Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 16:35, курсовая работа
В данной работе рассмотрим, что же такое менеджмент, так как это
понятие часто начинает встречаться нам в повседневной жизни, его
сущность и содержание. Также рассмотрим менеджмент как науку, как процесс
управления, т.е. уделим внимание всем сторонам и особенностям менеджмента.
О менеджменте принято говорить как об искусстве управления организациями.
Можно приобрести навыки управления фирмой, отраслью, регионами, труднее
управлять непосредственно людьми и наиболее сложно научиться управлять собой,
управлять своей собственной жизнью.
Введение 3
1. Менеджмент – это наука и искусство 7
2. Методы искусства управления 10
2.1. Метод Сократа 10
2.2. Метод трех раундов 11
2.3. Метод Штирлица 13
2.4. Метод "лягушка в сметане" 14
3. Основные принципы управления 16
3.1. Принцип цели 17
3.2. Принцип правовой защищенности управленческого решения 19
3.3. Принцип оптимизации управления 20
3.4. Принцип соответствия 25
3.5. Принцип автоматического замещения отсутствующего 26
3.6. Принцип первого руководителя 27
3.7. Принцип одноразового ввода информации 28
3.8. Принцип повышения квалификации 30
Заключение 33
Список использованной литературы 35
продуманных специалистами-профессионалами рекомендаций.
Принцип цели
Пожалуй, любой человек легко ответит на вопрос: что такое цель? Ясно, что это
то, чего мы хотим достичь, цель - мысленное, продуманное и взвешенное
определение того результата, на достижение которого направлены наши помыслы и
действия. Счастье, благополучие родных и близких, достижение славы, почестей
и богатства - цели могут быть далекие и близкие, общие и частные,
промежуточные и конечные. Но трудно найти человека, который мог бы в своей
жизненной повседневности, в ежедневной суете и текучке помнить об этих целях
и давать самому себе отчет - зачем он это сказал, зачем он это сделал, какой
цели он хотел добиться? Не случайно, что на вопрос о цели жизни так и не
получен ответ.
В управлении проблема цели является центральной, она определяет и peryлирует
действия и является основным законом, сложным алгоритмом поведения,
подчиняющим себе все стороны управляющего воздействия. В кибернетике под
целью понимается действие обратных связей, при которых информация о разнице
между требуемым и фактом
стимулирует приближение
состоянию. Функционирование любой системы, включая и человеческую
деятельность, будет эффективной, если в причинно-следственную связь между
элементами ее структуры будет включена в качестве важнейшего звена
обоснованная, соответствующая условиям и возможностям, четко сформулированная
цель.
Производственное, а тем
более государственное
стратегическими целями должно решать значительный комплекс взаимосвязанных
организационных, научных, социальных и технических задач. Одновременно с
традиционными, заранее определенными задачами постоянно возникают внештатные
ситуации, которые требуют безотлагательного оперативного решения, и часто
успех деятельности коллектива зависит от умелого решения многочисленных и
неожиданно появляющихся острых проблем. Искусство определять важнейшие
тактические цели, определять очередность и методы их решения - основа
искусства управления и часто основывается на предвидении, интуиции. Однако
перечень ключевых, центральных задач и, следовательно, ожидаемый эффект от их
решения вполне могут и должны быть определены заранее по каждой из основных
подсистем управления.
Итак, один из важнейших принципов управления можно сформулировать коротко и
четко: каждое действие должно иметь ясную и определенную цель. Этот принцип
распространяется на все виды деятельности человека, от государственного и
производственного управления и до тактики поведения личности на бытовом и
межличностном уровнях. Не зная цели и тех результатов, которых можно ожидать
при ее достижении, любая акция, любой поступок обречены на провал или могут
вызвать серьезный конфликт.
