Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 16:35, курсовая работа
В данной работе рассмотрим, что же такое менеджмент, так как это
понятие часто начинает встречаться нам в повседневной жизни, его
сущность и содержание. Также рассмотрим менеджмент как науку, как процесс
управления, т.е. уделим внимание всем сторонам и особенностям менеджмента.
О менеджменте принято говорить как об искусстве управления организациями.
Можно приобрести навыки управления фирмой, отраслью, регионами, труднее
управлять непосредственно людьми и наиболее сложно научиться управлять собой,
управлять своей собственной жизнью.
Введение 3
1. Менеджмент – это наука и искусство 7
2. Методы искусства управления 10
2.1. Метод Сократа 10
2.2. Метод трех раундов 11
2.3. Метод Штирлица 13
2.4. Метод "лягушка в сметане" 14
3. Основные принципы управления 16
3.1. Принцип цели 17
3.2. Принцип правовой защищенности управленческого решения 19
3.3. Принцип оптимизации управления 20
3.4. Принцип соответствия 25
3.5. Принцип автоматического замещения отсутствующего 26
3.6. Принцип первого руководителя 27
3.7. Принцип одноразового ввода информации 28
3.8. Принцип повышения квалификации 30
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Реальное применение принципа одноразового ввода информации дает возможность
управляющим всех уровней использовать в своей работе большие объемы
достоверной и оперативной информации. Например, управляющий фирмой или
супермаркетом может легко получать ежедневную, еженедельную, месячную и
годовую информацию с нарастающим итогом о цене каждого из большой
номенклатуры товаров, о количестве проданного товара и о складских остатках
его, о текущих расходах и прибыли и т. д. Часть этой информации вводится в
базу данных автоматически,
с помощью складских или
производства, а в магазинах - с помощью устройства, считывающего записанную
на упаковке информацию о товаре. Важно только сохранять точную адресность
выдаваемой информации, т. е. оградить пользователя от избыточной информации и
при изменении структуры предприятия передавать сведения нуждающемуся в них
абоненту.
Принцип повышения квалификации
Характерной чертой любого общества, стремящегося к процветанию, является
повышенное внимание к системе образования. Германия, например, декретом
Фридриха Великого ввела обязательное начальное образование еще в XVI в., к
концу XIX в. 97,5% немецких детей получали школьное образование. К 1925 г.
99,4% японских детей посещали школу, а в 1927 г. 93% японцев умели читать.
Будем объективны - успехи системы народного образования СССР тоже были весьма
значительны, хотя централизованное
распределение выпускников
которым в приеме на paбoтy нельзя было отказать, создавало множество
сложностей и конфликтов.
Но реализация принципа обязательного повышения квалификации традиционно
встречала сопротивление на всех уровнях управления: работники низших
иерархических уровней отказываются от любых форм учебы и повышения
квалификации ("Зачем мне это нужно? Все равно я ничего не пойму..."), а
высшие руководители уже все давно знают. Когда-то, еще до перестройки, если
от руководителей требовали в обязательном порядке направлять сотрудника на
учебу, то обычно командировали самого слабого, ненужного предприятию
сотрудника. Были даже "штатные специалисты по повышению", проходившие курсы
по 7-10 раз, но они, увы, так и остались рядовыми инженерами техотдела или
службы комплектации.
Итак, этот принцип управления настоятельно требует обязательного повышения
квалификации всех сотрудников, занятых в производственном процессе,
независимо от занимаемой должности. Рыночная экономика современной России
предъявляет более серьезные требования к повышению квалификации руководителей
предприятий, чем при социалистическом плановом ведении хозяйства. В первую
очередь это относится к тем, кто принимает стратегические управленческие
решения, кто несет ответственность за развитие предприятия, за постоянное
обновление продукции и реализацию новых технологических и организационных
решений. Процесс обучения человека не так прост, как кажется многим
непосвященным. Обучение человека начинается с рождения и продолжается всю
жизнь, но интенсивность восприятия, столь удивительная в младенческие годы,
падает с годами, и в
период интеллектуального и
способность к обучению значительно снижается. Другим методом обучения
является ротация по службе, когда специалистов различного профиля перемещают
на срок от трех месяцев до года из отдела в отдел. Ротация позволяет
ознакомить сотрудников фирмы со многими сторонами деятельности предприятия,
уяснить необходимость координации и взаимосвязи отделов.
