. Курс лекций