Принцип правовой
защищенности управленческого
Предпринимательская деятельность всегда сопряжена с определенным риском, а в
России после ее вступления в конкурентные рыночные отношения и при не
устоявшихся еще правовых нормах - особенно. Взаимодействие между
производителем и потребителем, между продавцом и покупателем зависит от
многих правовых ограничений. Постоянно рождаются все новые и новые законы,
меняются кодексы. Государственная Дума России поражает мир не только громкими
скандалами, но и удивительной законотворческой плодовитостью, не уступают ей
и так называемые субъекты Федерации, постоянно рождаются указы Президента и
решения Правительства. Каждое ведомство России, "идя навстречу пожеланиям
трудящихся", постоянно "совершенствует" систему учета, отчетности и надзора:
меняются и непрестанно регулируются требования к качеству пищевых продуктов и
к защите прав потребителя, к охране труда и нормативам условий работы, к
охране окружающей среды и т. д. Как бы ни относились руководители предприятий
и фирм к этим правовым актам, но выполнять или хотя бы считаться с ними
необходимо - иначе неминуемы крупные штрафы или решения о полном прекращении
работы предприятия.
Принцип "разрешено все, что не запрещено" вызывает большие сомнения. Многие
сферы бизнеса, сулящие несомненную и быструю прибыль, находятся или в
противоречии с действующими законами (торговля оружием, наркотиками), или на
грани с их нарушением (игорные заведения, многочисленные "массажные"
заведения и т.д.). Решения о вложении капитала в подобные сферы при всей их
коммерческой заманчивости практически неминуемо приведут к краху, как не
имеющие правовой защищенности, не говоря уж о морально-этической стороне
подобного бизнеса. Нельзя путать деловой риск с риском преступить закон, тем
более что, несмотря на трудности, противоречия, бесконечные дискуссии,
правовое пространство страны постоянно расширяется, вводятся в действие все
новые и новые законодательные акты. Такие федеральные законы, как о защите
прав потребителей, антимонопольной политике и конкуренции, о стандартизации
(составившие основы
консюмеризм, и деятельности союза потребителей России), сертификации
продукции и услуг, о рекламе и т. п., уже дают ощутимые результаты.
С переходом России к рыночной экономике, с повышением роли международных
связей стало необходимым знать и постоянно изучать законодательные акты стран
- партнеров по бизнесу, и в первую очередь учитывать действующие торговые
ограничения этих стран: величину таможенного тарифа, т. е. налог на ввозимые
товары; размеры квот - количественный предел товаров, разрешенный на ввоз в
страну; систему эмбарго, т.е. перечень запрещенных видов импорта;
существующую систему валютного контроля; нетарифные барьеры (отдельные страны
налагают жесткий запрет на ввоз товаров, не соответствующих принятым в стране
стандартам). Принцип правовой защищенности требует от руководителей
предприятий знания действующего законодательства и принятия управленческих
решений только с учетом соответствия этих решений действующим правовым актам.
Принцип оптимизации управления
Любая управляемая система эволюционно развивается, совершенствуется, в ней
возрастает упорядоченность, оптимизируется структурная организация.
Источником, причиной развития являются внутренние противоречия системы, и
эволюция системы зависит от своевременного определения этих противоречий,
уменьшения или устранения их негативного влияния. Противоречия как
диалектическая категория являются необходимым и существенным фактором
развития, любого поступательного движения. Но накопление противоречий может
привести к хаосу, потере управления, к регрессу.
Своевременная обработка информации о внутренних процессах в системе и ее
осмысление позволяют принимать разумные управленческие решения,
совершенствовать
с внешней средой. Оптимизация управления позволяет совершенствовать структуру
управляемого объекта и повышает его функциональные возможности, что в итоге
ведет к ослаблению или полному устранению внутрисистемных негативных
процессов. Этот важный принцип управления можно сформулировать так:
оптимизация управления повышает
эффективность управляемой
Справедливость принципа подтверждается бесчисленными примерами, так как
принципы управления универсальны и могут быть отнесены к любой действующей
открытой системе – технологическим процессам, производственным коллективам
или внутрисемейным отношениям. Оптимизация управления, включая и процессы
само регуляции, для любых сложных систем (будь то человек, фирма,
производственное предприятие или экономика в целом) является основным
условием развития и гарантом эффективной деятельности. Например, летательные
аппараты любых систем дают бесспорный выигрыш в скорости передвижения, но
важно обеспечить их высокую надежность. Прогресс в авиации, совершенствование
управления увеличивали скорость и постоянно повышали надежность и
безопасность полетов. Совершенствование управленческих процессов в трудовых
коллективах имеет основной
целью повышение
уменьшении противоречий
между руководителем и
потребности общества и технический прогресс находятся в постоянном
противоречии, и основная задача производственников - уменьшить негативное
влияние технологических процессов на состояние окружающей среды.
