Менеджмент как система управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Менеджмент как современная система управления фирмой, предприятием, действующими в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для их эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной деятельности.

Содержание

Введение 3
1. Методологические основы оценки результативности и эффективности систем
менеджмента. 5
2. Результативность менеджмента. 9
3. Эффективность менеджмента 12
4 Качество менеджмента. 17
5.Конкурентоспособность менеджмента. 20
6. Эффективность и качество деятельности менеджера. 22
7. Оценка качеств и профессиональный отбор менеджеров 26
Сущность эффективности управления 31
9.Критерии и показатели эффективности управления 32
Заключение 34
Список литературы 35

Работа содержит 1 файл

Менеджмент как система управления.doc

— 316.50 Кб (Скачать)

■   по формам эффективности  — системы менеджмента, управленческой деятельности, процесса управления, управленческого нововведения, деятельности менеджера и служащего.

 

4 Качество  менеджмента

 

Эффективность управления тесным образом связана с его  качеством. Управление через свои специфические  возможности и средства воздействует на движение и развитие всего организма производственно-хозяйственной системы, на все его процессы: производственные, обслуживающие, управляющие. Однако, акцентируя внимание на том, как управление влияет на производство, часто игнорируют обратную связь, т.е. то, что происходит или должно происходить с управленческой деятельностью в результате управляющего воздействия. Это, естественно, приводит к диспропорциям в развитии системы менеджмента и тем самым снижает эффективность принимаемых мер или вообще приводит к отрицательным последствиям. Еще сохраняется взгляд на управленцев как на иждивенцев и требование сокращать их численность любыми средствами, в основном административными.

Многие проблемы будут сняты  при определении категории качества менеджмента и усвоении методологии  исследования, измерения и оценки данной характеристики.

Качество есть определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом, и отличается от других предметов. Качество предмета не сводится к отдельным его свойствам. Оно связано с предметом как целым, охватывает его полностью и неотделимо от него.

Поэтому понятие качества связывается с «бытием предмета». Сущность данного понятия применима к любой деятельности, в том числе к производственно-хозяйственной и управленческой.

В социально-экономической системе  категория качества используется как характеристика качества труда, производственной деятельности, качества продукции. Все данные понятия взаимообусловлены. Качество труда определяет качество производственной деятельности, последнее находит отражение в качестве продукции. Качество отражает сущностные черты назначения предмета или явления, их главную функцию.

Продукция имеет конкретное целевое  назначение и функциональные особенности. Именно они характеризуют качественную специфику данного предмета в отличие от любого другого. Если автомобиль — средство передвижения, то его качество характеризует то, как он его обеспечивает: скоростные возможности, проходимость, расход энергии, продолжительность работы, вместимость, дизайн, цена, комфорт.

Качество в значительной степени  определяется потребностью, или спросом. В определенных случаях такую потребность создает сам изготовитель. Таким образом, качество продукции выступает целью производственной деятельности. Обеспечение данной цели становится функцией менеджмента, а ее реализация обеспечивается системой менеджмента. Качество продукции или услуги определяется качеством производственной деятельности, используемых ресурсов, профессионализмом и опытом персонала, организацией управления.

Вышеизложенное позволяет сделать  ряд важных выводов:

■   качество отражает аспект назначения продукции (услуги) или деятельности;

■   качество деятельности определяет качество продукции; «  качество продукции  и качество деятельности выражается системой показателей, характеризующих  отдельные его стороны;

■   качество выступает целью  производственно-хозяйственной системы, что обусловливает потребность формирования системы управления качеством.

Исходя из данных положений рассмотрим категорию "качество менеджмента». При этом используем представление о менеджменте как управленческой деятельности и системе управления.