Опытный руководитель, заинтересованный в профессиональном развитии
сотрудников, должен чутко уловить период спада деловой активности человека,
помочь ему преодолеть
разочарование при
действительного, а также при потере профессиональной заинтересованности на
освоенном уже участке работ. Необходим перевод, ротация сотрудника на новый
участок работы или направление его на повышение квалификации. Повышать
уровень своих знаний не обязательно в академиях и специальных институтах.
Можно, и это значительно дешевле, делать это в стенах своего предприятия,
ведь и раньше у нас практиковались дни технической учебы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самореализация или воплощение Себя в конкретных делах как постоянная Цель и
“двигатель” всей жизни человека, есть и первейшая основа нравственности.
Свободная деятельность человека
(а предпринимательство в
именно таковой и является) есть основное средство строительства собственного
Жизненного пути. Однако для этого такая деятельность должна обретать
личностный оттенок, т.е. способна отражать и воплощать себя через личность.
Некоторые исследователи считают, что человек неосознанно ищет занятие, в
котором он будет сохранять соответствие своим представлениям о себе, а “входя
в профессию” будет искать
осуществление этого
необходимо увидеть Себя в в той маленькой вещи или деле, которое он в данный
момент делает. Об этом же писал В. Гете в “Вильгейме Майстере”: “В глубине
человека заложена творческая сила, которая способна создать то, что должно
быть, которая не даст нам покоя и отдыха, пока мы не выразим, не воплотим это
вне нас тем или иным способом”. Когда отсутствует разрыв между человеком и
его делом, это дело поглощает человека. В этом случае человек, по меткому
выражению М. Пруста, “раздает себя в разные вещи” и тогда “можно открывать
великие истины или великие красоты.”. Человек, который так или иначе не
воплотил Себя в конкретных делах, вещах, - никогда не увидит и не познает
самого Себя, он ни за что не возьмет ответственности. Такой человек отчужден
от своего труда, поэтому глубоко им неудовлетворен.
Резюмируя можно сказать, что предложение данной работы состоит в трактовке
понятия “менеджмент” как прежде всего планирования и управления своей жизнью,
выбора и корректировке путей самореализации, воплощения себя в определенных
делах. Традиционное понимание менеджмента как искусства (и науки) управления
какой-то организацией сохраняется, становясь при этом как бы составной,
результирующей частью этого понятия. Таким образом, менеджмент есть прежде
всего менеджмент жизни, путеводитель в мире и организатор всех наших побед и
поражений. Начни с себя, но непременно воплоти в деле - вот стержень и девиз
предлагаемого понимания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вейлл Питер. Искусство менеджмента. Пер. с англ. -М.: Новости, 1993.
2. Веснин В. Р. Менеджмент для всех. -М.: Юрист, 1994.
3. Герчикова И.Н. Менеджмент. М.: ЮНИТИ, 1995.
4. Кнорринг В.И. Теория,
практика и искусство
5. Кнорринг В.И. Искусство управления, интернет – издание.
6. Максимцов М. М. Менеджмент, Москва, ЮНИТИ, 1999.
7. Менеджмент. -М., 1994.
8. Радугин А.А. Основы менеджмента, Москва, Центр, 1998.
9. Скворцов И. Менеджмент как искусство управления. № 4, 5, 1994.
10. Смирнова В.Г. Менеджмент
как искусство. Журнал
11. Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф, Форд Г. Управление – это наука и искусство. Издательство «Республика», М. 1992.
12. http://www.dis.ru/manag/arhiv/
Информация о работе Менеджмент как наука и искусство управления