Оптимизация и упрощение сложных производственных систем - необходимое условие
для более эффективного использования постоянно растущих объемов информации,
что и определяет прогресс этих систем. В народном хозяйстве принцип
оптимизации управления диктует необходимость сокращения отраслевых
иерархических уровней управления, уменьшения регламентирующей роли
государственного аппарата, сковывающей самостоятельность и инициативу,
совершенствования структуры управления предприятий и мотивации труда. Все это
в итоге повысит эффективность деятельности трудовых коллективов и народного
хозяйства в целом.
Этот основополагающий принцип управления дает ответы на важнейшие,
принципиальные, имеющие большое практическое значение вопросы - какое решение
должен принять руководитель: сконцентрировать всю полноту власти в своих
руках или раздать большую ее часть своим коллегам? Централизация или
децентрализация? Когда, в каких случаях централизация необходима? Какая
структура управления при данной производственной ситуации является
оптимальной? И, наконец, сколько сотрудников должно непосредственно
подчиняться руководителю? Трое, пятеро, а может быть, десять? Согласитесь,
что ответы на эти животрепещущие вопросы должен знать каждый руководитель.
Централизация управления, говорит теория и подтверждает практика, имеет
несомненные преимущества при решении глобальных, стратегических задач. Она
позволяет широко, масштабно распределять все виды резервов и ресурсов, но при
этом неизбежно подавляется творческая инициатива исполнителей, не всегда
оптимально решаются тактические задачи. Подтверждает этот вывод печальный опыт
социалистического строительства в нашей стране, трагические эпизоды Великой
Отечественной войны, изуродованные судьбы миллионов советских людей, особенно
творческих профессий. Яркий пример - разгром непобедимой армии Наполеона в
битве при Ватерлоо как
результат жесткой
принадлежит известная фраза: "Лучше один плохой главнокомандующий, чем два
хороших". Но в некоторых, чаще всего экстремальных, ситуациях принцип
единоначалия совершенно незаменим: война, пожар, стихийные бедствия. Трудно
представить управление армией без реализации этого принципа или семью без главы
- отца или матери. Важное
следствие имеет принцип
должен получать приказы только от одного непосредственного начальника. Это
ясное и понятное всем правило нарушается постоянно, начальнику трудно
преодолеть искушение самому вмешаться в производственный процесс, и его
указания кажутся ему, несомненно, самыми мудрыми.
Децентрализация управления освобождает членов коллектива от постоянной
докучливой опеки, эффективно стимулирует инициативу, полнее раскрывает
потенциальные возможности личностей. Рядовой работник выполняет задание с
удвоенной энергией, если ему предоставляется хотя бы минимальная степень
действительного контроля ситуации.
Децентрализация эффективна, если на низших уровнях управленческой
иерархии принимают
согласований и утверждения руководством (например, при обеспечении оперативного
управления, решении кадровых вопросов и т. п.). Децентрализация многих
управленческих функций неизбежна при территориальной разобщенности структурных
подразделений предприятия (филиалы, управления структурных подразделений) или
при необходимости специализации (НИИ, о КБ, центральный склад с большим объемом
погрузочно-разгрузочных работ и т. д.). Но децентрализация управления имеет
опасную тенденцию к втягиванию управляемого процесса в анархию, хаос. Часто и
опытные руководители обоснованно опасаются потерять контроль над управляемой
системой, а слабые - что появится компетентный неформальный лидер, который
может подменить своего начальника, подорвать его авторитет. Делегируя при
децентрализации свои полномочия исполнителям, руководитель часто не может
ответить на конкретные вопросы непосредственного начальства или при выступлении
на общем собрании. Например, какова текучесть кадров по специальностям за
отчетный период, как обеспечен производственный процесс станочниками различного
профиля, какие именно необходимы запасные части, какое необходимо
дополнительное
Информация о работе Менеджмент как наука и искусство управления