Под качеством понимается совокупность существенных свойств, характеризующих способность управления удовлетворять потребности производства. Отсюда следует, что качество менеджмента можно описать совокупностью характеристик, отражающих целевые, функциональные, мотивационные, экономические, организационные, социальные, технологические, правовые свойства. Критерием качества выступает управляемость. Как категория управления качество имеет социально-экономическую форму, что

выражается в его целевом назначении, в применяемых рычагах и стимулах.

Первым признаком качества управленческой деятельности выступает 

качество труда, отражающее сущностные его особенности и  производи 

тельную силу. Качество труда  проявляется в качестве продукта труда. Именно качество продукта труда есть функциональное назначение управленческого труда. В связи со сложностью измерения производительной силы управленческого труда рассмотрим качественные особенности труда и его продукта.                                                                                                         

Качественными особенностями  управленческого труда выступают:   

■   творчество как  форма умственного труда;

■   предпринимательский  характер;                                                         

■   инновационность;

■   временные ограничения;

■   коллективный характер (партнерство, корпоративность);

■   рисковость.

Как видим, качественные характеристики управленческого труда  многогранны: экономические, специальные, организационные и др. Их оценка и измерение предполагают обязательное сопоставление значений качественных характеристик с требованиями производственно-хозяйственной деятельности и ситуационными данными.

В дополнение к общим  характеристикам качества труда  следует присоединить качественные характеристики управленческих работников, информационных ресурсов, средств и техники, трудовых взаимоотношений между работниками и коллективами, качество организации, условий и мотивации труда.

Поскольку непосредственным продуктом труда в управлении является воздействие, рассматриваемое нами как реализованное решение, то качество управленческого труда выражается в качестве этого решения, в его способности удовлетворять те или иные потребности производства.

Качество управления как результат воздействия проявляется в его активизирующей, организующей, направляющей, мотивирующей силе, что определяется правильным выбором используемых средств и методов воздействия, правильной процедурой их реализации в производстве. О качестве воздействия можно судить лишь после его реализации. До этого можно говорить только о соблюдении принципов и методов формирования воздействия и предполагаемом качестве. Качество воздействия отражается в его реализуемости, своевременности, правильности выбора путей и средств решения производственно-хозяйственной проблемы.

При оценке управленческого  решения как процесса используются качественные характеристики: оптимальность, экономичность, оперативность, эффективность, рисковость, социальная значимость, правовая защищенность. При оценке решения как результата воздействия определяется эффект, рассматриваемый как итоговая характеристика качества менеджмента.

Особенностью понятия  «качество управления», обусловленного сущностью управления как воздействия, выступает не только наличие качественных свойств, но и их соответствие потребностям производственно-хозяйственной и социальной деятельности, а также соответствие прогрессивным тенденциям, мировым и отечественным стандартам, регламентирующим данные тенденции. Например, качество структуры управления выражается в обеспечении устойчивости деятельности в сочетании с гибкостью ее связей и способностью приспособления в случае изменения ситуации и задачи. При этом обеспечивается соответствие объема и характера связей нормам управляемости. Последние связаны со спецификой функций, выполняемых на данном уровне структуры, и объемом полномочий, закрепленных за данным уровнем (лицом). Так, на уровне дирекции предприятия норма управляемости составляет 5—6 человек (подразделений), имеющих выход на одного руководителя. Чем ниже уровень управления и однообразнее выполняемые функции, тем выше норма управляемости или диапазон контроля. На уровне мастера норма может составлять 25—40 человек в зависимости от особенностей производственной деятельности.

Качество системы менеджмента  проявляется в следующих характеристиках: социально-экономических — имидж и марка фирмы, ее место в мировом или национальном рейтинге, ценовая стратегия, экономичность; организационных — надежность, организованность, адаптивность, уровень интеграции и дифференциации управления, уровень децентрализации и диверсификации; социальных и психологических — коммуникабельность, корпоративность, уровень культуры, социально-психологический климат, совместимость, стиль руководства, соотношение формальных и неформальных структур, этичность поведения руководителей, профессионализм кадров; технологических - инновационность, уровень технологичности, техническая вооруженность.

Между качеством и  эффективностью менеджмента прослеживается диалектическая взаимосвязь. Качество выступает одновременно и как средство, и как результат эффективности. То же можно сказать и об эффективности, выступающей как средство и как результат высокого качества.

И качество управления, и  его эффективность — разные состояния управления. Общее у них то, что они представляют собой признаки деятельности, отражаемые в конечных результатах. По мнению И.М. Сыроежина, «эффективность — это динамика объема деятельности, а качество — динамика ее структуры»

.

5.Конкурентоспособность менеджмента

 

Каждая характеристика менеджмента имеет свои, отличные от других, свойства и особое содержание. Однако в той или иной степени  они влияют друг на друга и формируют  условия достижения более емкой  по содержанию и более комплексной по воздействующим факторам характеристики, какой выступает конкурентоспособность. Если исходить из рассматриваемого набора характеристик, конкурентоспособность можно oопределить как критериальный признак развития менеджмента.                  

Действительно, как отмечалось ранее, главная цель менеджмента  — обеспечение устойчивого и  долговременного развития социально-экономической  системы. Поэтому менеджмент, функционируя результативно и эффективно, обладая  высоким качеством, может реально  обеспечить развитие социально-экономической системы, благодаря способности выбора линии поведения в конкурентной среде. Такие условия создаются, если технология и организация производства, продукция фирмы и менеджмент обладают конкурентоспособностью.                                                   

Рассмотренные характеристики менеджмента можно представить  в oпpeделенной последовательности их использования при оценке менеджмента.

Конкурентоспособность  Результативность

Эффективность

Качество

Наиболее распространенной является концепция конкурентоспособности, основанная на умении определять и эффективно использовать сравнительные преимущества в области качеств выпускаемой продукции или предприятия. Многие ведущие фирмы сформулировали свои преимущества в виде лозунгов, правил, которым должны следовать все работники. Фирма «Тойота» в автомобильном бизнесе известна высокой надежностью изделий — «автомобили без дефектов». Фирма «Феррари» характеризуется высокими скоростными качествами и высоким техническим продуктом. Исключительность компании «Хюлетт-Паккард» опирается на новые виды продукции и собственные патенты, т.е. преимущество перед другими фирмами заключается в большом количестве нововведений вследствие чего в компании созданы мощные подразделения НИОКР Фирма -IBM» славится как лучшая в мире постановкой технического обслуживания своих компьютеров.

По мнению известных  менеджеров, чтобы быть фирмой мирового уровня, следует стать хотя бы по одному важному аспекту производственной деятельности лучшей в мире, в стране, в отрасли или на рынке.

Следует отметить, что  создание преимуществ, их развитие выступают  функциями менеджмента, а их реализация требует новых свойств и качеств, обусловленных спецификой конкурентной среды.

Конкурентоспособность менеджмента рассматривается как способность системы менеджмента вырабатывать и поддерживать конкурентные преимущества предприятия в области эффективных методов и форм организации управления, прогрессивных систем мотивации работников, профессионализма менеджеров и др.

Так, бизнес Японии известен использованием специфических методов управления качеством продукции и работ и системой обучения персонала. Известны и методы материально-технического обеспечения поставок в производственных процессах «точно вовремя». Получила распространение американская система «участия в прибыли» как система мотивации, обеспечивающая в определенных условиях улучшение результатов деятельности.

Можно сказать, что конкурентоспособность  менеджмента становится самостоятельным  и весьма результативным фактором в стремлении к высокой производительности и обеспечению устойчивых позиций на рынке.

Для России осмысление, разработка и реализация новых подходов в  области конкурентоспособности  менеджмента — чрезвычайно важная проблема. Традиционные для экономики России конкурентные преимущества в менеджменте могут раскрыться в профессионализме менеджеров и управленческого персонала в целом.

Информация о работе Менеджмент как система управления